Нестандартные формы урока как средство повышения мотивации изучения иностранного языка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нестандартные формы урока как средство повышения мотивации изучения иностранного языка»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Нестандартные формы урока как средство повышения мотивации изучения иностранного языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Типы уроков иностранного языка и особенности его структуры
2.2 Нестандартные формы урока иностранного языка (уроки с использованием игр)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Целью всего процесса обучения иностранного языка является коммуникация. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции, включающей в себя вербальное и невербальное общение. В современном обществе возрастает использование английского языка как средства международного общения, следовательно, главными задачами процесса обучения является устное общение.
Обучение говорению является острой проблемой и требует решения комплексных задач, которые помогут научить школьника говорить на определённую тему на английском языке, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. Учителю важно уметь подобрать максимально эффективные методы и приёмы обучения в рамках урока иностранного языка.
В настоящее время в методике обучения иностранным языкам превалирует функциональный подход. В контексте данного подхода происходят изменения в формировании грамматических навыков. Ранее целью изучения грамматики иностранного языка было знание структур и правил, теперь же требуется продуктивный, творческий подход. Учащиеся должны знать не только теорию, но и успешно применять, полученные знания в речевой деятельности. Данная задача, поставленная перед преподавателями, заставляет их искать новые способы обучения, переходить от языковых упражнений к условно-речевым и речевым.
Характерной особенностью современной школы является растущий процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в основном в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме в настоящее время выносится на первый план.
Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится не роскошью, а нормой; залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет значительную роль в формировании личностных качеств человека (ведь с его помощью становится возможным получить непосредственный доступ к культурному наследию другой страны), в повышении уровня образования. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции. Лица, закончившие средние и высшие учебные заведения, как минимум, должны достичь порогового уровня владения иностранным языком. Почему этого не происходит? Можно перечислить достаточно много факторов, которые могли бы быть причиной такой ситуации, но в условиях современных стандартов, когда на первый план выносится самообразовательный потенциал личности (когда учитель выступает в роли «дирижера», указывающего ученикам направление, путь, который они, с помощью учителя, должны самостоятельно осилить), главным, с нашей точки зрения, является фактор недостатка мотивации, которую можно повысить путем нестандартных форм обучения.
1 РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает или поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в школе. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у обучающихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется им возможность проговаривать и декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладение иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь это процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т.д. А впоследствии уже взрослыми сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе и вузе.
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших преподавателей, учащиеся, которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его. Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Попытаемся рассмотреть эту возможность.
2 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Типы уроков иностранного языка и особенности его структуры
В настоящее время существует несколько форм организации обучения: индивидуальная; индивидуально-групповая; коллективная; классно-урочная.
Индивидуальная форма – появилась самая первая. Процесс обучения проводился дома, при такой системе учитель косвенно помогал в обучении, что и было самым главным минусом такой системы.
Следующей формой стала индивидуально-групповая, суть которой заключалась в том, что педагог занимался уже не индивидуально, а с группой. Однако уровень их подготовки различался, поэтому появлялась необходимость индивидуальной работы с некоторыми учащимися, приводя к дополнительным тратам времени. Как результат, такая система была признана невыгодной и неэкономичной.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, из которой впоследствии и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670) [11, с. 34]. Он выделил определённые характеристики классно-урочной системы, которые заключаются в следующем:
1. Ключевой момент системы – это класс, состоящий из группы учащихся одного возраста и не изменяющий свой состав на протяжении всего обучения.
2. Главным составляющим учебного процесса стал урок.
3. Руководит деятельностью на уроке учитель, которые даёт детям знания, оценивает их, контролирует, насколько они усвоили материал.
Одной из главных конкретных целей каждого урока стало формирование активного самостоятельного мышления ученика. Ее достижение стало возможным при помощи постепенного перехода со стандартной модели обучения на самообучение.
Таким образом процесс управления учением поднимается на качественно иной уровень: ученик сам управляет своей познавательной деятельностью и сам же несет за нее ответственность. Для этого он должен спланировать предстоящую деятельность, самостоятельно решить все организационные проблемы и в процессе выполнения намеченного плана осуществлять самоконтроль. Задача учителя в данном контексте – целенаправленно обучать своих учеников навыкам планирования своей работы, ее организации, самоконтроля и коррекции [12, с. 147].
Говоря иначе, акт обучения становится возможен лишь при условии осознанного контроля самим учеником. Но управлять этим процессом, направлять его и вводить корректировки должен уже учитель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследование была обнаружена зависимость между мотивационным уровнем учеников и влияния на него нестандартных форм проведения уроков. За все время наблюдения было выявлено, как смена деятельности без прерывания процесса обучения благотворно влияла на уровень усвоения новой информации. Новые темы, предоставленные через игровые методики, дольше оставались в памяти, новая лексика, имея под собой больше, чем просто список слов в книге, охотнее употреблялась учениками и без особых сложностей переходила из пассивного словарного запаса в активный. Также было обнаружено, что игровые методики эффективны не только в младших классах (что утверждалось многими исследователями), но и среди старших классов, которые активно реагировали на любые попытки применения игровых методик во время уроков. Возникновение дополнительного соревновательного элемента выразилось в увлеченном взаимодействии учеников с предложенными материалами.
Однако другим открытием стало то, что, при некорректной дозировке игрового элемента на уроке, а также при множественных нестандартных уроках подряд, у учеников вырабатывалась своего рода резистентность, и вместо мотивационного подъема, возникал совершенно противоположный эффект - ученики, ожидая очередной игры, абсолютно не были заинтересованы в процессе обучения, игнорировали или не выполняли данные задания до конца. И чем старше была возрастная группа, тем сильнее и быстрее проявлялся эффект резистентности.
Таким образом, был сформирован следующий тезис: нестандартные уроки, будучи невероятно ценным инструментом в контексте подъема мотивации не должны быть использованы слишком часто и регулярно должны быть сбалансированы использованием традиционных методик проведения уроков. Возможно использование нестандартных уроков во время завершения тематического раздела для закрепления изученного материала или точечное использование игровых методик для разбора комплексных тем. Сами по себе, нетрадиционные уроки должны восприниматься как награда, праздник, некое разнообразие среди серых будней.
Однако для того, чтобы разнообразить серые будни, необходимо их сначала создать.
1. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат; 1975. – 304 с.
3. Werner, B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. – 1999. – 240 p.
4. Кульневич С.В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Выпуск 1 и 2. - ТЦ “Учитель”, 2002.
5. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. - М., 1985.
7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120с.
8. Морозова Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. С. 15-54.
9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991. - №2. С.3-10.
11. Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988. 72с.
12. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001. – 256с.
13. Савинова С. В. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 – 112 с.
14. Минкин С. И., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия// СОИУУ, Смоленск, 2006. – 200 с.
15. Содержание и методы современного урока: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009. – 307 с.
16. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников // ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009. – 167 с.
17. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959.Вып. 16. № 265. С. 41-60.
18. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 29-30.
19. Брунер, Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком// Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 515 с.
20. Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988. - 72 с.
21. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия // Учитель. - 2001. - №1. - С. 13-15.
22. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М., 1987. – 145 с.
23. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М., 1987. – 145 с.
24. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1979. - 472 с.
25. Гальскова Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты