Источники права
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Источники права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Источники права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 4 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Всестороннее изучение источников права необходимо для создания эффективного, социального и правового государства.
Одной из причин недостаточной теоретической разработанности выбранной мной темы является неоднозначность и нечеткость самого понятия источника права. Авторы предлагают множество подходов и вариантов к определению понятий и классификаций источников права, однако до сих пор не могут прийти к консенсусу. Вариативность понимания источников права свидетельствует об актуальности вопросов формирования и функционирования терминологии в рамках темы работы.
Источники права могут рассматриваться, по меньшей мере, в шести различных значениях (как памятник права; сила, творящая право; в формальном, материальном, идеальном смысле; как носитель правовой информации и т.п.).
Высказываются мнения о том, что для преодоления трудностей, связанных с неоднозначностью понимания, нужно либо отказаться от данного понятия и заменить его другим, более совершенным, либо договориться о придании ему однозначного смысла в результате своего рода «соглашения» между учеными. В отечественной науке использовались оба эти способа. Так, в 60-х годах предлагалось заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которая, по мнению сторонников этой идеи, позволяет вести исследования.
Таким образом, для обеспечения единообразного понимания и применения норм права к самым разнообразным жизненным ситуациям, в целях достижения справедливости необходимо одинаковое понимание источников права. Упорядоченная структура источников права является важным условием законности, обеспечения единого подхода в сферах правового регулирования, разрешения споров. В этом и заключается актуальность темы исследования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА
Правовая норма всегда присутствует в некой «оболочке», которая обеспечивает формальную определенность права, ясность его понимания. Такая «оболочка» (носитель), которая имеет право, теоретически называется формой или источником права [1, с. 175].
Особенностью 1960-х годов в правовой литературе является наличие споров об использовании в праве термина «правовая форма» и юридического термина «источник». Например, профессор Шебанов считает целесообразным использовать понятие «правовая форма» вместо понятия «источник права». Однако эта позиция не была должным образом поддержана наукой, и вместо этого было предложено уточнить термин «источник права» и назвать его «формальным источником права» [2, с.188].
Примечательно, что в 70-80-х годах были изданы первые учебники, в которых глава об источниках права называлась «Источники права (формы)».
Источником права можно назвать материальные, социальные и иные условия жизни общества и социальные явления, которые приводят, в частности, к возникновению определенных правовых норм и объективных потребностей правовой системы в целом. В философском плане источниками права можно назвать те философские принципы и идеи, которые составляют основу той или иной правовой системы.
Под формой права следует понимать различные виды права с различиями в способе разработки материально-правовых норм [2, с. 188]. Таким образом, понятие формы может характеризовать весь арсенал средств, методов и приемов социального решения тех или иных проблем правового регулирования.
В современном понимании форма [лат. form]:
1) внешний вид, внешний контур;
2) способ существования и выражения любого содержания;
3) структура чего-либо, структура, организационная система чего-либо, например, форма правления;
4) установленный шаблон;
5) т, что проявляется в форме [3, с. 623].
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Обычно в теории называют четыре вида источников права:
1. правовой обычай;
2. судебный прецедент;
3. договор;
4. нормативный правовой акт [6, с. 154].
Для Республики Беларусь свойственны следующие источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор и в ограниченной мере – правовой обычай.
Главный источник права в нашем государстве – нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, который принят (издан) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, который содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и их неоднократное применение [7].
Признаки нормативных правовых актов:
а) имеет характер государственной власти, поскольку он исходит непосредственно от государства. Нормативные правовые акты являются результатом нормативной деятельности государственных органов. Государство в лице компетентного органа обеспечивает выполнение норм, содержащихся в нормативных правовых актах. Кроме того, государство оказывает обязательное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные нормы права [8, с.223];
б) нормативность, так как он формулирует и содержит общеобязательные правовые нормы, формально определенные приказы, предписания государственной власти, направленные на неопределенный круг лиц, и предназначенный для повторного применения [9, с.217].
ГЛАВА 3 СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 3 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:
– Конституция Республики Беларусь – Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений [7].
Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение [12, с. 67].
Термин Конституция употреблялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и другими). В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция» [13, с. 229];
– решения, принятые республиканским референдумом – это нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом [8].
Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом [14];
– Закон Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений [7]. Программный закон – это закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам [7].
ГЛАВА 4 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Действие нормативных правовых актов – это их действительное воздействие на общественные отношения. Каждый нормативный правовой акт предназначен для регулирования конкретных ситуаций, поэтому определение пределов его действия является обязательным условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание данного акта [18, с. 478].
Пределы действия нормативного правового акта Республики Беларусь ограничиваются временем, пространством и кругом лиц.
Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
а) момент, с которого начинается действие (начало действия);
б) время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт(продолжительность действия);
в) момент, которым завершается действие (истечение действия) [13, с. 384].
Нормативные правовые акты вступают в силу:
– либо с момента их принятия. Момент принятия нормативного правового акта – это момент его подписания. Закон считается подписанным также в том случае, когда Президент не возвращает какой-либо правовой акт на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь [14];
– либо со времени, указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
– либо по истечении определенного срока после их опубликования [19, с. 175].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Источником права является официальный способ выражения воли государства посредством определения ее в правовых нормах. Именно через источник права мы можем прийти к самому праву. Различные подходы и определения выражают различные проявления сущности понятия «источник (форма) права», поэтому разъяснив содержания каждого понятия, можно использовать оба.
Единство источника и формы права – это органическая связь между формой и содержанием.
Классифицировать источники права можно по различным основаниям, однако среди основных источников права следует назвать нормативный правовой акт, нормативный договор и в ограниченной мере – правовой обычай.
Нормативный правовой акт – это основной источник права в Республике Беларусь. На сегодняшний день он является главенствующим источником права. Все нормативные правовые акты имеют свою иерархию, они являются соподчиненными. Это говорит о том, что все нормативные правовые акты соответствуют, в первую очередь, положениям Конституции Республики Беларусь.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, соответствующие пределы действия.
Статья 3 Закона перечислены виды нормативных правовых актов Республики Беларусь. Так, к ним относятся Конституция Республики Беларусь, Декреты, Указы Президента Республики Беларусь, решения местных органов власти, приказы, постановления Совета Министров Республики Беларусь, и т.п.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
1. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М. : Юристъ, 2014. – 245 с.
2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2016. – 414 с.
3. Современный словарь иностранных слов / М.: Русский язык, 2013.— 740 с.
4. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2017. – 640 с.
5. Иванников, И. А. Теория государства и права / И. А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2016. – 352 с.
5. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2015. – 560 с.
6. Шевчук, Д. А. Теория государства и права : конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М. : Эксмо, 2019. – 299 с.
7. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2016. – 410 с.
9. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т. Н. Радько. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 568 с.
10. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2017. – 520 с.
11. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 384 с.
12. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
13. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
15. Лагун, Д. А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д. А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2015. – Вып. 16. – С. 42–55.
16. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2016. – 192 с.
17. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2016. – 656 с.
18. Скакун, О. Ф. Теория государства и права : учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2010. – 704 с.
19. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 384 с.
20. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Сенькова, Т. В. Общая теория права : краткий конспект лекций / Т. В. Сенькова. – Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2015. – 26 с.
22. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст. – М. : Юрист, 2005. – 56 с.
23. Конституция Испании [Электронный ресурс] // Европа без посредников. – Режим доступа : http://www.domeuropa.eu/leys/23-fales/50-konstitucziya-ispanii.
24. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 июн. 2003 г., № 204-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты