Правовой статус судебного исполнителя
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовой статус судебного исполнителя»
по дисциплине: «Правоведение»
2021
45.00 BYN
Правовой статус судебного исполнителя
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1. Порядок назначения на должности и освобождение от должностей судебных исполнителей. Требования предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебных исполнителей
2. Полномочия судебных исполнителей
3. Права и обязанности судебных исполнителей
Заключение
Список использованных источников
Введение
В мире нет ни одного государства, где реальность исполнения всех категорий исполнительных документов достигала бы 100%. Вместе с тем поиски путей повышения эффективности исполнения – вопрос, который волнует сегодня юристов–практиков и ученых.
До 1 января 2014 года в Республике Беларусь существовала двойственная система исполнения исполнительных документов (судебные исполнители общих судов и Служба судебных исполнителей хозяйственных судов). И на тех, и на других государством были возложены одинаковые задачи по своевременному и надлежащему исполнению исполнительных документов. При этом судебные исполнители хозяйственных судов состояли в штате Высшего, областных и Минского городского хозяйственных судов. Судебные исполнители общих судов подчинялись в своей деятельности судам, при которых они состояли, Министерству юстиции, а также управлениям юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, которые в пределах своей компетенции осуществляли контроль за исполнением исполнительных документов.
Время показало, что функционирование двух отдельных институтов в белорусской системе принудительного исполнения повлекло:
1) создание самостоятельной правовой регламентации деятельности каждого из них соответственно Министерством юстиции и Экономическим Судом;
2) сложности, связанные с очередностью взыскания с одного должника по исполнительным документам, находящимся на исполнении и у одной, и у второй служб судебных исполнителей;
3) дополнительные временные и финансовые затраты при взыскании по решениям хозяйственных судов с должников, расположенных или проживающих в отдаленных районах;
4) дисбаланс в оплате труда и материально–техническом обеспечении. Проработка вопроса о целесообразности создания единой службы судебных исполнителей общих и хозяйственных судов как одна из мер, направленных на улучшение исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, была заложена в Послании Президента о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. №454 «О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь»[1].
Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Задачей судебных исполнителей является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения решений, определений, постановлений судов, исполнительных надписей нотариальных органов и других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий.
1. Порядок назначения на должности и освобождение от должностей судебных исполнителей. Требования предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебных исполнителей
Исполнение судебных решений и иных актов по защите права является важной сферой правоприменения гарантирующей гражданам и юридическим лицам право на эффективные средства правовой защиты. Задача повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения предопределяет необходимость поиска рациональных и возможных в условиях отдельного государства путей её решения.
При этом следует исходить из принятых Республикой Беларусь обязательств в рамках подписанных ею международных договоров, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусматривающих обязательства по эффективному восстановлению в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав, ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, отражающее обязательство государства, обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантирует каждому человеку право на справедливое судебное разбирательство.
Хотя Республика Беларусь ещё не подписала её, опыт применения данной Конвенции, а также Протоколов к ней, правовые позиции Европейского суда по правам человека, сформированные в его решениях имеют принципиальное значение для определения соответствия законодательства и практики исполнения решений судов в Республике Беларусь общепризнанным принципам международного права[12].
В результате выделения судебных исполнителей из судебной системы органы принудительного исполнения вошли в состав Министерства юстиции, на которое возложено материально–техническое, кадровое обеспечение системы органов принудительного исполнения и контроль за их деятельностью.
Что касается правового статуса судебного исполнителя, то таковыми являются лица, занимающие определенную должность в органах принудительного исполнения и выполняют действия связанные с исполнением исполнительных документов и постановлений.
При выполнений своих обязанностей судебные исполнители несут ответственность, имеют права, исполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Не являются судебными исполнителями лица, отвечающие и осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение отдела принудительного исполнения.
При осуществлении своей деятельности в рамках служебной обязанности, судебные исполнители , как представители власти находятся под охраной и защитой государства.
2. Полномочия судебных исполнителей
Для выполнения своих должностных обязанностей за судебными исполнителями законодательно закреплялись различные полномочия.
В основном ранее, полномочия принудительного характера касались только физических лиц – должников по исполнительному производству, однако, позднее эти меры применялись и к руководителям юридических лиц в той мере, в какой это необходимо для принудительного исполнения.
Реализация реформ требовала дальнейшего совершенствования законодательства. В развитие норм Указа №530 были разработаны и приняты Законы Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях». Первый из них закрепил порядок работы судебного исполнителя при принудительном исполнении исполнительных документов, второй – определил правовой статус судебного исполнителя, его права и обязанности, а также социальные гарантии.
Исполнение судебных решений и иных актов по защите права является важной сферой правоприменения гарантирующей гражданам и юридическим лицам право на эффективные средства правовой защиты. Задача повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения предопределяет необходимость наделения судебных исполнителей определенными полномочиями.
Главный судебный исполнитель Республики Беларусь, согласно законодательства наделяется следующими полномочиями:
– координирует деятельность, осуществляет руководство органов принудительного исполнения;
– ведет контроль за своевременным, полным, не противоречащим законодательству исполнением исполнительных документов, постановлений на территории Республики Беларусь;
– несет ответственность за обеспечение функционирования банка данных исполнительных производств Республики Беларусь;
– дает указание судебным исполнителям о совершении исполнительных действий для исполнения исполнительных документов, а также принимает непосредственное участие в них;
– для разрешения различных вопросов, возникающих в ходе исполнения исполнительного производства, запрашивает материалы и иные документы в территориальных органах принудительного исполнения;
– осуществляет передачу исполнительных производств в главное управление принудительного исполнения либо принимает решение об объединении исполнительных производств в сводное;
– в случае если постановления судебных исполнителей вынесены с нарушениями , принимает решение об их отмене;
– производит мониторинг законодательства и обеспечивает единую практику его применения;
– рассматривает вопросы и вносит предложения Министру юстиции Республики Беларусь по совершенствованию законодательства.
3. Права и обязанности судебных исполнителей
На законодательном уровне за судебным исполнителем закреплены определенные права и обязанности. Предоставленные права, судебный исполнитель обязан использовать в строгом соответствии с законодательством и некоем образом не ущемлять права и законные интересы граждан, также обязан исполнять своевременно и полно исполнительные документы.
В частности, судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:
– выносить постановления в рамках исполнительного производства.
Постановление судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения по форме и содержанию должно соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Постановление судебного исполнителя, являющееся исполнительным документом, подписывается судебным исполнителем, вынесшим соответствующее постановление, заверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь.
Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения подписываются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, вынесшими соответствующее постановление, и заверяются печатью с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя.
Судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения вправе по собственной инициативе или по заявлению участника исполнительного производства исправить допущенные в вынесенном им постановлении описки или арифметические ошибки в порядке, установленном законом.
Если иное не установлено Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», в срок не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, судебный исполнитель направляет его сторонам исполнительного производства, а при необходимости – иным лицам.
Постановление судебного исполнителя может быть обжаловано сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, а прокурором опротестовано в порядке и сроки, установленные Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»[13].
– участникам и сторонам исполнительного производства предъявлять законные требования;
– требовать разъяснения исполнительного документа, способа его исполнения и порядка исполнения путем обращения в суд либо в иной орган, выдавший документ;
– осуществлять вызов сторон исполнительного производства, для дачи объяснений, представления необходимых документов, в порядке установленном законодательством.
Заключение
Исходя из вышеизложенного выделения судебных исполнителей из судебной системы органы принудительного исполнения вошли в состав Министерства юстиции, на которое возложено материально-техническое, кадровое обеспечение системы органов принудительного исполнения и контроль за их деятельностью.
Организация принудительного исполнения судебных постановлений, иных исполнительных документов на соответствующей территории, а также ответственность за результаты деятельности органов принудительного исполнения возложены на Министерство юстиции совместно с областными (Минским городским) исполнительными комитетами.
В качестве задач, стоявших перед новой системой органов принудительного исполнения, были такие, как формирование отвечающего требованиям времени законодательства об исполнительном производстве, повышение статуса судебного исполнителя, поднятие престижа профессии, создание необходимой материально-технической базы, оптимизация и повышение прозрачности деятельности органов принудительного исполнения, внедрение информационных технологий в исполнительное производство, снятие нагрузки и несвойственных функций с судей[8].
Реализация поставленных задач потребовала принятия от Министерства юстиции как организационных мер, направленных на создание надлежащих условий для функционирования органов принудительного исполнения, так и мер по нормативному регулированию деятельности судебных исполнителей[16].
За относительно короткий промежуток времени с начала реформы подразделения органов принудительного исполнения были обеспечены помещениями с надлежащими условиями труда, транспортными средствами, современной техникой и оборудованием. С образованием системы органов принудительного исполнения значительно расширились процессуальные полномочия судебных исполнителей, которым передано разрешение ряда вопросов, ранее относившихся к исключительной компетенции суда, таких как принятие мер по обеспечению исполнения исполнительных документов, объявление должников в розыск, право обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления соответствующей государственной регистрации.
Полномочия судов в исполнительном производстве сохранены, прежде всего, в форме санкционирования отдельных действий судебного исполнителя, а также рассмотрения жалоб на его действия и иных заявлений участников исполнительного производства.
1 Указ Президента Республики Беларусь от 10.10.2011 № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь» Вступил в силу 17 октября 2011 г. В ред. 29 ноября 2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2 Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 года № 226 «Об учреждении форменной одежды и знаков различия работников органов принудительного исполнения» // Режим доступа: URL: https://pravo.by/upload/docs/op/P31400226_1400619600.pdf
3 Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» Принята 18 июля 2019 г. Вступила в силу 28 января 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4 Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» В ред. от 9 января 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5 Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь
от 07.04.2017 № 67«Об утверждении Инструкции по исполнительному производству» в ред от 1 марта 2021 г. . // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6 Колядко, И.Н. О путях повышения эффективности исполнения судебных постановлений / И.Н. Колядко // Правосудие и прокурорский надзор в Республике Беларусь: законодательство и практика применения: сб. науч. трудов / редкол.: А.В. Барков [и др.] – Минск: БГУФК, 2010. – 484 с. – С.462-481.
7 Слижевский, О Органы принудительного исполнения республики беларусь: 5 лет с начала реформы [Электронный ресурс] /О. Слижевский //Юстиция Беларуси. – 2018.–№12
8 Рыбалкин А.В. Комментарий к Закону «О судебных исполнителях» // Режим доступа URL: https://normativka.by/lib/document/56201/sid/d7471436dc3a4b88b0e3c0e52d7964a5.
9 Клевановоч С Удержания из заработной платы: основания и порядок / Снежана Клеванович// журнал "Кадровик. Управление персоналом", № 9/2019
10 Кучук В Кодекс АИС ИДО: кто и как собирает долги?/ В Кучук// Режим доступа: https://www.alfabank.by/about/articles/main/kodeks-ais-ido-kto-i-kak-sobiraet-dolgi/.
11 Пичковская О. Порядок удержаний по исполнительным листам/ О.Пичковская// https://normativka.by/lib/document/67634/sid/dc61f15fa20946f59413a6789d4bdbb9
12 Колядко, И.Н. Принудительное исполнение судебных решений и иных актов в Республике Беларусь (концепция, правовое регулирование, проблемы совершенствования) / И.Н. Колядко // Актуальные проблемы развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов и Европейского суда по правам человека: Сб. науч. статей. – Краснодар – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – 977 с. – С.659-669.13
13 Дубовик Э., Будник Н Исполнительное производство «узаконили» /Э.Дубовик, Н. Будник// журнал Юридический мир" № 12/2016
14 Скобелев В.П Обжалование действий (бездействия) и постановлений судебного исполнителя/ В.П. Скобелев// Режим доступа: https:// https://normativka.by/lib/document/67634/sid/dc61f15fa20946f59413a6789d4bdbb9/.
15 Чеканин М.В. Обжалование бездействия судебного исполнителя/ М.В.Чеканин//Режим доступа: https:// https:// https://normativka.by/lib/document/76458/sid/dc61f15fa20946f59413a6789d4bdbb9/.
16 Линиченко И.Н. Изменения в законодательстве об исполнительном производстве/ И.Н.Линиченко//Режим доступа: https:// https:// https:// https://normativka.by/lib/document/89540/sid/dc61f15fa20946f59413a6789d4bdbb9.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты