Методика изучения лирических произведений на уроках русской литературы в средних классах
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика изучения лирических произведений на уроках русской литературы в средних классах»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературы»
2021
45.00 BYN
Методика изучения лирических произведений на уроках русской литературы в средних классах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературы
Организация: Будянская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Особенности лирики как литературного рода
1.2 Специфика анализа лирических произведений с учетом возрастных особенностей учащихся
1.3 Порядок работы над лирическим произведением
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Обзор программных лирических произведений в 5 классе общеобразовательной школы
2.2 Развернутый конспект урока русской литературы в 5 классе «А.С. Пушкин “Зима! Крестьянин торжествуя…”»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Лирика – это один из трех родов литературы, который имеет специфическую педагогическую особенность – способность активизировать эмоциональную сторону личности учащегося. Зачастую, предметом действительности лирического произведения является внутренний мир человека в его движении – это процесс мышления и внутренних переживаний, эмоций. А потому в лирических произведениях внимание автора обращено именно к происходящему в его внутреннем мире, а также сквозь призму его собственного мироощущения. Этот мир познается не в форме событий и характеров, а как связанность чувств, мыслей, раздумий. С незапамятных времен ведется спор между рациональным и эмоциональным, между целесообразным и душевным порывом. Лирическая поэзия всегда утверждает приоритет высоких идеалов красоты, эстетики, прекрасного. Обращаясь к вечным, экзистенциальным темам, которые связаны с коренными аспектами бытия, лирика приобщает к всеобщей духовной жизни, делает личность более глубокой и совершенной.
Основными особенностями лирических произведений, отмеченными в трудах литературоведов, являются следующие: отражение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективность этого отражения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации. В лирических произведениях, в отличие от эпических, отсутствует развернутый выразительный сюжет, для них характерен художественно организованный в целостную изобразительную систему стихотворный язык.
Новая концепция литературного образования ориентирована на личностно-ориентированное обучения. Именно поэтому среди основных компетенций, которыми должен овладеть ученик средней школы на уроках русской литературы, есть эстетическая компетенция. Так, в соответствии с Концепцией учебного предмета «Русская литература», эстетическая компетенция предполагает «понимание образного слова через раскрытие его художественной полисемантичности, информативности, ассоциативности, зрительной и слуховой наглядности; развитие представлений об эстетическом совершенстве художественного произведения» [1, с. 6].
Лирика наиболее ярко и эффективно реализует на практике необходимые навыки и умения школьников.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Особенности лирики как литературного рода
Лирика – самостоятельный и очень древний род литературы. «Существует три рода литературы, которые различаются между собой задачей, которую ставит перед собой автор. Описать окружающий мир, его события и людей, тогда это эпическое произведение, не случайно этот род литературы называется описательным. Выразить свой внутренний мир, свои чувства и переживания – это лирический род литературы, или выразительный. Драматический род представлен в действиях и поступках героев, герои сами рассказывают о себе и окружающем мире» [5, с. 17-18].
По своим художественным качествам она не противопоставляется ни эпосу как объективному рассказу об определенных событиях, ни драме с ее конфликтно-напряженным, сквозным действием. Наоборот, лирика на протяжении всего развития литературы контактировала, взаимодействовала с другими родами литературы. Элементы лирики, или лиризм, нетрудно найти в эпических и драматических произведениях (в лирических отступлениях, в особой насыщенности произведений, проникнутыми авторскими чувствами). Н.В. Беляева убедительно утверждает, что «лирика и самый субъективный род литературы, так как поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, и самый «всеобщий», так как лирическое стихотворение способно разбудить ответное чувство и в читателе-современнике, и в последующих поколениях» [4].
Лирические произведения в большинстве своем имеют стихотворную форму, а эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Хотя есть и лирическая проза (например, в творчестве Я. Брыля, М. Стрельцова, И. Бунина).
Лирика стремится главным образом к малой форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их многоплановости («Поэма конца» М. Цветаевой, «Поэма без героя» А. Ахматовой «Патриотическая песня» П. Панченко). В лирике безусловно преобладают небольшие по объему стихи.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Обзор программных лирических произведений в 5 классе общеобразовательной школы
Изучение русской литературы в 5 классе является важнейшим элементом в системе приобщения школьников к искусству слова, а также развития их кругозора, художественного мышления и эстетических чувств. Основой для изучения русской литературы являются произведения, отобранные с учетом психо-физиологических особенностей возрастного развития пятиклассников, а также, принимая во внимание, художественные качества, общечеловеческие ценности, воспитательный потенциал литературного текста.
В 5 классе изучаемые произведения русской литературы сгруппированы в отдельные разделы в зависимости от их проблемно-тематической наполненности. Именно в данный период обучения ученики знакомятся с основами теории литературы, поэтому основной литературоведческой задачей является изучение родов литературы, получение базовых знаний об эпических, лирических и драматических произведениях.
Е.В. Перевозная отмечает: «Для ребят этого возраста характерно наивно-реалистическое восприятие художественной литературы, что требует со стороны взрослых бережного отношения, ведь детям еще не доступен язык художественной условности: они разочаровываются, если узнают, что таких героев, как в произведениях, в жизни не было, нет и не будет. Процесс «изживания» наивного реализма – длительный и постепенный. Совершаться он должен под влиянием учителя-словесника на уроках литературы и в процессе организации внеклассного чтения» [8].
Лирические произведения занимают важное место в курсе русской литературы, поскольку наиболее эффективно способствуют развитию творческого и эстетического вкуса учащихся, их образного мышления. «Лирика представлена лучшими образцами русской классики. Раздел («Писатели о природе») открывают стихотворения поэтов 19 в. Небольшой объем произведений позволяет неторопливо проследить развитие мыслей, чувств автора, вслушаться в мелодику стиха, обучить учащихся выразительному чтению [10, с. 3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Лирика как род литературы обращена на выявление авторских чувств и переживаний посредством поэтизации художественного слова, системы образных средств выражения индивидуально-авторской позиции. Лирические произведения не ограничиваются сугубо стихотворениями, имея в своем творческом арсенале широкую палитру жанрово-видовых форм. Первостепенное значение в лирическом произведении имеет не сюжет, который, как правило, отсутствует, а типизированный образ, мысль, рассуждения, полисемичность художественного слова и т.д.
2. Особенности изучения лирических произведений условно делят на три возрастные группы: 5-6, 7-8 и 9-11 классы. На уровне 5-6 класса учащиеся еще не способны анализировать сложные философские или морально-этические проблемы, поэтому учебный материал подобран в соответствии с их возможностями – упор делается на лирические произведения, воздействующие на эмоциональную сферу восприятия ребенка. Также на данном уровне закладываются основы теории литературы школьного курса, поэтому стратегически это очень важное время. По мере взросления, возрастает интеллектуальный потенциал учащихся и, соответственно, усложняется тематика лирических произведений и образов, на которых они основаны, меняются и методические приемы изучения. Так, к 11 классу учащиеся овладевают всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями и способны четко выражать свои мысли, оперируя при этом теоретическими понятиями.
3. Порядок работы над лирическим произведением включает в себя 4 этапа – подготовительный, ориентировочный, аналитический и заключительный. Работа на уроке строится таким образом, чтобы от создания соответственной настроению стихотворения психологической атмосферы плавно перейти к первичному чтению и осмыслению лирического произведения. Эффективная методико-педагогическая организация первых этапов напрямую влияет на способность правильного, интересного и увлекательного анализа и заключительного этапа обобщения полученных знаний.
4. Обзор учебной программы по русской литературе показал, что лирические произведения составляют значительную часть от общего количества изучаемых литературных произведений. Они подобраны с учетов возрастных особенностей учащихся, а также учитывают воспитательное, обучающее и историческое значение для школьников.
1. Концепция учебного предмета «Русская литература» // Русский язык и литература. – 2009. – №.7. – С. 21- 28
2. Шевцова, Л.И. Методика преподавания литературы : учебно-методический комплекс для студентов филологического факультета / Л.И. Шевцова. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 135 с.
3. Методика преподавания литературы / под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1977. – 384 с.
4. Беляева, Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Беляева Н.В. – М.: Вербум-М, 2004. – 238 с.
5. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы [Текст] : учеб. Пособие для студентов филологических факультетов. 2-е изд., испр. и дополн. / Д.У. Якибова. – М. : РУДН, 2012 – 151 с.
6. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 400 с.
7. Карсалова, Е. В. «Стихи живые сами говорят...» / Е.В. Карсалова. – М. : Просвещение, 1990 – 208 с.
8. Перевозная, Е. В. Этапы и критерии литературного развития читателей-школьников / Е. В. Перевозная // Русский язык и литература. – 2010 – №7. – С.23–30.
9. Захарова, С.Н. Уроки русской литературы в 5 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С. Н. Захарова, Е. А. Темушева ; [под общ. ред. С.Н. Захаровой]. – Мозырь : Белый Ветер, 2013 – 166, [2] с.
10. Учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. – Минск, 2019. – 14 с.
11. Русская литература: Учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. В 2-х ч. Ч. 2. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 149 с.
12. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В.И. Ковалько. – М: Вако, 2005. – 208 с.
13. Шпакова, С. «Зима!.. Крестьянин торжествуя…» : видеоролик / С. Шевцова // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dy4XKxuxosQ.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты