Использования современных наглядных средств обучения на уроках по предмету Человек и мир в 3 классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использования современных наглядных средств обучения на уроках по предмету Человек и мир в 3 классе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использования современных наглядных средств обучения на уроках по предмету Человек и мир в 3 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект уроков.
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект уроков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность наглядных средств обучения
1.2 Особенности внимания младших школьников
1.3 Наглядные средства обучения в начальной школе
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 Условия оптимального применения наглядных методов обучения
2.2 Разработка конспектов занятий по предмету «Человек и Мир» с использованием наглядности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» – научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений.
Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды. Под образовательной средой понимается естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика (по А. В. Хуторскому).
Образовательное содержание учебного предмета с позиции средового подхода не передаётся ученикам напрямую, а осваивается ими в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, совместной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами. «Средовый» подход к проектированию и реализации образовательного процесса является личностным и продуктивным, так как предусматривает создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, общеучебных и предметных умений, способностей, ценностей. Кроме того, предполагается и создание внешних образовательных продуктов: исследований, мини-сочинений, проектов, рисунков.
В работе с младшими школьниками наглядность является важным инструментом обучения. Наглядность является одним из компонентов интегрированной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше понять изучаемый материал на более высоком уровне.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность наглядных средств обучения
Наглядные методы повышают эффективность обучения, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых. Ведь большую часть информации об окружающем мире (до 90%) человек получает через зрительный канал и только 9% – через слуховой [5].
Наглядность (визуальные средства) — один из способов борьбы с вербализмом. Ученику легче сосредоточиться на процессе восприятия наглядного, чем на словесном изложении; даже точное словесное изложение материала учениками не всегда легко воспринимается. Осмысленность, ясность и прочность знаний зависят от умелого и своевременного использования наглядности [7].
Продуманное и методически обоснованное использование визуальных средств и приёмов обучения позволит добиться поставленной цели: максимально полного и глубокого усвоения материала.
Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе - мыслительной деятельности.
Обучающий результат визуальных средств заключается в обеспечении чёткости первоначального восприятия изучаемого материала, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения.
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 Условия оптимального применения наглядных методов обучения
Дидактические исследования о применении средств наглядности, о сочетании средств наглядности, проведенные под руководством профессора Л. В. Занкова и в Научно-исследовательском институте школьного оборудования и ТСО под руководством С. Г. Болтянского и Л. П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности. Перечислим их [5, c. 6]:
1. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место иго применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При подборе наглядных пособий на урок, необходимо опираться на цели и задачи данного урока, так как наглядные пособия четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам выделить и сгруппировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления и понятия.
2. При выборе наглядных методов иметь в виду, что они наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
– способствуют развитию у учащихся наглядно – образного мышления;
– выступают в роли средства активации внимания при усвоении любого учебного материала;
– содействуют активации учебно-познавательной деятельности школьников;
– позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;
– расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядность материала увеличивает его усвоение, поскольку задействованы все каналы восприятия младших школьников – зрительные, механические, слуховые и эмоциональные.
Наглядность (наглядные пособия) является одним из способов борьбы со словесностью. Ребенку легче сосредоточиться на процессе визуального восприятия, чем на устной презентации; даже точное устное изложение материала учащимся не всегда легко усвоить. Значимость, ясность и сила знаний зависят от умения и своевременного использования наглядности.
Продуманное и методологически правильное использование наглядных инструментов и методов обучения поможет достичь цели: максимально полного и глубокого усвоения материалов.
Основная функция наглядных инструментов и техник - это образное создание формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести все анализаторы и связанные с ними психические процессы чувств, восприятий, представлений в состояние активности, в результате которого создается богатая эмпирическая основа для обобщения - мыслительная деятельность.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка в процессе учебной деятельности становится произвольным, но непроизвольное внимание в течение длительного времени конкурирует с произвольным, в то время как развиваются такие свойства внимания, как объем, стабильность, изменчивость и концентрация.
Следует отметить, что существуют оптимальные условия для развития внимания у младших школьников (расширение кругозора, освоение новых видов деятельности, принятие более сложных инструкций, развитие навыков самоконтроля и пр.).
1. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах / под ред. М. И. Моро. – М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Артемов, А. К. Обучение математике / А. К. Артемов. – Пенза, 1995. – 143 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
4. Вергелес, Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеева, А. И. Раев. – СПб. : Питер, 2000. – 121 с.
5. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Григорьева, Л. П. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блиникова, О. Г. Солнцева // Дошкольник. Младший школьник. – 2001. – № 3. – С.22 – 25.
7. Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обу-чения / Д. Е. Денисов, В. М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
8. Ефимкина, Р. П. Психология развития. Методические указания / Р. П. Ефимкина. – Новосибирск : Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
9. Истомина, Н. Б. Методика обучения в начальных клас-сах / Н. Б. Истомина. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
10. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии: начальная школа / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
11. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С. С. Левитина. – М. : Владос, 1999. – 128 с.
12. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 140 с.
13. Методика преподавания предмета "Человек и мир" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Т. С. Кухаренко] ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. коррекционной работы. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,5 Мб). – Витебск, 2012. – Режим доступа: www.lib.vsu.by.
14. Ниязова, Г. Б. Организация исследовательской деятельности учащихся / Г. Б. Ниязова, Л. Р. Баимбетова, З. К. Бектурова. – Астана : Родник, 2010. – 64 с.
15. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015 – С. 74-77.
16. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1972. – 160 с.
17. Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Академия, 2002. – 218 с.
18. Силивон, В. А. Как рассматривать иллюстрации: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. А. Силивон. – 3–е изд., испр. и доп. – Мозырь : ООО ИД "Белый Ветер", 2008. – 62 с.
19. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
20. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
21. Харламов, Ф. И. Активизация учения школьников / Ф. И. Харламов. – Минск. : Нар. Асвета, 1970. – 280 с.
22. Шахмаев, Н. М. Технические средства обучения / Н. М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
23. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.
24. Югова, Л. Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л. Б. Югова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286.
25. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект уроков.
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект уроков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты