Воспитание культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Школа № 13 , ГОУ (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная беседа с ребенком «Как поступить?» (Бабаева Т.И.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки» (беседа) (Е. Матвеева).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Наблюдение и оценка выполнения детьми правил культуры общения с взрослыми и сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Карта наблюдения за культурой общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Содержание образовательных ситуаций, направленных на развитие представлений о правилах культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
1.2. Воспитание культуры речевого общения и поведения у детей младшего школьного возраста
1.3. Формы и методы воспитания культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
2.2. Система работы, направленная на формирование культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
2.3. Результаты опытной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Культура поведения является важной частью общей культуры человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей между собой играет важную роль в жизни каждого человека. В цивилизованном обществе всегда есть потребность в воспитанных и морально образованных людях. Поэтому у детей младшего школьного возраста должно формироваться чувство духовности и культура взаимоотношений, основанная на общечеловеческих нравственных принципах.
Культура речевого общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Растущий ребенок должен вступать в межличностные отношения, уметь их устанавливать, так как это обеспечивает создание благоприятной ситуации развития ребенка, его успешную социализацию, удовлетворяет потребность в общении. Многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях: они не умеют по собственной инициативе вступать в контакт с другими людьми (сверстниками и взрослыми) и поддерживать это контакт, адекватно выражать свои симпатии и антипатии, поэтому эти дети часто конфликтуют, ведут себя агрессивно с окружающими или замыкаются в одиночестве.
Поэтому воспитание культуры речевого общения и поведения детей младшего школьного возраста является важной деятельностью начальной школы.
Проблемой формирования культуры речевого общения младших школьников в свое время занимались и продолжают заниматься многие педагоги. Проблема формирования культуры общения разрабатывается как в общегуманитарном, философско-методологическом плане (А.А. Бодалев, И.А. Ильяева, М.С. Каган, А.В. Опалов, З.Я. Рахматуллина и другие ученые), так и в контексте коммуникативного развития личности (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, О.В. Шмайлова и др.). Особое внимание в научных исследованиях уделяется этикетным и речевым аспектам культуры общения (А.А. Акиншина, Л.Б. Волченко, О.М. Казарцева, И.Н. Курочкина, А.В. Смольянинов, Н.И. Формановская и др.). Всё более активно изучается проблема формирования культуры общения младших школьников в условиях образовательной среды (Л.А. Боденко, О.П. Кравчук, Н.В. Ладыженская, А.В. Мудрик, С.О. Николаева и др.).
Формирование культуры поведения у детей – это одна из актуальных проблем науки и практики. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Архангельского А.М., Божович Л.И., Болдырева Н.М., Виноградовой А.М., Карповой С.Н., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Якобсон С.Г. и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни каждого ребенка – его поступлением в школу. Это период интенсивного психического и физического развития. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг, вызванный тем, что в действие включаются «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [1].
На основе изученного материала младший школьный возраст можно характеризовать как период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются», – так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес [2, с. 183].
Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Ведущей деятельностью школьников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. В биологическом отношении у детей младшего школьного возраста, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста [3, с. 143].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста
Перед нами возникла необходимость в исследовании особенностей представлений детей младшего школьного возраста о правилах речевого этикета и умений соблюдать правила поведения. Учитывая широкий охват этикетных правил, в данном исследовании мы ограничились изучением представлений о правилах культуры общения с взрослыми и сверстниками.
В исследовании участвовали 20 детей младшего школьного возраста (учащиеся 3–ого класса), имеющими уровень нервно–психического в соответствии с возрастными нормами. Возраст учащихся – 8–9 лет.
Исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 13 г. Мозыря».
Для изучения были использованы следующие методики исследования:
1. Индивидуальная беседа с ребенком «Как поступить?»(Бабаева Т.И.).
Цель: выявить представления детей младшего школьного возраста о правилах этикета при общении с учителем, умение использовать речевые обороты в соответствии с этикетом.
Содержание: беседа состоит из вводной и основной частей. Беседа проводится индивидуально с ребенком. Подробное описание методики приставлено в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
2. Методика «Сюжетные картинки» (беседа) (Е. Матвеева):
Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки.
Содержание: детям предлагаются сюжетные картинки, на которых изображены сюжеты правильного и неправильного поведения человека в разных общественных местах.
Подробное описание методики приставлено в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
3. Наблюдение и оценка выполнения детьми правил культуры общения с взрослыми и сверстниками.
Цель наблюдения: выявить самостоятельность детей в выполнении правил культуры общения, умение адекватно использовать речевые обороты и действия в соответствии с этикетом.
Содержание наблюдения: В определенные дни и время проводится наблюдение за детьми, в процессе которого фиксируется самостоятельность выполнения каждым ребенком этикетных правил. Утром во время приема детей в классе отмечается (Кто здоровается), вечером (Кто прощается), во время приема пищи в столовой (Кто благодарит после еды, вежливо обращается с просьбой), во время разговора с учителем (Кто соблюдает правила культуры диалога: разговаривать приветливо, смотреть на собеседника, выслушивать вопросы и высказывания собеседника, отвечать понятно для собеседника, не прерывать контакт, не завершив разговор).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это особый период жизни, в который ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В 6–7–летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
«Культура поведения детей младшего школьного возраста» определяется как «совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных обществу в повседневной жизни, в общении и в различных видах деятельности». Культура поведения – это все то, что выработано в области поведения, т.е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет. Культура поведения, являясь общечеловеческой частью, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Методы и приемы воспитания культуры поведения детей младшего школьного возраста в образовательной организации рекомендуется использовать следующие методы: формирования сознания личности, организации жизнедеятельности, мотивации деятельности и поведения, контроля и самоконтроля, самовоспитания и так далее. Выбор методов и их сочетание определяется индивидуальными особенностями детей и их возможностями, и поставленными педагогическими задачами. Приемы в работе по воспитанию культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста в образовательной организации не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует метод. Одни и те же приемы используются в разных методах и наоборот.
Культура речевого общения – это часть культуры поведения, которая выражается в речи. Культура речевого общения у детей младшего школьника возраста включает в себя формирование группы умений: умения точно и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно и вежливо, соблюдать нормы русского литературного языка; умения пользоваться правилами речевого этикета; умения использовать средства интонационной выразительности речи.
Перед нами возникла необходимость в исследовании особенностей представлений детей младшего школьного возраста о правилах речевого этикета и умений соблюдать правила поведения. Учитывая широкий охват этикетных правил, в данном исследовании мы ограничились изучением представлений о правилах культуры общения с взрослыми и сверстниками.
Обобщая полученные результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать следующие выводы: уровень представлений детей младшего школьного возраста о правилах поведения недостаточен, не все дети умеют адекватно применять правила в конкретной ситуации общения и использовать речевые обороты в соответствии с этикетом культуры общения. Преобладающий уровень сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки – средний. Дети правильно расставили картинки таким образом, чтобы, с одной стороны, были те, на которых были нарисованы хорошие действия, а с другой – объяснены плохие. Эмоциональные реакции на действие были адекватными, но слабо выраженными. В практических ситуациях дети не всегда следуют тем правилам, о которых знают, нуждаются в напоминании взрослого. Наблюдение и оценка выполнения детьми правил культуры общения со взрослыми и сверстниками позволило выявить, что дети старшей группы забывают соблюдать правила. Преобладающий уровень самостоятельности детей в выполнении правил культуры общения, умения адекватно использовать речевые обороты и действия в соответствии с этикетом – средний. Преобладающий уровень культуры общения ребенка со взрослыми и сверстниками – средний. Процесс общения с взрослыми основывается на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, дети используют соответствующие нормы обращения, однако это не всегда проявляется в общении со сверстниками, поэтому иногда ребенку необходимо побуждение со стороны взрослого.
1. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Детство–Пресс, 2008. – 348 с.
2. Лейтес Н. С. Воспоминания, размышления, беседы / Н.С. Лейтес // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 1.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 2009. – 544 с.
4. Абраменкова, В. В. Проблема духовно–нравственного развития современного ребенка / В. В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2005. – Вып. 1. – С. 103–113
5. Морозова И.С. Познавательная активность младших 61 школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12. – С. 61–65.
6. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log–in.ru/books/author/kagermazova–l–cs/ (дата обращения 16.04.2021).
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выгосткий. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
8. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2012. – 538 с.
9. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
10. Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях ; авт.–сост.: П. А. Воронихин. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2013. – 512 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ–Медиа, 2008. – 128 с.
12. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
13. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социально–коммуникативное развитие» / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Т.Г. Гусарова, В.А. Деркунская. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2019.
14. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Мозаика – Синтез. – 2006. – 96 с.
15. Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Мозаика–Синтез, 2011. – 143 с.
16. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.
17. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 159 с.
18. Калинина Р. Ребёнок пошёл в школу / Р.Калинина, Л.Семёнова, Г. Яковлева // Школьное воспитание. – 1998. – № 4. – с. 14–16
19. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2003. – с. 538
20. Кузьменкова, Ю. Б. Азы вежливого общения [Текст] / Ю. Б. Кузьменкова. – М.: Титул, 2014. – 201 с.
21. Мартьянова А.И. Воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. 2007. – № 7. – С.21–29.
22. Морозова И.С. Познавательная активность младших 61 школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12. – С. 61–65.
23. Романова, Н. Н. Словарь. Культура речевого общения / Н.Н. Романова, А. В. Филиппов. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 304 с.
24. Серегина, Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ / Д.А. Серегина. – М.: Прометей, 2013. – 104 с.
25. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М., 1968. – Т. 4
26. Смирнов А.А. Избранные психологические труды / А.А. Смирнов. – Москва: Педагогика, 1987. – 187 с.
27. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников/ Е.О. Смирнова, Е. А. Калягина. // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 14 – 19.
28. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе : Методическое пособие / О. А. Степанова, О.А. Рыдзе. – М. : Сфера, 2005. – 96 с.
29. Степин, В. С. Культура / В. С. Степин // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2010. – С. 565.
30. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная беседа с ребенком «Как поступить?» (Бабаева Т.И.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Сюжетные картинки» (беседа) (Е. Матвеева).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Наблюдение и оценка выполнения детьми правил культуры общения с взрослыми и сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Карта наблюдения за культурой общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Содержание образовательных ситуаций, направленных на развитие представлений о правилах культуры общения и поведения у детей младшего школьного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты