Особенности межличностного общения детей подросткового возраста переживших развод родителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности межличностного общения детей подросткового возраста переживших развод родителей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности межличностного общения детей подросткового возраста переживших развод родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: средняя школа № 47 (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования стилей межличностного общения подростков по методике Т. Лири.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития детей подросткового возраста
1.2 Особенности межличностных отношений детей подросткового возраста
1.3 Влияние развода родителей на психологическое состояние детей подросткового возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССДЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия представляют большой интерес для психологов, социологов и преподавателей. Проблема развода, являющаяся одной из таких трудностей, становится особенно актуальной сегодня. Т.А. Гурко, анализируя трансформацию современной семьи, считает, что брак становится все более нестабильным.
На современном этапе развития общества во всем мире и многие исследователи отмечают массовое распространение и рост количества разводов. Многие авторы рассматривают развод как негативное явление, как форму проявления дезорганизации семьи. В массовом сознании развод обычно ассоциируется с определенным стыдом, оттенком личного упадка, проявлением слабости, неизбежным разрывом стабильных отношений с детьми. Мало кто из авторов считает, что развод может выполнять конструктивную функцию, если он может привести к реальному и правильному решению проблемы и привести к эмоциональному росту и «нравственному возрождению» обоих партнеров.
Рост количества разводов, по мнению С.И. Голода, в определенном смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга, основанный на чувстве любви и личной селективности. Свобода выбора партнера, основанного на необходимости, предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда брачные отношения терпят неудачу. В настоящее время развод считается неотъемлемой частью семейной системы, что необходимо для ее реорганизации в случаях, когда невозможно сохранить семью в ее прежнем составе и структуре.
Проблема развода тесно связана с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке развод понимается как юридический, экономический и психологический разрыв отношений, который влечет за собой перестройку жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что даже после их расторжения психологические аспекты последствий разрыва не только сохраняются, но и выходят на первый план.
На подростке по-своему отражается развод родителей, так как в этом возрасте они становятся более восприимчивыми, чувствительными, напряженными, тревожными и т.д. Многие при этом начинают обвинять себя. Они считают, что сами не смогли чего-то сделать, для того чтобы удержать в семье любимого родителя. Исследователи (А. А. Чеврениди, М. М. Аксенов и др.) отмечают, что развод родителей в жизни ребенка может быть отражен на особенностях его личностного развития, самооценке, его эмоциональном самочувствии, отношении к окружающим людям.
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития психики детей подросткового возраста
Подростковый возраст – самый трудный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важнейшей отличительной чертой этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в самопознании подростка, которые имеют решающее значение для всего последующего развития и становления его личности. В этот период личность подростка характеризуется некоторыми особенностями, которые существенно отличают его от взрослого. Это гиперчувствительность и возбудимость, дисбаланс, раздражительность, сочетание застенчивости, застенчивости с застенчивостью и замкнутостью, стремление к самостоятельности, освобождение от влияния властей, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и, в то же время, недостаточность ее индивидуального характера [9, с. 22].
Подростковый период – это разумный период развития эмоциональной сферы личности. Здесь на первый план выходят эмоции и чувства подростка. Подростковый период – это период повышенной эмоциональности, которая проявляется в легкой возбудимости, страсти, частой смене настроений и т.д. На этом этапе ребенок как бы переходит из детства в новое состояние. Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и не все взрослые чувствуют себя в ней комфортно [17, с. 4]. Подростку приходится осваивать эту сферу во всей ее сложности за относительно короткое время. Поэтому подросток иногда становится уязвимым, эмоционально неустойчивым и проявляет чувство незащищенности, тревоги, отсутствия чувства безопасности и защищенности. Часто все это приводит к срыву в развитии эмоциональной сферы. Недостатком в развитии эмоциональной сферы, который отчетливо проявился в подростковом возрасте, является поверхностность чувств, их стремительное затухание, а также нищета эмоциональной жизни: узкий круг явлений, событий окружающего мира, которые могут вызвать эмоциональную реакцию. Существенным недостатком подростков является также односторонняя ориентация чувств на предметный мир в ущерб их ориентации на сферу человеческих отношений [7, с. 52].
Дефекты эмоциональной сферы очень важны для человека, так как механизм эмоций необходим для регулирования поведения и деятельности человека, и чем лучше функционирует этот механизм, тем стабильнее психическая деятельность человека, тем гармоничнее его поведение. Не случайно, например, дети родителей, которые эмоционально неразвиты и несчастливы, могут развиваться с нарушениями психической деятельности, и эти нарушения влияют не только на саму эмоциональную сферу, но и непосредственно влияют на всю линию поведения подростков, на их манеру держаться, на их взаимоотношения с другими людьми. Поведение таких подростков носит импульсивный характер и они часто испытывают внутреннюю незащищенность, что в свою очередь приводит либо к неопределенности в поведении, либо, наоборот, к непониманию агрессии, ригидности и мелочности. Очень часто у таких подростков нет друзей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССДЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Организация и методика исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности представлений о межличностных отношениях в подростковом возрасте.
Этапы эмпирического исследования:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование межличностных отношений у подростков с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе средней школы № 47 г. Минска.
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 6-х классов (родители которых разведены), из них 15 мальчиков и 15 девочек. Возраст испытуемых – 11-12 лет.
Исследование межличностных отношений в подростковом возрасте осуществлялось с использование следующих методик:
1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Назначение методики: изучение представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Авторы методики: Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек (1954). Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Исследование межличностных отношений предполагает выделение двух факторов: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что проблема развода тесно связана с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. На подростке по-своему отражается развод родителей, так как в этом возрасте они становятся более восприимчивыми, чувствительными, напряженными, тревожными и т.д. Изучения данной проблемы свидетельствуют о травмирующей роли разрыва отношений между родителями, на личность подростка и показывают, что в течение первого года после развода, дети демонстрируют более тревожное и беспокойное, и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из неразведенных семей. Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребенка. Сам развод родителей вызывает у ребенка такие тяжелые последствия. Исследованием этой проблемы занимались такие авторы как М. М. Аксенов, Дж. Валлерштейн, О. Дробот, Е. Л. Михайлова, В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас А. А. Чеврениди, Л.Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер и др. Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребенка. В данной работе остановились на проблеме каким именно образом развод родителей влияние на формирование межличностных отношений личностей подросткового возраста. Подростковый возраст – самый трудный и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Важнейшей отличительной чертой этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в том числе и в эмоциональной сфере. В этот период происходит значительное развитие эмоциональной сферы, и если ее основы не вполне гармоничны, то дальнейшее ее развитие выявляет новые недостатки. Подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих чувствах». Взаимоотношения с родителями и сверстниками – одно из важнейших направлений проблемных переживаний подростков. Общение со сверстниками становится очень важным в этом возрасте, что становится острой потребностью подростка и связано со многими переживаниями.
Специфика межличностных взаимоотношений подростков заключается в том, что подросток удовлетворяет свою потребность в общении во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в которых происходит формирование собственной индивидуальности. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важнейших функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей, потому что отношения подростков с родителями зачастую носит напряженный и конфликтный характер.
1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М. : Класс, 2000. – 208 с.
2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи. Монография / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.
3. Взаимоотношения отец-ребенок, мать-ребенок и последующее психологическое благополучие в подростковом возрасте // Журнал Семьи и Брака. – 2004. – № 56. – С. 1031-1042.
4. Витакер, К. Брак и семья / К. Витакер // Семейная психология и семейная терапия, 2008. – № 3. – С. 20.
5. Голод, С. И. Семья и брак: историко–социологический анализ / С. И. Голод. – СПб. : Петрополис, 2008. – 272 с.
6. Голод, С. И. Современная семья: плюрализм моделей / С. И. Голод // Социологические исследования. – 2011. – № 1. – С. 54.
7. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 49-54.
8. Долгова, Т. П. Проблемы комплексного изучения семьи / Т. П. Долгова, Е. В. Симонова // Социология семьи: социологические исследования. – 2000. – № 4. – С.137–139.
9. Дробот, О. Меж двух огней: О психол. помощи подросткам, родители которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон / О. Дробот // Семья и школа – 2010. – №5/6. – С. 20-23.
10. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 182 с.
11. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие / Г. И. Захарова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
12. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 320 с.
13. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 2008. – 208 с.
14. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М. : Академический проект, 2009. – 240 с.
15. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2005. – 940 с.
16. Левкович, В. П. Социально–психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В. П. Левкович // Психологический журнал. – 2005. – Т. 6. – № 3. – С. 126-137.
17. Михайлова, Е. Л. Избежать ошибок невозможно, но родители обречены их совершать: Беседа с ведущим специалистом Ин-та групповой и семейной психотерапии канд. психол. наук Е. Л. Михайловой / Записала Т. Рощина // Деловой мир. – 2014. – 17 февр. – С. 5.
18. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
19. Петровска, М. Влияние развода родителей на жизнедеятельность ребенка / М. Петровска // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 28–33.
20. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие / О. Г. Прохорова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
21. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб. : Речь, 2000. – 102 с.
22. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое исследование) / Г. Фигдор. – М. : Наука, 2005. – 376 с.
23. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, А. С. Мацковский. – М.: Академия, 2011. – 438 с.
24. Целуйко, В. М. Психология современной семьи кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2006. – 287 с.
25. Шахотько, Д. В. Проблемы развития современной семьи в РБ / Д. В. Шахотько // Социология. – 2005. – № 4. – С. 55–61.
26. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений /Л.Б. Шнейдер. – М. : Академия, 2010. – 484 с.
27. Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Г. Шуман, В. П. Шуман. – М. : Наука, 2007. – 225 с.
28. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 2003. – 522 с.
29. Эйдемиллер, Э. Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте / Э. Г. Эйдемиллер. – 2-е изд. Ростов н/Д, 2006. – 165 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования стилей межличностного общения подростков по методике Т. Лири.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты