Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное регулирование
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное регулирование»
по дисциплине: «Микроэкономика»
2021
45.00 BYN
Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное регулирование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
1 Понятие монополии
2 Особенности монополии как рыночной структуры
3 Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой особенностью рыночной экономики можно считать волю выбора: изготовитель свободен в выборе продукции, покупатель – в приобретении продукта, сотрудник – в выборе пространства работы и т.д. Но воля выбора не гарантирует финансового успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция – главная категория рыночных отношений. Она выступает во всевозможных формах и исполняется различными методами.
Как говорят совместные и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция – это соперничество между членами рыночной экономики за наилучшие обстоятельства изготовления, купли и продажи продуктов.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что, как и для кого производить?
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ
В условиях рыночной экономики каждая фирма стремится к максимизации прибыли и расширению масштабов своей экономической деятельности. Поэтому производители (продавцы) выступают по отношению друг к другу не как заинтересованные в успехе один другого партнеры, а как конкуренты, интересы которых являются противоположными: каждый хотел бы вытеснить с рынка своего соперника.
Монополию следует понимать как позицию организации на определенном рынке товаров / услуг, когда только эта организация является единственным поставщиком услуг / продуктов. В этом случае мы говорим об отсутствии конкуренции на определенном рынке продуктов / услуг [1, с. 48].
Наиболее идеальным вариантом для монополиста является ситуация, когда на рынке нет эквивалентного продукта по более разумной цене. На практике, фактически, есть заменители. В этом случае речь идет о степени эффективности предлагаемых товаров-аналогов, а также способности удовлетворять потребности потенциальных потребителей.
В экономике принято выделять следующие виды монополий [1, с. 49]:
– закрытая монополия – монополия, которая характеризуется закрытым доступом к любой информации об организации: лицензии, технологии производства, различные ресурсы организации;
– естественная монополия подразумевает наличие конкуренции, которая позволяет формировать уровень средних затрат на минимальном уровне в ситуациях, когда организация полностью обслуживает определенный рынок, но организация присутствует только на определенном рынке, поскольку по определенным причинам она выгодно работать только на этом рынке;
– открытая монополия отличается тем, что определенная организация является поставщиком любой услуги / продукта одним производителем, поэтому никакие конкуренты не влияют на деятельность этой организации;
– монополия ценовой дискриминации, возникающая при установлении разных цен для разных единиц одного продукта, и проявляется, когда покупатели делятся на группы;
– монополия ресурсов предусматривает, что способность использовать определенную выгоду отсутствует. Определение «ресурсная монополия» может быть легче понято с помощью небольшого примера: есть необходимость в лесу. Но быстрее, чем выращивается лесное хозяйство, получить лес не получится. Кроме того, на территории есть определенные ограничения.
2 ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
У монополии как рыночной структуры есть следующие особенности.
1. На рынке один продавец и много покупателей.
2. Рынок заблокирован, барьеры непреодолимы для потенциальных конкурентов.
3. Товар может быть однородным или дифференцированным. Отсутствуют близкие заменители товара.
4. У монополии есть рыночная власть — возможность продавать продукт по цене, превышающей предельные издержки.
5. Монополия является ценоискателем, т. е. определяет уровень цены, который приносит ей максимальную прибыль, и учитывает при этом спрос на свой продукт.
В современной практике антимонопольных служб для признания компании монополией и определения продуктовых и географических границ отраслевого рынка широко применяется тест «гипотетический монополист» (SSMP-тест, от англ. Small but Significant Nontransitory Increase in Price — небольшое, но заметное и не кратковременное повышение цены).
Данный метод определения рыночных границ и выявления монополии заключается в следующей процедуре (на примере с аптеками):
1) рассматривается группа взаимозаменяемых товаров, обращающаяся на определенной территории;
2) предполагается, что происходит монополизация этих продаж и увеличение цены на 5-10 %;
3) покупателям задают вопрос: «Если в вашей аптеке цена возрастет на 10%, то в какую другую аптеку города вы поедете за лекарством при прочих равных условиях и неизменных ценах в других аптеках?»
Названные покупателями товары в других аптеках включаются в группу заменителей и дальше анализируются вместе.
Если покупатели называют другие аптеки, это означает, что:
– повышение цен в одной аптеке приводит к ее замене на другую аптеку (т.е., аптеки являются конкурирующими фирмами);
– у аптеки, увеличившей цены, должно происходить падение продаж.
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чистая монополия образовывает естественную, организационную, искусственную, экономическую и технологическую монополии.
Государственный монополизм выявляется в сферах управления, включая монополизм в сферах производства, обращения. Государство становится монопольным собственником и управленцем. Почти все монополии в нашей стране государственные.
Предприниматели сильно зависят от управляющих структур, которые имеют возможность неограниченного контроля за частным бизнесом, его запрещения и разрешения.
В нашей стране государственный монополизм проявляется в функционировании 27 министерств, 17 госкомитетов, объединений, которые наделены особыми правами, в частности правом на продажу товаров и услуг, среди них «Белнефтегаз», «Белсельхозпром», «Белпром», «Торгэкспо» и др.
Многие из них сформировались на основе ликвидированных министерств, которые руководили деятельностью отраслевых структур. По факту сохранились искусственные барьеры для входа в отрасль и на рынок новых производителей.
Чаще всего осуществляется усиление монополизма, ограничение самостоятельности входящих в их состав организаций, особенно в тех, которые созданы на основе бывших министерств и наделены весьма широкими правами. Требуется принятие нормативного акта с закреплением государственных концернов, их функций, задач, полномочий, в частности входящих в их состав структур [12, с. 43].
Последнее время выросло число монопольной власти. Кроме самого государства, министерств, ведомств, ряда предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: руководящая элита, которая включает вертикаль власти, промышленная элита, руководители теневого бизнеса (объем теневой экономики около 21-25% ВВП), отдельные предприятия.
Возможности образования конкурентных рыночных отношений лимитированы вмешательством власти в работу предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы относительно монополии и деятельности антимонопольного регулирования на территории Республики Беларусь.
Монополия должна пониматься как единственный продавец любой услуги / продукта, если на рынке этого продукта / услуги нет конкуренции.
В экономике существуют различные виды монополии: закрытая монополия, естественная монополия, монополия ценовой дискриминации, монополия на ресурсы, монополизация.
Существует ряд позитивных аспектов естественных монополий: способность максимизировать влияние масштабов производства, мобилизовать значительную часть финансовых ресурсов, способность использовать научно-технический прогресс, способность следовать единым стандартам в производстве услуги / продукты, возможность заменить рыночный механизм.
Негативные аспекты монополии включают в себя: способность блокировать технический прогресс, если это необходимо, способность корректировать отпускную цену, возможность экономить за счет снижения качества и способности диктовать условия деятельности на определенном рынке.
К государственным методам регулирования монополистической деятельности в условиях естественной монополии в экономике Беларуси относятся следующие:
- регулирование цен;
- неценовое регулирование.
В качестве возможного метода регулирования деятельности монополий может быть предложена система показателей для оценки эффективности деятельности:
1. Институциональные показатели деятельности естественных монополий, позволяющие оценивать качество институциональной среды.
2. Показатели эффективности, демонстрирующие уровень взаимодействия естественных монополий с региональным экономическим комплексом
3. Показатели общего макроэкономического эффекта естественных монополий
1. Авдашева, С.Б., Аронин, В.А., Ахполов, И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011. – 450 с.
2. Абросимова, О.Ю., Шмырова, Н.В. Естественные монополии: проблемы развития / О.Ю. Абросимова, Н.В. Шмырова // Российское предпринимательство. − 2010. − № 3. − Выпуск 1 (154). – С. 30–36.
3. Абросимова, О.Ю., Шмырова, Н.В. Проблемы государственного регулирования естественных монополий / О.Ю. Абросимова, Н.В. Шмырова // Российское предпринимательство. − 2012. − № 5 (203). – С. 4–10.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., переработанное и дополненное / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2017. – 320 с.
5. Гаврилов, А.Л. Проблемы реформирования естественных монополий / А.Л. Гаврилов // Фундаментальные исследования. – 2012. – №4 – С. 41.
6. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин., С.М. Игнатьев., В.Л. Моргунов – СПб.: Экономическая школа, 2010. – 226 с.
7. Ганакова, Е. В. Противодействие монополистической деятельности и развитие конкуренции / Е.В. Ганакова // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 2. – С. 12-14.
8. Горохова Е. В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 5. – С. 15-17.
9. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации: сб. науч. тр. : в 2 ч. / Рос. акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М.Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. – М. : УРСС, 2017. – Ч. 1. – 356 с.
10. Дик, А. В. Оценка международной конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума / А.В. Дик, Е. Гуринов, М. Ковалев // Наука и инновации. – 2013. – № 11. – С. 27–31.
11. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. – 2014. – №5. – С. 100–114.
12. Дмитриева, Н.Ю., Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь / Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. – 2008. – №1, С.43-52.
13. Захаров, М. Конкуренция всегда на пользу бизнесу / М. Захаров // Союзное государство. – 2014. – № 1–2. – С. 39–41.
14. Зиборов, В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества / В.А. Зиборов, В.А. Белякова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – С. 38.
15. Зотов, А.П., Галлямова, Д.Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий / А.П. Зотов, Д.Х. Галлямова // Экономика и управление. – 2012. – №4. – С. 84.
16. Коптин, Д.Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках / Д.Р. Коптин // Известия. – СПбУЭФ. – 2015. – № 4. – С.15–20.
17. Качалин, В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / В.В. Качалин. – М.: Наука. – 2009. – 750 с.
18. Кузнецова, Е.И., Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография // Юнити-Дана, – 2012. – 102 с.
19. Лисица, Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития / Е.С. Лисица // Вопросы экономики. – 2014. – №5. – С. 12–18.
20. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма. – 2016. – 218 с.
21. Овчинников, В.В. Глобальная конкуренция в эпоху многоукладной экономики // Институт экономических стратегий; Международная Академия исследований будущего. – 2017. – 173 с.
22. Официальный сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html
23. Промышленность Республики Беларусь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika /publications/ izdania/public_compilation/index_14088/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты