Организационно-правовой механизм управления охраной окружающей среды
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организационно-правовой механизм управления охраной окружающей среды»
по дисциплине: «Экологическое право»
2021
45.00 BYN
Организационно-правовой механизм управления охраной окружающей среды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экологическое право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Сущность управления в области охраны окружающей среды
1.1 Понятие и особенности государственного управления охраной окружающей среды
1.2 Задачи государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
2 Механизмы управления в области охраны окружающей среды
2.1 Особенности реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды – основные направления
2.2 Органы государственного управления, реализующие специальные направления экологической политики
2.3 Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Важнейшим фактором организационно-правового воздействия на разумное природопользование и охрану окружающей среды является государственное управление в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды, которое обладает необходимыми механизмами воздействия, включая цели управления, формы, методы и принципы управления.
Необратимая экологизация мировоззрения, непрерывное развитие экологического сознания ставят перед государством задачи по сохранению природных компонентов, улучшению качества и повышению количественных показателей окружающей среды. Экологическая функция признана приоритетным направлением деятельности государства. Оно призвано осуществлять меры по предотвращению поступления в природную среду опасных для здоровья человека веществ; способствовать экологически обоснованному размещению и дальнейшему развитию реального сектора; воплощать многие другие меры, обеспечивающие экологическое благополучие населения и сохранение природной среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими правоотношениями. Природоохранную деятельность, равно как и обеспечение рационального использования природных ресурсов, государство реализуют через совокупность государственных органов, каждый из которых имеет свои задачи, реализуя их, осуществляют свой участок управленческой деятельности, для чего наделяется государственно-властными полномочиями.
На государственные органы возлагается задача наметить практические меры по эффективному обеспечению экологического баланса, без участия которых достижение указанной цели является невозможным. Решающее значение государственных органов в данной сфере, обеспечение ими исполнения и соблюдения экологического законодательства предопределяет актуальность избранной темы курсовой работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области реализации организационно-правового механизма управления охраной окружающей среды.
Предметом исследования выступают национальное законодательство, научные труды отечественных и зарубежных ученых, характеризующие организационно-правовой механизм управления охраной окружающей среды.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с реализацией организационно-правового механизма управления охраной окружающей среды.
1 Сущность управления в области охраны окружающей среды
1.1 Понятие и особенности государственного управления охраной окружающей среды
В процессе становления и развития государства и общества всегда была необходимость урегулировать уже сложившиеся отношения, но они не находили их правовой реализации, а отношения между человеком и природой всегда были актуальны.
По словам Ю.Е. Будникова, одним из основателей комплексного подхода к управлению природными ресурсами и охране окружающей среды следует назвать короля Эдуарда, который в 13 веке издал указ, запрещающий использование угля для отопления домов в Лондоне [1, с.55].
Как отмечает Ю.Е. Будникова, в начале XVII в. В нашей стране стали учитываться размытые почвы, овраги, разбитые пески и были рекомендованы первые расовые меры по борьбе с эрозией почв. Примерно в то же время, в северной Италии, для защиты земель от затопления был проведен адресный контроль речного стока [1, с.55].
Вместе с тем в указанных правовых актах над проблемами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов доминировал принцип господства над природой, что отчасти объяснялось требованиями становления и укрепления социалистического выживания страны и необходимостью ее интенсивного развития, поэтому принятие данных документов в полной мере не обеспечивало эффективной природоохранной деятельности [2, с.37].
На протяжении исторического периода возникает главный недостаток государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, который сохранил свою актуальность и по сей день это то, что управление и контроль в изучаемой сфере осуществлялись (и осуществляются) слишком большим количеством государственных органов.
Поэтому советская система управления природопользованием и охраной окружающей среды создавала предпосылки для посредственного отношения к природным ресурсам как со стороны самого государства, так и подчиненных ему номенклатурных предприятий.
В 1988 году в рамках общего курса «реструктуризации» была проведена реформа системы природоохранных органов, и на первом этапе в каждой союзной республике были созданы государственные природоохранные комитеты, которые должны были взять на себя эту функцию, координировать все природоохранные мероприятия и стать центральным органом управления, заменив ранее существовавший набор различных отделов [2, с.39].
На практике должностные лица этих государственных комитетов не справились со своей задачей; на союзном уровне такой орган был ликвидирован в 1991 году, при этом следует отметить, что распад СССР сыграл важную роль, что обусловило необходимость формирования новой системы государственного управления независимостью республик [3, с.48].
2 Механизмы управления в области охраны окружающей среды
2.1 Особенности реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды – основные направления
Политика Республики Беларусь заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Жизнь и здоровье человека считаются величайшей ценностью, и поэтому необходимо обеспечить защиту этого права всеми средствами и средствами государственного воздействия. Невозможно защитить жизнь и здоровье без создания и обеспечения благоприятной среды, под которой в первую очередь следует понимать среду обитания человека. Поэтому обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека является одним из важнейших направлений государственной политики.
Существование экологической политики (политики в области охраны окружающей среды) как самостоятельного направления национальной политики весьма характерно для большинства экономически и промышленно развитых стран, в которых достаточно высокий уровень общественного и национального самосознания существенно тормозит негативное техническое воздействие на окружающую среду через идеологические механизмы-экологическое просвещение и просвещение, развитие экологических движений и др. С помощью этих механизмов экологические концепции находят отражение в государственной политике и впоследствии реализуются в законодательстве [17, с.82].
Экологическая политика – это молодой феномен, который нуждается в тщательном изучении. Экологическая политика реализуется через систему органов государственной власти, осуществляющих управление охраной окружающей среды и природопользованием. Именно поэтому одним из основных направлений экологической политики было и остается совершенствование государственного управления в этой сфере государственного регулирования.
Создание системы государственного управления и обеспечения ее регулирующими нормативно-правовыми механизмами, прежде всего, подразумевает согласование идеологии наших взаимоотношений с природой. Этот «договор» между обществом и природой является фиксированным документом, определяющим государственную экологическую политику [17, с.83].
Государственная экологическая политика – это совокупность экологических целей, задач и приоритетов, существующих на национальном уровне. На основе экологической политики, утвержденной высшими органами власти, было разработано законодательство для достижения желаемых целей.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В экологических правоотношениях публично-правовые начала являются необходимыми, а не факультативными, предпосылками достижения устойчивого развития. Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь осуществляют выработку и реализацию экологической политики по всему спектру её задач.
В Беларуси создана адекватная и сбалансированная структура органов с экологической компетенцией: при этом, она является достаточно разрозненной, не носит комплексный характер. Тем не менее, прослеживается разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.
На государственные органы исследуемого типа возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства, что накладывает специфику на их компетенцию, функции, формы и методы управления.
Управление в экологической сфере призвано обеспечить реализацию экологического законодательства: им же определяются содержание и компетенция государственных органов, регулирующих экологическую сферу общества. Его объектом выступают отношения по совершенствованию природопользования, сохранению и восстановлению баланса окружающей среды.
Организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в экологической сфере подразумевает создание государственного органа, который бы сосредоточил основные функции охраны окружающей среды, регулирования природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды является универсальным органом управления в рамках экологической функции белорусского государства.
Вместе с тем, в некоторых отраслях управления данное министерство наделено детальными и полными полномочиями, тогда как иные отрасли экологической политики регулируются отдельными, самостоятельными государственными органами. В ведении Минприроды находятся метеорологическая и геологическая службы. В то же время, оно не управляет некоторыми видами особо охраняемых природных территорий. В состав указанного Министерства входят все областные комитеты и районные инспекции.
1. Будникова, Ю. Е. История становления и развитие предпринимательской деятельности в сфере природопользования / Ю.Е. Будникова // Право и государство. – 2016. – № 10. – С. 54-58.
2. Гаврилов, Е. В. Территории традиционного природопользования: понятие, признаки, история возникновения / Е.В. Гаврилов //Аграрное и земельное право. – 2015. – № 4. –С. 36-42.
3. Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко. – Минск: Веды, 2019. – 351 с.
4. Дубовик, О.Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. – Минск: Проспект, 2015. – 548 с.
5. Карпович H.A. Реализация экологической функции государства: автореф. дисс. канд. юрид. наук / Н.А. Карпович. – Минск, 2018. – 206 с.
6. Об охране окружающей среды : Закон Республики Беларусь 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
7. Анисимов, А.П. Экологическое право: учебник / А.П. Анисимов. – М.: Юрайт, 2015. – 504 с.
8. Петров, В.В. Экологическое право: учебник / В.В. Петров. – М. : БЕК, 2015. – 557 с.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – Москва: ИД Юрайт, 2019. – 670 с.
10. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник / С. А. Боголюбов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2017. – 482 с.
11. Мороз, Л.Н. Основы экологического права / Л.Н. Мороз. – Минск: Веды, 2017. – 192 с.
12. Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2012 № 237 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
13. Козлов, Ю.М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов. – Москва: Юристъ, 2014. – 699 с.
14. О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
15. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы: утверждено постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 19 мая 2010 г. № 755 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
16. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
17. Ефрофеев, Б.В. Экологическое право / Б.В. Ефрофеев. – Минск: Новый юрист, 2018. – 324 с.
18. Гоев, А.В. Экологическое право Республики Беларусь / А.В. Гоев. – Минск: Молодежное научное общество, 2016. – 160 с.
19. Макарова, Т.И. Вопросы доктрины экологического права / Т.И. Макарова // Информационно-правовая поддержка охраны окружающей среды и устойчивого развития: по материалам круглых столов. – Минск, 2017. – С.52-64.
20. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М. Демичев. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 497 с.
21. Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. №298 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
22. Положение о Департаменте по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
23. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
24. Волков, Г.А. Экологическое право: объекты экологических правоотношений / Г.А.Волков. – М.: ИГП РАН, 2015. – 152 с.
25. Takashi Mino Environmental Leadership Capacity Building in Higher Education. Experience and Lessons from Asian Program for Incubation of Environmental Leaders / Mino Takashi. – Springer: Tokio, 2015. – 140 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты