Мультимедийная презентация как средство визуализации учебного материала на уроках «человек и мир» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мультимедийная презентация как средство визуализации учебного материала на уроках «человек и мир» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Мультимедийная презентация как средство визуализации учебного материала на уроках «человек и мир» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятия по теме «Правила личной гигиены» у учащихся 1 класс
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2.1 Обоснование комплекса упражнений по формированию правил личной гигиены у учащихся 1 класса на уроках «Человек и мир» с использованием мультимедийных презентаций
2.2 Конспекты уроков по формированию правил личной гигиены на примере учащихся 1 класса с тяжёлыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир» с использованием мультимедийных презентаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент в мире происходит становление новой системы образования, которая ориентирована на включение информационных технологий в процесс обучения. Информационные технологии имеют огромные возможности для совершенствования учебного процесса. Мультимедийная презентация, в настоящее время, является наиболее известным методом наглядного представления учебного материала. В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи информационные технологии являются достаточно актуальными. Дети обладают небольшим словарным запасом, ограниченностью коммуникативных средств, что затрудняет процесс общения с окружающими. Вместе с нарушениями речи у детей отмечаются некоторые особенности познавательных процессов, что может вызывать трудности в усвоении знаний. Внимание учащихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется неустойчивостью, трудностью переключения, у данной категории детей преобладает непроизвольное внимание. По этой причине инструкции воспринимаются искаженно, задания выполняются с ошибками, а также страдает контроль за ходом выполнения заданий. Так же, дети испытывают трудности запоминания предлагаемого материала, особенно если он воспринимается на слух. Материал, который предъявляется зрительно, запоминается значительно лучше. У учащихся детей первого класса с тяжелыми нарушениями речи особенности мышления могут проявляться уже на уровне наглядно-образного мышления; в силу неполноценности образов памяти учащимся сложно использовать их как основу для выполнения предлагаемых заданий. Данная технология способствует не только более качественному усвоению новых знаний, но и активизации внимания, памяти, воображения, мышления.
Мультимедийные презентации можно использовать как один из методов работы на уроках «Человек и мир». Урок, на котором процесс обучения проходит только с учебником, не всегда может быть эффективным, к тому же для детей очень важна смена видов деятельности. Мультимедийная презентация может пробудить интерес к учёбе у учащихся, а также оказать помощь в знакомстве с окружающей действительностью, повышению познавательной активности, развитии речи на уроках «Человек и мир». Мультимедиа презентация служит не только для передачи знаний, но и для контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, полученных знаний, тем самым позволяет успешно выполнять дидактические функции.
В данный момент происходит активное применение информационных технологий в обучении, что требует от педагога знаний, умений и навыков в данной области.
Тема использования мультимедийных презентаций в процессе обучения была отражена в работах (И. Вернер, А.И. Каптерев, М. Кирмайер, У.Л. Рош, Б.В. Светлов, Л.Д. Скибб, A.M. Чеснат, О.В. Шлыкова и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ КАК СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятия по теме «Правила личной гигиены» у учащихся 1 класса
Личная гигиена – комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья человека путем поддержания гигиенического режима в личной жизни и деятельности, который включает: уход за кожей, волосами, уход за полостью рта, сохранение зрения, слуха.
Гигиеническое воспитание является частью общего образования, а гигиена – неотъемлемой частью культурного поведения. Гигиенические навыки включают в себя чистоту, культурное питание, экологический порядок и культурные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
Обучение навыкам культуры и здоровья начинается очень рано. Подготовка к развитию навыков, движения самообслуживания – это формирование у ребенка позитивного отношения к одежде, стирке и еде. Важным условием формирования гигиенических навыков является системный характер необходимых операций [4, с. 121].
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от младших школьников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности [2, с. 67].
Гигиенические навыки важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, школьным занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые школьные принадлежности и материалы, с которыми он будет заниматься или играть; четко и последовательно организовывать свою деятельность на уроке, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
2.1 Обоснование комплекса упражнений по формированию правил личной гигиены у учащихся 1 класса на уроках «Человек и мир» с использованием мультимедийных презентаций
«Человек и мир» – это интегрированный предмет, который изучается в начальной школе. Данный предмет предусматривает изучение биологических, географических и анатомических знаний. Такого рода знания способствуют формированию научного мировоззрения, знакомят детей с элементарными сведениями о живой и неживой природе, благоприятно сказываются на процессе социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель данного предмета представлена в формировании знаний о природе и обществе, о рациональном взаимодействии с окружающим миром. Предмет «Человек и мир» способствует формированию у учащихся представлений о человеке, природе, знакомит детей с системой взаимоотношений в мире. На уроках дети знакомятся со особенностями строения и функционирования собственного организма, правилах ухода за ним. В рамках изучения данного предмета у учащихся расширяется кругозор, они приобретают знания не только о том, что непосредственно их окружает, но и о явлениях, отдаленных от них.
В рамках изучения предмета работа ведется по следующим направлениям: ознакомление с природной средой; ознакомление с социальной средой; ознакомление с материалом анатомо-физиологического и санитарно-гигиенического содержания.
В учебной программе по предмету «Человек и мир» ведущим направлением является развитие личности учеников в школьном, семейном окружении, в малом и большом социуме. Содержание предмета составляют три образовательных компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество – человек» [8]. При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы. Ведущий образовательный компонент в данном предмете – «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания учащихся.
При изучении предмета «Человек и мир» учащимися с тяжелыми нарушениями речи особое внимание уделяется взаимодействию с людьми, анализу внешних условий, усвоению правильных представлений о предметном мире, который субъективно значим для человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личная гигиена – комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья человека путем поддержания гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает: уход за кожей, волосами, уход за полостью рта, сохранение зрения, слуха. Формирование навыков личной гигиены у учащихся 1 класса, как и детей дошкольного возраста, является важным этапом развития культуры поведения данной категории детей. Для того, чтобы формирование этих навыков проходило максимально положительно, необходимо определить такие аспекты как организация определенных условий, направленных на всестороннее развитие личности подрастающего поколения.
Учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа-описания; составлением рассказа по заданному началу и др. Развитие речи у учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также учащиеся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения детей уже на уровне планирования содержания рассказа.
Во второй главе работы были разработаны конспекты уроков с использованием мультимедийных презентаций для визуализации учебного материала при изучении предмета «Человек и мир» детьми с тяжелыми нарушениями речи в первом классе. В данных презентациях на каждом слайде представлен наглядный, красочный материал, который привлекает внимание детей. Применение обучающих мультимедийных презентаций способствует открытию новых возможностей образования, повышению эффективность процесса обучения и развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Применение мультимедийных презентаций является современным техническим средством, при помощи которого работа по воспитанию, обучению и всестороннему развитию личности учащегося с тяжелыми нарушениями речи становится более разнообразной и эффективной.
1. Аюшеева, Н. Н. Исследование и разработка моделей и методов поиска информационных образовательных ресурсов в электронной библиотеке : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.11 / Н. Н. Аюшеева. – Улан- Удэ, 2014. – 228 с.
2. Беляев, М. И. Технология создания электронных средств обучения / М. И. Беляев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. – М. : МГИУ, 2012. – 304 с.
3. Воробьева, А. А. Мультимедийная презентация как форма подачи учебного материала: специфика создания / А. А. Воробьева, В. В. Малаховская // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 7. – С. 27-32.
4. Гончарова, Е.Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Альманах Института коррекционной педагогики РАО, М., 2002, № 5. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potre bnostjami.
5. Горина, Е. Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий / Е. Н. Горина, А. Н. Махотина, Е. Н. Горина, А. Н. Махотина // Коррекционная педагогика. – 2013. – № 2. – С. 58-61.
6. Гусева, Е. Г. Мультимедийный урок в начальной школе / Е. Г. Гусева // Информатика в школе. – 2012. – № 5. – С. 51-58.
7. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 8-12
8. Деменчёнок, О. Г. Проведение занятий с применением мультимедийной техники / О. Г. Деменчёнок; О. Г. Деменчёнок // Школьные технологии. – 2010. – № 1. – С. 153-160.
9. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 4. – С. 44– 51.
10. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011г. №243-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by /main.aspx?guid=3871&p0=Hk1100243 .
11. Колобухина, Н.В. Современные техногогии в работе учителя-логопеда / Н.В. Колобухина // Практическая дефектология. – 2018. – №2. – С. 58-62.
12. Колодко, Е.Л. Информационные технологии – инструмент учителя-дефектолога / Е.Л. Колодко // Народная асвета. – 2018. – № 4. – С. 40.
13. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2013. – № 3. – С. 67– 78.
14. Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : пособие / М-во образования Респ. Беларусь, БГПУ ; сост. О. В. Гришенкова. – Минск, 2005. – 32 с.
15. Николаева, Е.И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е.И. Николаева, Е.И. Николаева// Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С. 150-155.
16. Постановление МЗ РБ от 7.08.2019 номер 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by /upload/docs/filee171618d1c744f28.PDF.
17. Савенок, Н.В. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / Н.В. Савенок. – Минск : РИПО, 2015. – 32 с.
18. Сб. программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1 – 5 классы. – Минск: НИО, 2008.
19. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2010. – 256 с.
20. Серединская, О. Х. Обучение предмету «Человек и мир» в начальных классах специальных школ : учеб.-метод. пособие для учителей спец. общеобразоват. школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении / О. Х. Серединская. – Минск : Местный литературный фонд, 2010. – 175 с.
21. Соколенко, Г. В.Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Соколенко ; Г. В. Соколенко // Коррекционная педагогика. – 2013. – #4. – С. 83-87.
22. Сороко, Е.Н. Использование электронных ресурсов в коррекционно – образовательном процессе / Е.Н. Сороко // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – №7. – С. 26-30.
23. Сороко, Е. Н. Создание электронных образовательных ресурсов для лиц с особенностями психофизического развития / Е. Н. Сороко, Е. М. Жолнерович // Непрерывное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями : тезисы докладов науч.-метод. конф. – Минск : БГУИР, 2012. – С. 114– 116.
24. Тюкало, И. И. Мультимедийные презентации / И. И. Тюкало // Народная асвета. – 2012. – № 11. – С. 53-55.
25. Феклистова, И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе / И. В. Феклистова; И. В. Феклистова// Коррекционная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 13- 16.
26. Чемоданова, Н. В. Информационные технологии в системе логопедической работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Чемоданова. – Минск : БГПУ, 2019. – 282 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты