Конституционные основы прямой демократии в Республике Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционные основы прямой демократии в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционные основы прямой демократии в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие и виды непосредственной демократии
1.2 Конституционные основы и гарантии прямого народовластия
2 ИНСТИТУТЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
2.1 Референдум
2.2 Выборы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Создание общества, основанного на демократических принципах, было одной из вечных ценностей в истории человечества. Прямая демократия зародилась в условиях первобытнообщинного строя, когда наши предки избирали вождей на племенных советах, собирали в древних городах народные собрания и решали другие вопросы. Таким образом, это первая в истории форма демократии.
Современное построение демократии сопряжено с различными трудностями.
Одной из главных проблем государства и общества является отчуждение власти и граждан. Как правило, проблемы, решаемые властью, не являются приоритетными для общества, а насущные вопросы остаются нерешенными в течение длительного времени. Для того чтобы преодолеть это препятствие, существуют институты прямой демократии, когда люди могут непосредственно участвовать в решении национальных проблем и проблем в своем регионе или небольшом населенном пункте.
Широкое использование прямой демократии в организационных системах власти и управления позволяет решать проблемы отчуждения власти и общества, устанавливать двусторонние связи и создавать модели управления, отвечающие интересам граждан.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности институтов непосредственной демократии в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права, а также научная литература, позволяющая охарактеризовать понятие, особенности институтов непосредственной демократии в Республике Беларусь, а также статьи периодических изданий.
1 СУЩНОСТЬ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие и виды непосредственной демократии
Сегодня одной из приоритетных задач органов государственной власти и учреждений всех уровней является обеспечение реализации всех форм прямой демократии, создание условий для эффективного участия населения в государственном управлении и осуществления им консультативно-контрольных функций.
Без институциональной среды с развитыми демократическими институтами, функционирования эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественного контроля за деятельностью государства и высокой степени доверия к государственным институтам переход к инновационным, социально ориентированным типам развития невозможен. Обеспечение гарантированных конституционных прав граждан, включая создание развитой демократической системы и создание эффективных правоохранительных механизмов, известно как приоритет национальной политики [1, с. 128].
В последние годы в практике государственного управления появились новые формы прямой демократии, такие как:
– общественное обсуждение,
– общественный контроль,
– общественные проверки и экспертизы,
– оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, влияющих на осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В юридической литературе существуют различные способы определения понятия «прямые формы демократии».
Н. В. Постовой, В. В. Таболин Под прямыми формами демократии в системе местного самоуправления понимаются группы отношений, складывающихся между жителями и органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти, с другой стороны, на выборах местного самоуправления [2, с. 137].
2 ИНСТИТУТЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ
2.1 Референдум
Развитие современного конституционного права сегодня невозможно представить без института референдума, который в свою очередь прочно занял свое место среди иных государственно-правовых институтов.
Будучи одной из форм демократии, институт конституционного права отражает общие тенденции к демократизации различных аспектов жизни общества, решения важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения. Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, референдум является одновременно формой выражения мнений и способом принятия принципиально важных правовых актов и политических решений [12, с.97].
Происхождение термина «референдум» – латинское. Он означает нечто, «что должно быть сообщено».
В науке конституционного права существуют различные определения референдума. Так, А.А. Мишин определяет референдум как обращение в избирательный орган для окончательного решения любого законодательного или конституционного вопроса. Он считает плебисцит своего рода референдумом, понимаемым как опрос населения о политической судьбе его территории [13, с. 456].
В учебниках белорусских ученых – юристов, таких как А.П. Петров, А.Г. Василевич, Т.С. Масловская, Д.М. Демичев и иных авторов дано следующее понятие референдума: народное голосование, посредством которого принимаются решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
Учебник конституционного права зарубежных стран под общей редакцией Б.А. Страшуна содержит следующее определение референдума – голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Наиболее удачным определением прямой демократии является совокупность способов и форм, с помощью которых отдельные лица или группы могут самостоятельно влиять на разработку национальной политики, участвовать в формировании и функционировании представительных систем и лично участвовать в процессе принятия общеобязательных решений.
Прямая демократия выполняет три функции:
1) императивная (окончательное решение определенных проблем);
2) консультативная функция (определение воли народа и решений властей;
3) регулятивная функция (участие населения в системе государственного управления).
Тип прямой демократии (институты, формы, методы) – это способ и средство, с помощью которых народ или его часть непосредственно осуществляет свою власть, а власть корректирует осуществление своих властных функций, сравнивая волю народа с деятельностью власти.
Институтами прямой демократии являются: референдумы, выборы, народные съезды, собрания, шествия, демонстрации, пикеты, народные законодательные инициативы, обсуждение важных национально-территориальных решений и законопроектов, деятельность политических партий, отзыв избранных народных представителей, народные петиции, публичное голосование и т. д.
Теоретически референдум делится на общенациональный, местный, конституционный и законодательный, императивный и консультативный. Наше законодательство закрепляет концепции республиканского и местного референдума. Наиважнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь выносятся на республиканский референдум, а непосредственно вопросы, играющие первостепенную роль для населения соответствующих административно–территориальных единиц – на местные референдумы. Само же решение референдума носит нормативный характер и относится к одному из видов нормативных правовых актов.
1. Ясинская – Казаченко, А. В. Конституционное право Республики Беларусь / А. В. Ясинская–Казаченко. – Минск : Амалфея, 2018. – 406 с.
2. Постовой, Н.В. Муниципальное право России / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2016. – 456 с.
3. Мадьярова, А.В. Государственная власть и местное самоуправление [Электронный ресурс] / А.В. Мадьярова // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
4. Алистратов, Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.Н. Алистратов. – М., 2015. – 37 с.
5. Комарова, В.В. Формы непосредственной демократии в нормотворчестве [Электронный ресурс] / В.В. Комаров // СПС «КонсультантПлюс. Беларусь». – Минск, 2021.
6. Баглай, М. В. Конституционное право: учебник для вузов / М. В. Баглай. – 5–е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2015. – 769 с.
7. Василевич, Г.А. Конституционное право: Учебное пособие/ Г.А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
8. Демичев, Д. М. Наука конституционного права Республики Беларусь: состояние и проблемы развития / Д.М. Демичев // Юстиция Беларуси. – 2017. – № 12. – С. 28-32.
9. Комарова, В.В. Проблемы теории и практики системы народовластия современной России / В.В. Комарова// Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы междунар. науч.–теорет. конф.– М., 2019. – Т. 1. – С. 141–150.
10. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
11. Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.П. Петров. М.: Норма, 2015. – 576 с.
12. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. – М. : Проспект, 2016. – 376 с.
13. Мишин, А.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / А.А. Мишин. – М.: Статут, 2015. – 832 с.
14. Страшун, Б. А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию [Электронный ресурс] / Б.А. Страшун // «Консультант Плюс: Беларусь» / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов / В. Е. Чиркин. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. – 606 с.
16. Велибеков, М. С. Референдум и принципы демократии в основном законе ФРГ / М.С. Велибеков // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 67-70.
17. Толстик, В. А. Референдум как инструмент демократизации правотворчества / В. А. Толстик, Н. А. Трусов // Юридическая техника: ежегодник. – Нижний Новгород, 2018. – № 8. – С. 450 – 457.
18. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З : принят Палатой представителей 24 января 2000 года : одобрен Советом Республики 31 января 2000 года [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
19. Подутейко А.А. Конституционное право / А.А. Подутеко. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2018.– 141 с.
20. Зданевич, О.В. Референдум в Республике Беларусь / О.В. Зданевич // Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами. – Минск, 2018. – С. 79–82.
21. Василевич, Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце XX столетия / Г.А. Василевич. – Мн.: Молодежное научное общество, 2017. – 156 с.
22. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
23. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принят 29 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304.
24. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, принята 7 октября 2002 года, г. Кишинев [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.cis.minsk.by/page.php?id=616.
25. Василевич, Г.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / Г.А. Василевич, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2014. – 304 с.
26. Князев, С.Н. Основы идеологии современного государства: учебное пособие для вузов / С.Н. Князев, С.В. Решетников. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 491 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты