Развитие внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Развитие внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «внимание», виды и свойства внимания
1.2 Характеристика внимания у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности внимания у детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики диагностики особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
2.2 Задания по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью, используемые на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью имеет важное научное значение, поскольку изучаемый возрастной период является важным этапом в развитии данного психического процесса. Кроме того, по уровню развития внимания и других высших психических функций судят о степени психологической готовности ребенка к обучению в школе. Педагоги и учителя-дефектологи дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемами недостаточно высокого уровня развития внимания у детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется в отсутствии способности к длительной сосредоточенности на выполнении заданий, нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма внимания и др. В связи с этим актуальной является диагностика развития внимания у дошкольников для выявления отклонений в развитии данного психического процесса и выбора наиболее оптимальных методов развития внимания. Анализ психологических особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью представляется нам важной проблемой, поскольку позволяет изучить специфику развития внимания, особенности нарушения видов и свойств внимания у детей с интеллектуальными нарушениями, а также проанализировать существующие методы развития внимания.
Исследованием проблемы развития внимания в дошкольном возрасте занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.Б. Эльконин, и др. Данные ученые указывают на то, что с изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самого познавательного процесса внимания, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит сосредоточение, концентрация и переключение внимания. При изучении внимания у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью широкое распространение получил этиопатогенетический подход (Ю.Н. Кислякова, В.М. Мозговой, Е.С. Слепович и др). Один из основных принципов этого подхода – идея о неразрывной связи всех психических процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека.
Несмотря на наличие многочисленных исследований по проблеме особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью в настоящее время данная проблема изучена не достаточно. Накоплен недостаточно большой опыт практических рекомендаций, учитывающих психологические особенности внимания в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта. На основании данных положений и была выбрана тема курсовой работы «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «внимание», виды и свойства внимания
Определение понятия «внимание» представлено многочисленными авторами с различных позиций.
Так, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский трактуют понятие психический познавательный процесс внимание как устойчивую сосредоточенность осуществления деятельности субъекта в конкретный период времени на определенном реальном или каком-либо идеальном объекте. При этом внимание как процесс описывает также определенную согласованность самых разнообразных компонентов функциональной целостной структуры действия, которая и формирует успешность его реализации [10, с.54].
Согласно позиции С.Л. Рубинштейна, внимание представляет собой необходимое и значимое условие для реализации различных видов деятельности. При этом внимание рассматривается ученым как свойство или же конкретная особенность психической деятельности индивида, которая позволяет обеспечить самое эффективное отражение определенных предметов или отдельных явлений окружающей действительности в то же время, отвлекаясь от других. Самые значительные различия в процессе восприятия отдельным человеком оказываемых внешних влияний может зависеть именно от функции внимания. Поэтому этот процесс часто трактуют как определенную направленность и сосредоточенность субъективного сознания на конкретном предмете или каком-либо явлении. При этом под направленностью имеют в виду конкретный выбор (произвольный либо совершенно непроизвольный) отдельного предмета или какого-либо явления в совокупности других. Следовательно, сосредоточенность представляет собой состояние отвлеченности от всего, что не относится к данному предмету или какому-либо явлению, либо к выполняемой деятельности [13, с.129].
Р.С. Немов в описании сущности понятия «внимание» акцентирует внимание на его характеристике как познавательного процесса, который обеспечивает реализацию избирательной функции восприятия, а также избирательность в процессе переработки человеком поступающих разнообразных сенсорных данных, а также указывает на внимание как психический процесс, позволяющий осуществлять целенаправленную деятельность [11, с.113].
М.И. Дьяченко и А.Н. Кандыбович предлагают более обобщенное определение понятию внимания.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики диагностики особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
Исследование внимания детей 5-6 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью проводят с помощью следующих психодиагностических методик:
1. Методика диагностики свойств внимания В.М. Когана.
Первоначально методика была разработана В.М. Коганом. Для детей методика была адаптирована Э.А. Коробковой [13].
Методика используется для выявления параметров произвольного внимания: удержания внимания, распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания, контроль за выполнением. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности.
При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости.
Материалы. Набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм); таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.
Возрастной диапазон применения. В варианте (5x5) методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5-9 лет
1-й этап. Ребенку дают весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, и просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол.
Инструкция 1. Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек?
Если ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и на следующих этапах пересчет карточек не осуществляется.
2-й этап. Ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке.
Инструкция 2А. А теперь раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету – одинаковые с одинаковыми. При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте. Внимание способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объём внимания – это количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного сознания человека.
Возрастная особенность внимания дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.
Наибольшие отличия детей с интеллектуальной недостаточностью от нормально развивающихся сверстников обнаруживаются по таким свойствам внимания, как переключаемость, распределяемость, избирательность, обеспечивающих селективность внимания. Такие свойства произвольного внимания, как устойчивость и концентрация, направленные на обеспечение оптимального уровня активности, нарушены у всех детей с интеллектуальной недостаточностью. Именно особенности развития произвольного внимания и низкий уровень его развития, являются ведущей причиной, которой объясняют низкую степень обучаемости данной группы детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, выполняя задание быстрее, допускают существенно большее количество ошибок и выявляют в несколько раз больший дефицит концентрации внимания. Дети с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с нормой имеют более низкий объем внимания.
1. Антипанова, Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А Дацко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-detey-s-narusheniyami-intellekta.
2. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология : пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ, 2012. – 216 с.
3. Детская психология / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
4. Дьюченко М.И. Психология. Словарь-справочник / М.И. Дьюченко, Л.Л. Кандыбович. – Минск: Хэлтон, 1998. – 399 с.
5. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 80 с.
6. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
7. Крамаренко, А.С. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства / А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Д.А. Кураева [электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-vnimanie-vidy-kriterii-svoystva.
8. Купцова, О.В. Внимание как особый психический процесс / О.В. Купцова [электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnimanie-kak-osobyy-psihicheskiy-protsess.
9. Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников / Е.А. Куркина [электронный ресурс] // Проблемы педагогики. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-vnimaniya-starshih-doshkolnikov.
10. Лебедева, М.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста / М.А. Лебедева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №12. – С. 1704-1706.
11. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – 630 с.
12. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Б. П. Пузанова. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 416 с.
13. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Академия, 2009. – 232 с.
14. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович. – Минск: НИО, 2012. – 415 с.
15. Специальная психология : учеб.-метод. пособие / Сост. Е.С. Слепович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2005. – 95 с.
16. Учебная программа по образовательной области «элементарные математические представления» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью [элекронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – URL: https://adu.by
17. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 195 с.
18. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития : учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 320 с.
19. Шипицына, Л. М. Олигофренопедагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Ю. Б. Зеленская и другие; под редакцией Л. М. Шипицыной. – М. : Академия, 2011. –247 с.
20. Щербетова, А.Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта / А.Ю. Щербетова // Проблемы педагогики. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-intellekta.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин – М. : Академия, 2007. – 512 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты