Особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческой группе
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческой группе»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческой группе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичные данные диагностики уровня общения у личностей студенческого возраста.
Приложение Б Первичные данные диагностики уровня принятия других у личностей студенческого возраста.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ проблемы общения в психологии
1.1 Подходы, особенности изучения феномена общения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Структура общения. Особенности коммуникативной функции общения
2 Эмпирическое изучение особенностей проявления коммуникативной функции общения в студенческой группе
2.1 Этапы и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к личности студенческого возраста, к уровню его коммуникативной компетентности как важнейшего условия успешной социализации в юношеском возрасте. На фоне высокого темпа жизни, мобильности социальных условий, задач профессионального и личностного самоопределения перед студентом встает необходимость овладения коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающих ориентацию в средствах и условиях общения, способствующих эффективную коммуникацию в разных социальных ситуациях взаимодействия.
Наличие развитой коммуникативной функции особенно актуально в старшем школьном возрасте или в студенческие годы, когда на первый план выдвигаются вопросы определения путей разрешения жизненных задач данного этапа, такие как: планирование собственной жизни, прогнозирование жизненных планов, нахождение своего места в социуме, вхождение различные сферы жизни, что непосредственным образом связано с разнообразными социальными контактами.
Проблему коммуникативной функции изучали зарубежные (Ю. Хабермас, Б. Спицберг, К. Данцигер, Дж. Равен и др.) и отечественные (В. Н. Куницына, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и др.) психологи. Перечисленные исследователи предлагают различные подходы к определению понятия и структуры коммуникативной функции, выделяют ее сущностные характеристики.
Ряд ученых (Е.С. Гребенец, Е.В. Зиятдинова, Ю.Э. Ковылева, С.В. Журавлева, А.С. Литвинова) предлагают пути развития коммуникативной функции в различных видах деятельности: во внеучебной деятельности, в проектной деятельности, информационно-образовательной среде, в групповой учебной деятельности и т.д.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы, особенности изучения феномена общения в зарубежной и отечественной психологии
Проблема общения является одной из самых актуальных проблем современной социальной психологии. Именно в общении происходит обмен информацией, эмоциональный обмен, социализация. Каждый человек живет, учится и работает среди людей. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата [11, с. 13].
«Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера» (А.А. Крылов) [14, с. 43].
Общение – это одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате общения и взаимодействия с другими людьми [5, с. 102]. Формы и виды общения очень разнообразны. Оно может быть опосредованным и непосредственным, дружеским и включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности: субъект – объектным или субъект – субъектным [17, с. 19].
Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:
– коммуникативную;
– интерактивную;
– перцептивную.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКО ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
2.1 Этапы и методы исследования
Целью данной курсовой работы является проанализировать особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческой группе. Исходя из этого, был проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Выборка исследования: в исследовании принимали участи студенты 2-го курса в количестве 60 человек, среди которых 30 юношей и 30 девушек.
Этапы эмпирического исследования.
Первый этап – формулировка цели, задач объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
Второй этап – определение баз исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария, организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала.
Четвертый этап – обработка и интерпретация полученных данных, формулирование выводов.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики:
1. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) [25].
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда», «нет». Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует множество подходов к пониманию феномена «общение» как социально-психологической категории. Эта проблема подробно рассматривается в работах отечественных исследователей и психологов. В данной работе остановимся на определении: общение – это поведение, которое мы можем наблюдать снаружи, и в котором актуализируются отношения между людьми. В структуре коммуникации обычно выделяются коммуникативные, интерактивные и перцептивные аспекты, однако существуют подходы, в которых общения рассматривается более подробно. Общение – это, по сути, социальный процесс, который сопровождает социальную деятельность, способствует адаптации и социализации и является определяющим фактором человеческого развития.
Общение – это многомерный процесс развития связей между людьми, которые возникают из потребностей совместной деятельности. Существует три взаимосвязанных аспекта общения: коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона; перцептивная сторона общения. Коммуникативное взаимодействие возможно только тогда, когда отправитель и получатель информации имеют схожую систему кодирования и декодирования информации. Общение между людьми может быть сопряжено с коммуникационными барьерами. Они носят социальный или психологический характер. Информация, исходящая от самого коммуникатора, может быть стимулирующей и показательной.
В результате проведенного исследования особенностей общения в юношеском возрасте, по двум методикам, мы получили следующие результаты. Юноши показали следующие результаты: низкий уровень общительности показало 16,7% человек; нормальный уровень общительности показало 83,3% человек; высокий уровень общительности – 0% . Девушки показали следующие результаты: низкий уровень общительности показало 16,7% человек; нормальный уровень общительности показало 73,3% человек; высокий уровень общительности – 10%. При изучении уровня общительности юноши показали следующие Юноши показали следующие результаты: Низкий уровень принятия других показало 13,3% человек; средний уровень показало 70% человек; высокий уровень – 16,7%. Девушки показали следующие результаты: низкий уровень принятия других показало 0% человек; средний уровень показало 96,7% человек; высокий уровень – 3,3%. Для выявления статистически значимых различий между результатами исследования юношей и девушек студенческого возраста был использован критерий Манна-Уитни. В результате оценки статистически значимые различия не были выявлены. Другими словами уровень общительности юношей и девушек студенческого возраста и степень принятия других не отличаются.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Академия, 2003. – 385 с.
2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения : избр. психологические труды / А. А. Бодалев. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
4. Величко, В. Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В. Н. Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 2. – С. 107-111.
5. Волгуснова, Е. А. Общие и специфические особенности показателей эмоционального интеллект в юношеском возрасте / Е. А. Волгуснова, Д. С. Личман // Вестник Шадринскоо гос. пед. ун-та. – 2017. – № 2. – С. 100-106.
6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
7. Григорьев, С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С. А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
8. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. С. Мануйлов. – М., 2002. – C. 120-121.
9. Дубинина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А. Дубинина // Обучение и воспитание. – 2005. –№ 10. – С. 3–11.
10. Елфимова, Н. В. Невербальные средства общения и их влияние на взаимодействие учителям с учащимися / Н. В. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 77–82.
11. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : автореф. дис. … докт. псих. наук / Ю. Н. Емельянов. – Л., 1990. – 23 с.
12. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении : спец. практикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.
13. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
14. Ковтун, Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя / Р. Ф. Ковтун // Записки Горного института. – 2005. – Т. 160. – С. 42-44.
15. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их формировать? / Я. М. Колкер, Е.С. Устинова // Воспитание в школе. – 2010. – № 4 – С. 30–33.
16. Крупнов, А. И. Гендерные различия в психологических проявлениях общительности / А. И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2004. – № 2. – С. 160-164.
17. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения : автореф. дис. … д-ра псих. наук / В. Н. Куницына. – СПб, 1991. – 26 с.
18. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М : Просвещение, 2005. – 422 с.
19. Лиознова, Е. В. Успешность общения / Е. В. Лиознова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – Вып.1. – С. 104-106.
20. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. : Академия, 2000. – 144 с.
21. Мамаев, В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества / В. А. Мамаев // Вестник ЮжУрГУ. – 2012. – № 1. – С. 80-84.
22. Миронова, А. В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А. В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
23. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект : концепции, модели, диагностика : Монография / Е. С. Михайлова. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
24. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
25. Невструева, Т. Х. Коммуникативная компетенция как фактор адаптации молодого специалиста / Т. Х. Невструева, В. В. Спирина // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 7. – С. 23-26.
26. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
27. Попова, Н. Ю. Изучение взаимосвязи внимания и памяти у современных студентов высших учебных заведений / Н. Ю. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1. – С. 92-94.
28. Попованова, Н. А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018 . – № 2. – С. 32-38.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
30. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография / Е. А. Смирнова. – Шуя: Издательство «Весть», 2006. – 132 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичные данные диагностики уровня общения у личностей студенческого возраста.
Приложение Б Первичные данные диагностики уровня принятия других у личностей студенческого возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты