Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы экономической политики стимулирования предложения
1.1 Теоретические основы экономики предложения
1.2 Кривая Лаффера и ее обоснование
2. Опыт проведения экономической политики стимулирования предложения
2.1 Эмпирические оценки важнейших зависимостей
2.2 Опыт проведения политики стимулирования предложения
3. Политика стимулирования предложения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы является концепция «экономики предложения».
Основное внимание экономика предложения уделяет препятствиям на пути расширения предложения и эффективного использования факторов производства.
Впервые теория экономики предложения была предложена американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером в начале 80-х годов ХХ века. Сторонники «экономики предложения» считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен, то есть дают эффект ускорения инфляции издержек. Сущность экономики предложения состоит в переносе усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, а также активизацию производства и занятости [8, c. 192].
Особенность экономики предложения состоит в совокупности практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекомендации в области:
– налоговой политики;
– политики приватизации государственных предприятий;
– оздоровления бюджета;
– сокращения расходов на социальные нужды.
По мнению представителей вышеуказанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью. Политика, влияющая на уровень безработицы и инфляции, является, по их мнению, политикой стимулирования предложения. Экономическая политика стимулирования предложения может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и прочее.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работой является актуальной.
Целью курсовой работы является более глубокое изучение экономической политики стимулирования предложения.
1. Теоретические основы экономической политики стимулирования предложения
1.1 Теоретические основы экономики предложения
Экономика предложения – это область макроэкономической теории, которая предполагает изучение производственного потенциала экономики, снижение производственных (снабженческих) барьеров на пути товаров и услуг, то есть запретов, возникающих в результате снижения налогов и отмены государственного регулирования, а также разработку мер по увеличению запасов факторов производства и повышению гибкости рынка по отношению к этим факторам. Целью этих мер является производство максимально возможной продукции при определенном уровне совокупного спроса [2, c. 920].
Экономическая теория предложения начала формироваться в 1970-х годах в результате развития и открытий выдающихся американских экономистов, таких как Роберт Манделл и Артур Лаффер.
Американский институт предпринимательства сыграл важную роль в разработке, развитии и распространении теории экономики предложения.
Данный институт предпринимательства сыграл большую роль и, по словам И. Стоуна, значится «…вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать главным и ведущим источником консервативных воззрений».
Теория экономики предложения является фундаментальной теорией, принадлежащей наиболее активному крылу консервативных экономистов.
На развитие данной теории повлияли политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол, профессора А.Лаффер, Р.Мандель.
Эмпирические исследования данной области были представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и другими. Также представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма.
Сторонники экономики предложения исследовали институциональную жесткость рынков факторов производства и влияние роста цен на факторы производства на «формирование незанятых цен». Эти исследования привели к тому, что деятельность профсоюзов на рынке труда осуждается за использование ограничительных трудовых практик и попытку поднять ставку заработной платы до уровня, превышающего предельный доход факторов труда. Все это, в свою очередь, снижает потенциальный уровень занятости и приводит к инфляции издержек. Основываясь на этих выводах, теоретики предложения начали осуждать некоторые системы социального обеспечения и прогрессивные налоговые системы, которые привели к ловушке бедности и подорвали стимул для безработных искать низкооплачиваемую работу [15, c. 73].
2. Опыт проведения экономической политики стимулирования предложения
2.1 Эмпирические оценки важнейших зависимостей
В восьмидесятые годы многочисленные попытки ученых эмпирически оценить различные зависимости, представляют особую важность для экономики предложения и определяют вид кривой Лаффера.
Несомненно, вид функции Лаффера был обусловлен эластичностью предложения факторов по ставке налогов на получаемые от них доходы. То есть, данные изменения вида функции Лаффера будут отражены следующим образом: чем больше эластичность предложения факторов на старке налогов, тем ближе к началу координат находится точка максимума налоговых поступлений. Чем эластичность предложения меньше, тем дальше находится запретительная зона.
Параметры кривой А.Лаффера носят эмпирический характер. Это значит, что на практике сложно определить, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. Первоначально необходимо выделить исследования воздействия налогов на предложение рабочей силы и на объем налогов на трудовые доходы.
Эластичность предложения рабочей силы по чистому доходу весьма невелика и в среднем составляет 0,15. Это выявлено на основании расчетов, проведенных М.Эвансом, М. Боскиным и Фуллертоном. При этом, эластичность предложения рабочей силы по чистому доходу меньше для наиболее активной и производительной части населения, и больше для вторичных занятых. Эластичность предложения рабочей силы по чистому доходу для вторичных занятых может колебаться от 0,26 до 4 [4, c.112-114].
Следовательно, положительный эффект от снижения налогов может выразиться в некотором уменьшении производительности труда. Еще меньше единства в оценках влияния налогов на поведение представителей разных профессий и доходных групп.
Также, более чем неоднозначными оказались и оценки влияния системы страхования от безработицы на предложение труда. Как гласит экономика предложения: увеличение размеров пособий и времени их выплаты должно негативно влиять на функцию предложения труда ввиду того, что это усиливает предпочтение досуга. Вместе с тем, полученные в восьмидесятые годы оценки показывают, что влияние данных факторов незначительно. К примеру, увеличение пособия на 10% добавляет к среднему периоду безработицы от трех до шести дней, а в целом эта система добавляет к уровню безработицы по одним расчетам 0,2–0,3, по другим – 0,75 и 0,5–1 процентных пункта [4, c.116].
3. Политика стимулирования предложения в Республике Беларусь
Основной целью любой макроэкономической политики является обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста, что означает не только увеличение производства страны (ВВП), но и увеличение производства страны (ВВП), а также повышение эффективности использования производственных ресурсов и достижение благосостояния населения [14].
Экономический рост Республики Беларусь нельзя назвать сбалансированным (высокие темпы инфляции на протяжении 20 лет, высокий уровень скрытой безработицы). С 2009 года под влиянием мирового финансово-экономического кризиса и внутренних структурных проблем экономики темпы прироста ВВП снизились до 2-3% в год, а в 2015 году стали отрицательными [16].
Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование вместе с приобретением государственного суверенитета в условиях резкого спада в экономике, который был вызван разрушением традиционных экономических связей между предприятиями. В процессе эволюции фискальной политики в Республике Беларусь была сформирована модель национальной фискальной системы, отличающейся определенной спецификой, но имеющей особенности, которые характерны для других моделей.
Система государственных финансов Беларуси совмещает в себе индивидуальные особенности различных систем. Так, например, сходство с европейской моделью заключается в использовании синтеза кейнсианского и неоклассического подходов к налоговому регулированию, при реализации которого обеспечивается выравнивание доходов населения. Однако, главное отличие белорусской модели от европейской заключается в наличие в стране обширного государственного сектора, что, в свою очередь, определяет гораздо большую роль государства в экономике как собственника, в то время как в европейских странах государство перераспределяет полученные доходы частным сектором.
Белорусскую модель можно охарактеризовать высоким уровнем налоговой нагрузки, хотя в последние годы она значительно снизилась. Налоговая нагрузка Беларуси была и остается самой высокой среди восточноевропейских стран и находится на уровне развитых европейских стран. Из-за высокой налоговой нагрузки на страну это снижает конкурентоспособность национальной экономики. Следует также отметить, что особенностью модели белорусской налоговой системы является высокая доля косвенных налогов, характерная для всех развивающихся стран, в то время как прямые налоги доминируют в развитых странах [14, c. 72].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика предложения – это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать путем снижения барьеров на пути производства (предложения) товаров и услуг, то есть путем снижения налогов и устранения государственного регулирования, основателями этой теории признаны известные экономисты Роберт Манделл и Артур Лаффер. Представители экономики предложения считают, что фискальная политика есть не что иное, как средство изменения «относительных цен» и через них воздействуют на поведение субъекта, так что изменяется производство и общий доход.
На развитие данной теории повлияли политики Дж.Кемп, Дж.Русселоторг, У.Рот, журналисты Дж.Ванниски, Дж.Гилдер, И.Кристол, профессора А.Лаффер, Р.Мандель. Эмпирические исследования данной области были представлены профессорами М.Фелдстайном, М.Боскиным и другими. Также представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма.
Концепция экономики предложения предполагает пересмотр кейнсианских представлений по трем основным направлениям:
1. причины безработицы;
2. отношение к сбережениям;
3. место и роль государства в экономике.
И одним из наиболее эффективных факторов увеличения совокупного предложения сторонники этой концепции считают снижение налогов, опираясь при этом на кривую Лаффера.
По мнению А.Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект. Во-первых, это благоприятствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышает стимул к производству и увеличению занятости, уменьшает правительственные трансфертные платежи. Во-вторых, способствует расширению налоговой базы благодаря росту предложения рабочей силы и капитала, то есть расширению объемов производства. В-третьих, обусловливает перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооплачиваемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и ростом эффективности экономики.
Проведение политики стимулирования предложения, в свою очередь, позволит сократить расходы на социальные программы с целью сбалансированности государственного бюджета, уменьшить масштабы государственного регулирования частного предпринимательства, удержать темпы роста денежной массы на инфляционном уровне и провести эффективную налоговую реформу, то есть сократить ставки налогообложения.
1. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
2. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика/ Г.П. Журавлева. – Дашков и К, 2016 – 920 c.
3. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 375 c.
4. Басовский, Л. Е. Макроэкономика: Уч. / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 191 с.
5. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.nalog.gov.by.
6. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. –Люберцы: Юрайт, 2016. – 283 c.
7. Бурлачков, В. К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В. К. Бурлачков. – М.: КД Либроком, 2019. – 240 с.
8. Альпидовская, М. Л. Макроэкономика: Учебник / М. Л. Альпидовская. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 192 с.
9. Гусейнов, Р. М. Макроэкономика: Учебное пособие / Р. М. Гусейнов, В. А. – М.: Омега-Л, 2017. – 384 с.
10. Тюкавкин, Н. В.Экономическая теория предложения: Статья / Н. В. Тюкавкин. – Самара: Вестник, 2018. – 178 с.
11. Симкина, Л.Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л. Г. Симкина. – Москва: КноРус, 2016. – 336 с.
12. Яковлева, Е.Б. Макроэкономика / Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, В.В. Деньгов – М.: СПб: Поиск, 2017. – 380 c.
13. Конфуций – Лунь юй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - http://modernlib.net
14. ВВП на душу населения в Беларуси //https://myfin.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by
15. Петрович Л. С. Экономическая политика стимулирования предложения: Статья / Л. С. Петрович. – Минск: БНТУ, 2018. – 73 с.
16. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://pravo.by
17. Бондарь Н.Н. и др. Экономическая мозаика: Сборник статей / Бондарь Н.Н. и др. – Минск: БГЭУ, 2019. – 115 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты