Научно-методические подходы к формированию содержания уроков физической культуры и здоровья в специальной медицинской группе для учащихся с нарушением осанки
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Научно-методические подходы к формированию содержания уроков физической культуры и здоровья в специальной медицинской группе для учащихся с нарушением осанки»
по дисциплине: «Лечебная физическая культура и массаж»
2021
45.00 BYN
Научно-методические подходы к формированию содержания уроков физической культуры и здоровья в специальной медицинской группе для учащихся с нарушением осанки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Лечебная физическая культура и массаж
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Распространенность нарушений осанки у школьников и студентов
1.2 Характеристика отклонений в организме при нарушениях осанки
1.3 Методы и меры профилактики нарушений осанки
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
2.1 Механизмы лечебного действия физических упражнений
2.2 Характеристика разделов программы по «ФКиЗ в СМГ» общеобразовательной школы, относящихся к нарушениям осанки
2.3 Основные проблемы проведения уроков ФКиЗ в СМГ при нарушениях осанки
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФКИЗ В СМГ
3.1 Основные методические принципы проведения занятий в СМГ
3.2 Комплексы физических упражнений на уроках ФКиЗ в СМГ (нарушения осанки)
Выводы по главе 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Осанка – это комплексный показатель здоровья школьника, и любые даже незначительные нарушения способны привести к тяжелым последствиям. Общеизвестно, что ребенок проводит основную часть дня в школе. В течение этого времени происходит влияние различных факторов на формирование осанки, поэтому в данном случае возрастает ответственность педагогов, учителей физической культуры за здоровье школьника.
Нарушения осанки и деформации позвоночника составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, в связи с чем проблема возрастных изменений осанки, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих ученых из различных отраслей науки. Отмечая постоянное увеличение числа школьников с нарушениями осанки, многие специалисты приходят к мнению, что проблема ее формирования и профилактики является во многом проблемой педагогической и может относительно успешно решаться в процессе физического воспитания.
Позвоночник вместе с тазом служат главной опорой для тела, поэтому он состоит из многих элементов (позвонки, межпозвоночные диски, межпозвоночные связки, фасеточные суставы, околопозвоночные мышцы и т.д.). Наиболее часто встречающимся отклонением опорно-двигательного аппарата от нормы являются нарушения осанки
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблемы улучшения здоровья детей являются приоритетными на современном этапе, поскольку очевидно, что успешное развитие и воспитание ребенка возможно только при оптимальном уровне его здоровья.
Так как нарушение осанки создает условия для развития заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата, что приводит к нарушению работы растущего организма ребенка, является важным анализ научно-методических подходов к формированию содержания уроков ФКиЗ в СМГ для учащихся с нарушением ОДА (нарушение осанки)
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать научно-методические подходы к формированию содержания уроков ФКиЗ в СМГ для учащихся с нарушениями осанки и подобрать комплексы специальных физических упражнений для основной части уроков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по разновидностям нарушений осанки, а также методам и мерам профилактики таких нарушений.
2. Дать характеристику лечебного действия физических упражнений на организм при нарушениях осанки.
3. Изучить и дать характеристику практического содержания научно-методического обеспечения работы педагога ФКиЗ в СМГ для детей и подростков с нарушениями осанки.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Распространенность нарушений осанки у школьников и студентов
Согласно опубликованным данным, нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Это заболевание является предпосылкой возникновения ряда функциональных и морфологических нарушений здоровья в детском возрасте и отрицательно сказывается на течении многих заболеваний у взрослых.
Осанка является наследственной, но на ее развитие во время роста у детей влияют многочисленные факторы окружающей среды. Процесс формирования осанки начинается в очень молодом возрасте и протекает на основе тех же физиологических законов высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность активного вмешательства в процесс формирования осанки у ребенка, обеспечивая его правильное развитие [9, с. 68].
Формирование осанки (и ее изменение) начинается в раннем детстве. Школьный возраст - самый благоприятный период в жизни человека, когда формируется правильная осанка. Осанка у детей и подростков имеет определенные возрастные особенности.
Формирование осанки напрямую зависит от рационального двигательно-гигиенического режима. На его формирование влияют такие факторы, как состояние здоровья, физическое развитие, образ жизни, привычки неправильной осанки при сидении, стоянии, выполнении физических упражнений и рабочей активности. Поэтому в большинстве случаев нарушения осанки - это приобретенное состояние.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений межпозвонковых дисков, деформациям позвонков, грудины, ослаблению всего тела и требует своевременного лечения (коррекции). Поэтому вопросы профилактики и коррекции нарушений осанки актуальны сегодня и являются одной из важных проблем физического воспитания.
Осанка - это привычная расслабленная поза человека в состоянии покоя и при движении. Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела по отношению к позвоночнику; при этом голова держится прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, плечи на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, в груди нет впадин и выпуклостей, лопатки прижаты к корпусу, их углы расположены на одной горизонтальной линии; треугольники перетяжки симметричны [14, с. 8].
ГЛАВА 2. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
2.1 Механизмы лечебного действия физических упражнений
Физические упражнения – метод естественно биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности [1, c. 54].
Занятия физической культурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство физической культуры при нарушениях осанки – специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Они, подобранные в соответствии с особенностями нарушения, при определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма), оказывают многогранное физиологическое воздействие [4, c. 79].
Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды. Мышечные движения сопровождаются определенными биохимическими изменениями в тканях организма, появляется ряд веществ, обладающих стимулирующим влиянием, в частности, аденозинтрифосфорная кислота.
Физические упражнения подбираются в соответствии с возрастом и физической подготовленностью занимающихся. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 45 мин. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп в занятиях должен быть средним, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий [2, c. 192].
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИ-ЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФКИЗ В СМГ
3.1 Основные методические принципы проведения занятий в СМГ
Охарактеризуем основные методические принципы проведения занятий в СМГ. Школьники СМГ не участвуют в общих уроках физкультуры, для них в школе комплектуются специальные группы. Допускается комплектование межшкольных СМГ по видам заболеваний. Посещение школьниками, отнесенными к СМГ, учебных занятий по физической культуре является обязательным. Для каждого учащегося, отнесенного по состоянию здоровья к СМГ, характерны индивидуальные особенности причин возникновения болезни или патологического процесса, механизмов развития, течения и исхода. Индивидуальны также особенности адаптации к физической нагрузке различной направленности и уровня.
Поэтому основным организационно-методическим требованием физического воспитания учащихся СМГ является индивидуализация содержания, методики обучения и регулирования физической нагрузки. Для выполнения этого требования, в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения РБ, учащихся СМГ необходимо подразделять на подгруппы «А» и «Б» с учетом тяжести и характера заболеваний для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. Дальнейшим направлением дифференциации является разделение учащихся по нозологическим группам и их клинико-функциональным характеристикам, полу, возрасту и уровню физической подготовленности.
К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера. Для них физические нагрузки должны постепенно возрастать по интенсивности и по объему соответственно адаптационным и функциональным возможностям организма. Учебные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120- 130 уд/мин в начале четверти, доводя интенсивность физической нагрузки до частоты пульса 140-150 уд/мин в основной части урока к концу четверти.
ВЫВОДЫ
Итак, на основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Осанка играет важную роль в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и составляя основу для нормального функционирования жизненно важных систем организма. Нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Распространенность нарушений осанки среди детского населения, по литературным данным, может достигать уровня от 40,5 % от 96,9 %
2. Нарушения осанки способствуют ухудшению внешнего вида детей и подростков, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвонковых дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной и брюшной полости. Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Перечисленные изменения неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушения перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, в результате чего организм становится уязвимым к различным заболеваниям.
2.1. Основными мерами профилактики нарушений осанки являются: ограничение вертикальных нагрузок, избегание падений и прыжков с большой высоты, травм и ушибов позвоночника, равномерное распределение нагрузки, при выполнении тяжелой работы, связанной с подъемом, передвижением или переноской тяжестей использовать широкий пояс или специальный корсет, правильно подобранная по росту мебель, использование физических упражнений, ношение обуви по размеру и др.
3. В учебной программе по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп І–ХІ классов учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания, при определении задач физического воспитания школьников на первое место выдвигается укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышение работоспособности школьников. Основной задачей разделов программы по «ФКиЗ в СМГ» общеобразовательной школы, относящихся к нарушениям осанки является улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата; укрепление основных групп мышц (создание мышечного корсета, укрепление мышц стопы), формирование правильной осанки.
1. Александрова, Л.И. Лечебная физическая культура и массаж: учеб пособие / Л.И. Александрова, Н.О. Рожнова, М.Ю. Рожнов. – Красноярск: СФУ, – 2008. –54-55 с.
2. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. – М.: КноРус, 2017. – 190-192 c.
3. Горбачев, М.С. Осанка младших школьников/ М.С. Горбачев // Физическая культура в школе. – 2015. – № 8. – С. 25–28.
4. Гребова, Л.П Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков / Л.П. Гребова. – М. ИЦ «Академия», 2006. – 79-81 с.
5. Гулбани, Р.Ш. Профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста средствами физической реабилитации / Р.Ш. Гулбани, Ю.В. Заед, М. Хагнер-Дереговска // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 3. – С. 42–45.
6. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе : учебн.-метод. реком. / авт.-сост. Л. А. Скиндер, А. Н. Герасевич ; под ред. А. Н. Герасевича. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 3-8 с.
7. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. –2-е изд. перерарб. и доп. – 317-366 с.
8. Зайцева, Т.Н. Сколиоз у детей: новые подходы к лечению и реабилитации / Т.Н. Зайцева, А.Г. Куликов, О.В. Ярустовская // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2017. – № 4. – С. 24-26. . [Электронный ресурс] режим доступа: https : //cyberleninka.ru/article/n/skolioz-u-detey-novye-podhody-k-resheniyu-vazhnoy-medikosotsialnoy-problemy:
9. Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А. Кашуба – Киев : Олимпийская литература, 2003. – 52-68 с.
10. Красикова, И.С. Сколиоз: профилактика и лечение / И. С. Красикова. – С-т Пб-г: Корона-Век, 2007. – 56-58 с.
11. Кроковяк, Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы: Пособие – Л.: Феникс, 2016. – 35-45 с.
12. Кудяшева, А.Н. Физическая реабилитация нарушений осанки детей младшего школьного возраста: дисс. … кад. пед. наук / А.Н. Кудяшева. – Наб. Челны, 2012. –44-65 с.
13. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010, – 128-130 с.
14. Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Мирхадарова. – Волгоград: ВГАФК, 1997. – 8-10 с.
15. Нелюбова, Ю.А. Упражнения для коррекции осанки // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар.студ.науч.-практи.конф.-№8(11). https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf.
16. Пешкова О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопии: метод. пособие / О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. – Х.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. – 64-79 с.
17. Попов С.Н. [и др.]; под ред Попов С.Н. 2014. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высшего профессионального образования. –214-217 с.
18. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 17-23 с.
19. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп І–ХІ классов учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2017. – 64-70 с.
20. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом : учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ] ; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – 9-16 с.
21. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник. А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. -–Минск: Тесей, 2003. – 380-392 c.
22. Шлык, Н.И. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учеб.-метод. пособие Сост. Н. И. Шлык., И. И. Шумихина, А. П. Жужгов; отв. ред. Н. И. Шлык. – Ижевск: Изд-во «Удмурт. Унив-т», 2014. – 35-40 с.
23. Юречко, О.В. Лечебная физическая культура в профилактике и коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста: учеб. пособие / О. В. Юречко. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. – 90-101 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты