Правовая проблематика в философии Средних веков
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовая проблематика в философии Средних веков»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Правовая проблематика в философии Средних веков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ АРАБСКОГО ВОСТОКА
РАЗДЕЛ 3 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В трактатах Аврелия Августина представлено несколько мыслей, объясняющих причины появления и сущность зла:
первая – в созвучии с раннехристианской литературой, в антропологическом ключе; вторая – в контексте онтологии, т. е. зло понимается как часть мироустройства; третья – как лишенность добра, и, наконец, четвертая, когда зло рассматривается в контексте фундаментальной для его философии идеи предопределения.
В период расцвета схоластики, несмотря на разнообразие философских учений, нравственно‐этические вопросы в целом и проблема теодицеи в частности рассматривались в границах диалектики или логики. Р. Пасноу совершенно справедливо отмечает «излишнюю зависимость от Аристотеля средневековых концепций» [1, с. 11], именно поэтому он говорит о том, как сложно для исследователя «найти наилучший способ говорить об этом времени» [2, с. 2].
Главным концептом в теодицее Фомы Аквинского является понятие «совершенство», которое оказывается сущностной характеристикой мироздания. Совершенство предполагает наличие неравенства как необходимой части бытия во всех имеющихся предметах и явлениях, благодаря чему и получают свое исполнение все мыслимые ступени совершенства; в нем уже заключена возможность существования вещей, способных отступать от блага. Однако Фома Аквинский доказывает, что не бывает зла по сущности, именно поэтому оно не может уничтожить благо. Философ указывает на то, что «нет единого первоначала зол, злого самого по себе. Первое начало всех вещей есть единое первое благо; а к последствиям его действий случайно присоединилось зло».
РАЗДЕЛ 1 ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Развитие новых экономических отношений, их мировоззренческое обоснование и поддержка не могло не опираться на религиозные воззрения. В результате происходило интенсивное развитие религиозно-мифологических учений, точнее воззрений, которые закреплялись в непреложных "истинах". Так как эти "истины" фиксировались в том или ином "Священном писании", то эти "документы" как бы усиливали незыблемость данных "истин", хотя не устраняли необходимости их определённого оправдания перед лицом разума. Всё это вместе и породило религиозную философию, а также предопределило своеобразное развитие всей палитры философских воззрений на мир, человека, государство, право, закон, познание, этику и т.д.
Следует отметить, что долгое время на Средние века смотрели как простой "перерыв" в ходе истории. Исследователи практически не обращали внимания на те успехи, которые были достигнуты в это время. А к ним можно отнести: расширение культурной области Европы, достижения в сфере философии, искусства, политики, морали, образования, логики, становление философских воззрений в странах Ближнего Востока, развитие еврейской философии и т.д. Ведь после образования Арабского халифата подавляющее большинство евреев оказалось в его пределах.
РАЗДЕЛ 2 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ АРАБСКОГО ВОСТОКА
Первая социально-философская проблема встала перед исламским миром в середине VII в. вместе со смертью халифа Али – последнего кровного наследника пророка Мухаммеда. Реальный престол халифата не опустел – его тут же заняли полководец Муавия и его ставленники, вошедшие в историю как династия Омейядов. Но теперь предстояло решить, законно ли такое правление, и сформулировать представление об идеальной государственной власти, которому будущие правители могли бы следовать. Для мировой философской мысли гораздо важнее, что оба направления создали собственные религиозно-философские школы (суннитский и шиитский калам), занимавшиеся самыми разными вопросами, а не только связанными с актуальным лишь в конкретном случае престолонаследованием. При этом представители суннитского и шиитского каламов нередко сотрудничали между собой, и поэтому не всегда можно четко разграничить их. Именно из этого сотрудничества родилась оригинальная исламская философская традиция, получившая название «фаласифа» (нетрудно заметить в данном слове влияние Античности, вдохновившей первых мусульманских мыслителей).
Одним из философов, творивших на стыке суннизма и шиизма, был Абу Юсуф Аль-Кинди. С одной стороны, Аль-Кинди был близок к мутазилитам, одному из религиозно-философских течений суннизма, но, с другой стороны, участвовал и в шиитских дебатах о сущности имамата. Его важнейшей заслугой является разграничение религиозного и философского знания. А. Корбен так суммирует воззрения мыслителя на этот счёт: «Аль-Кинди был убеждён, что такие доктрины, как сотворение мира ex nihilo (здесь и ниже курсив автора), телесное воскресение и пророчество, не вытекают из рациональной диалектики и не могут быть ею доказаны.
РАЗДЕЛ 3 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ
Проблема индивидуализма и коллективизма является одной из основополагающих при организации жизни любого общества. Практически самые значительные различия культур зависят от их ориентации либо на коллектив, либо на личность. на протяжении истории развития цивилизации эти понятия сформировались в качестве важнейших нравственных принципов, отражающих приоритет соответствующих ценностных ориентаций определенного сообщества.
На протяжении всего периода своего развития белорусский народ имел тесную связь с живой и неживой природой, и это часто непосредственно определяло характер и содержание его нравственно-воспитательных идей. Как известно, земли современной Беларуси в течение тысячелетий были заселены балтскими племенами. Проникновение сюда славян начинается с первых столетий нашей эры. результатом балто-славянского синтеза стало образование пробелорусских «народностей» – кривичей, дреговичей, радимичей. Поэтому с древних времен наши предки пытались найти приемлемые правила совместной жизни с другими людьми, выработать наиболее общие основы поведения, содействующие формированию духовных ценностей, не связанных непосредственно с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. нравственные нормы и правила общества содержали общечеловеческий элемент и дополнялись особенностями самобытной культуры зарождающейся народности. Понятия добра и зла вырабатывались не на основе их причастности к отдельному человеку, а на основе того, чем они являются для людского сообщества. язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к действительности, социальным проблемам и природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели критерий демаркации между утопией и политической программой, исходя из того, что утопическая мысль всегда склонна к оценкам наличной социальной реальности с позиций максимализма, то есть не признаёт компромиссов между существующим и идеальным обществом. Однако её творцы далеко не всегда настаивают на осуществимости своих мысленных построений, и эта особенность утопизма позволила нам обнаружить целую плеяду философов-утопистов на средневековом мусульманском Востоке. Религиозным истоком исламской социально-философской мысли послужил спор о легитимности светской власти, последовавший за смертью халифа Али и приведший сначала к расколу исламской общины на религиозно-политические течения суннитов и шиитов, а затем вызвавший к жизни оригинальные мусульманские политические модели халифата и имамата. Вскоре возникли и собственно философские системы, которые далеко не всегда отзывались на нужды реальной политики, но не чуждались утопических построений и адаптировали античные идеи к средневековой исламской современности. Поверхностный анализ философских систем Аль-Кинди, Аль-Фараби и Аль-Газали позволяет выделить следующие их специфические черты. Во-первых, это разграничение мистического и рационального путей познания, что позволило возникнуть светской философии («фаласифа»). Во-вторых, это творческое переосмысление античных социально-философских учений. Так, Добродетельный город Аль-Фараби не является копией или адаптацией идеального государства Платона к средневековым восточным реалиям, но учение о Добродетельном городе, бесспорно, базируется на платонической утопии.
1. Будный, Б. Собрание нравоучительных, кратких и замысловатых речей / Б. Будный. – М. : тип. при театре, 1788. – 270 с
2. Галактионов, А. П. история русской философии IX–XIX вв. / А. П. Галактионов. – Л. : изд-во Ленинградского ун-та, 1990. – 897 с.
3. Григорий, С. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, еще же – о безмолвии и молитве // Добротолюбие / сост. и предисл. Л. С. Кукушкина. – М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. – С. 333–367.
4. Гроссетест, Р. Об истине // Соч., пер. с лат. А. М. Шишкова, К. П. Виноградова и А. В. Апполонова, под общ. ред. А. М. Шишкова, К. П. Виноградова. – М. : Едиториал УРСС, 2003. – 328 с.
5. Данте, А. Пир / пер. с итал. СПб. : Амфора. – М. : Комсомольская правда, 2011. – 240 с.
6. Забияко, А.П. история древнерусской культуры / А. П. Забияко. – м. : интерпракс, 1995. – 304 с.
7. Зеньковский, В. В. Принципы православной антропологии / В. В. Зеньковский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. – М., 1990. – С. 115–148.
8. Кавасила, Н. О жизни во Христе / Н. Кавасила. – М. : Изд‐во Сретенского монастыря, 2006. – 221 с.
9. Кесарийский, П. война с готами / П. Кесарийский; пер. С. П. Кондратьева.– М. : Ан СССР, 1950. – 513 с.
10. Майстер, Э. Проповеди / Э.Майстер // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). – С. 338–416.
11. Оккам У. Избр. / пер. с лат. А. В. Апполонова и М. А. Гарнцева, под общ. ред. А. В. Апполонова. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 272 с.
12. Палама, Г. Сто пятьдесят глав / Г. Палама. – Краснодар, 2006. – 224 с.
13. Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа // толковая Библия под ред. т. в. Лопухина. Новый завет. евангелие от Иоанна. Глава 17: 1– 26. – СПб. : Печ. граф., 2009.
14. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические // Преп. Симеон Новый Богослов. Преп. Никита Стифат. Аскетические соч. в новых переводах. – СПб. : Изд‐во Олега Абышко, 2013. – 224 с.
15. Рейсбрук, И. Одеяние духовного брака / И. Рейсбрук // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья) : в 2 т. – СПб. : РГХИ, 2002. – Т. 2. – С. 487–511.
16. Сузо, Г. Книжка истины / Г. Сузо // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). – С. 463–486.
17. Pasnau R. Metaptysical Themes 1274–1671. Oxford : Clarendon Press, 2011. 812 p.
18. Pasnau R. Theories of cognition in the later Middle Ages. Cambridge : University Press, 1997. 330 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты