Формирование осанки в процессе физического воспитания
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование осанки в процессе физического воспитания»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Формирование осанки в процессе физического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Организация: Пережирская СШ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСАНКУ
ГЛАВА 3 ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
3.1. Задачи формирования осанки
3.2. Средства и методы формирования правильной осанки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания не является проблемой физической культуры в узком понимании.
Снижение двигательной активности молодежи, малоподвижный образ жизни, поголовное увлечение компьютерными играми отложило отпечаток на здоровье подрастающего поколения. По данным ежегодной диспансеризации Министерства охраны здоровья Республики Беларусь нарушения осанки выявляемых у 90% детей 6-7 лет, 40-50% детей 8-10 лет и 54,8-77,4% студентов. Нарушения осанки прямым образом влияют на здоровье опорно-двигательного аппарата и опосредовано на все системы организма, и влекут за собой нарушения, которые в дальнейшем мешают нормальному функционированию организма, ведению здорового, социально-активного образа жизни.
Без формирования правильной осанки и навыков здорового образа жизни в части поддержания здоровья опорно-двигательного аппарата невозможно вырастить здорового человека, здоровое поколение, здоровую нацию. Таким образом, задача по формированию правильной осанки должна быть основной задачей физического воспитания начиная с дошкольных воспитательных учреждений, через физическое воспитание в школе, высшей школе. Даже на предприятиях необходимо организовывать условия для занятия производственной физической гимнастикой [1].
При этом на формирование правильной осанки влияет не только физическая культура, но и организация пространства в целом. Поэтому в образовательной среде необходимо расширять представление о важности формирования правильной осанки и методах ее поддержания не только на уроках физической культуры, но и образовательном пространстве воспитательного или учебного заведения в целом.
Проблемы формирования правильной осанки изучаются с точки зрения возрастных особенностей развития организма специалистами из области медицины, педагогами в части методики и средств обучения физической культуре и спорту, тренерами-педагогами в части разработки техники обучения движению, поэтапному формированию двигательного навыка и дозированию нагрузки [9].
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящими от мышечного тонуса, состояния связочного аппарата, наклона физиологической кривизны позвоночника [12].
Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они – генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.
Правильная осанка - одна из обязательных характеристик гармонично развитого человека, внешнее выражение его физической красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможно только при правильной осанке.
Определяется вертикальное положение головы - приподнят подбородок, линия, соединяющая нижний краем орбиты и козелок ушей горизонтальная, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и плеча, одинаковые, плечи на одном уровне, слегка опущены и утончены; грудная клетка симметрична и слегка выступает, живот затянут, лопатки прижаты к телу, находятся на горизонтальной линии [10].
Если смотреть сбоку, то правильная осанка характеризуется слегка приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника (рисунок 1).
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСАНКУ
Осанка – это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка – понятие комплексное.
Рассматривая совокупность факторов, определяющих осанку, с некоторой условностью можно подразделить их на:
- внешние, важнейшими из которых являются социальные условия жизни, деятельности, развития индивида;
- внутренние − структурные и функциональные свойства систем организма, благодаря которым существует сама возможность становления и сохранения осанки [3, 15].
К факторам (внутренним), которые носят физиологический характер относятся:
1. Различные врожденные или приобретенные искривления позвоночника, плоскостопие, плохая эластичность связок, плохая подвижность суставов и определенные дисбалансы в размере и форме определенных частей тела и многое другое.
2. Степень чувствительности опорно-двигательного аппарата и кожи, которая определяет ощущения в месте расположения головы, лопаток, плеч и таза. Этот фактор особенно важен для формирования и проработки правильной осанки.
3. Рефлекторные механизмы поддержания осанки и ее регуляция центральной нервной системой, особенно позно-тонические рефлексы, возникающие в результате изменения положения головы, влияют на перераспределение мышечного тонуса, от которого во многом зависит осанка.
4. Положение головы, плечевого пояса, таза и ног напрямую влияет на форму позвоночника как наиболее важный фактор осанки. Например, голова, которую постоянно опускают вниз и вперед, приводит к различным нарушениям осанки.
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
3.1. Задачи формирования осанки
Задачи формирования осанки направлены на то, чтобы обеспечить своевременное формирование и длительное поддержание нормальной осанки в ходе занятий физическим воспитанием путем развития и закрепления необходимых навыков и обучения качествам, определяющим их характер.
Одним из основных аспектов выполнения этих задач является профилактика предотвращение неправильной осанки. Также есть задачи по исправлению ошибок осанки.
Формирование правильной осанки - одна из основных задач, которую решают тренера на уроках физкультуры. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, которое в той или иной степени меняется под влиянием сложившегося образа жизни, возраста и других факторов.
Конкретное содержание этих задач не остается неизменным на разных этапах и при разных условиях их выполнения. Таким образом, в подростковом возрасте профилактика нарушений осанки, которые могут возникать под влиянием относительно непропорционального увеличения продольных и поперечных размеров тела (преимущественный рост в длину), временного снижения скорости развития силовых качеств отдельных групп мышц и других характеристик физического развития в этом возрасте.
С началом специализации по выбранному виду деятельности (спорт, профессиональная деятельность, военная служба) постоянно определяются задачи профилактики и коррекции нарушений осанки, которые могут возникнуть в результате «конкурентного» воздействия на ее различных типов поз специализации (типовые позы велосипедиста, гребца-байдарочника, стрелка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящими от мышечного тонуса, состояния связочного аппарата, наклона физиологической кривизны позвоночника.
Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они – генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.
Правильная осанка - одна из обязательных характеристик гармонично развитого человека, внешнее выражение его физической красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможно только при правильной осанке.
2. Рассматривая совокупность факторов, определяющих осанку, с некоторой условностью можно подразделить их на:
- внешние, важнейшими из которых являются социальные условия жизни, деятельности, развития индивида;
- внутренние − структурные и функциональные свойства систем организма, благодаря которым существует сама возможность становления и сохранения осанки.
К факторам (внутренним), которые носят физиологический характер относятся: различные врожденные или приобретенные искривления позвоночника, степень мышечно-двигательной и кожной чувствительности, рефлекторные механизмы поддержания позы, постановка головы, плечевого пояса, таза и ног, жироотложение, «мышечный корсет», строение скелета.
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 210 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 344 с.
4. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум. – М.: «Академия» 2012 – 240 с.
5. Васильева, Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах / Т.Д. Васильева. – М.: ГЦОЛИФК, 2012. – 21 с.
6. Гамза, Н.А. Основы врачебно-педагогических наблюдений / Н.А. Гамза. – Минск, 2014. – 46 с.
7. Головин, В.А. Физическое воспитание / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, – 391 с.
8. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебно-методическое пособие / Ю.А. Гончарова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. - 40 с.
9. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского, Физкультура и спорт, – М.: Высш. шк., 1986. – 329 с.
10. Дехтяр, С.К. Деформации позвоночника у детей / С.К. Дехтяр // Детская хирургия – 2014 – №2. – С. 12-21.
11. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
12. Икова, В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / В.В. Икова. – Л.: Медгиз, 2013. – 64 с.
13. Калб, Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб // Вестник новых медицинских технологий. – 2013. – №4 – C. 62-64.
14. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, И.Г. Николаенко.– М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.
15. Коробков, А.В. Физическое воспитание / под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова [и др.] – М.: Высш. школа, 1983. – 391 с.
16. Котешова, И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика / И.А. Котешова. – М.: ЭКСМО, 2014. – 207 с.
17. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.- 344 с.
18. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип. – М..: Советский спорт, 2007. – 464 с.
19. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: учебник / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2013. – 480 с.
20. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименк. – М.: Высш. школа, 1999. – 360 с.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры: в 2 т.; под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.1. – 304 с.
22. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей / И.В. Милюкова. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2013. – 127 с.
23. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации / Н.Б. Мирская. – М.: Чистые пруды, 2015. – 30 с.
24. Орлов, Р.С. Нормальная физиология / Р.С. Орлов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 688 с.
25. Решетников Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 152 с.
26. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека / М.Р. Сапин. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
27. Серова, Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся средствами физической культуры / Н.Б. Серова. – М.: Знание, 2015 – 214 с.
28. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 2006. – 256 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты