Обучение пересказу учащихся с тяжелым нарушением речи на I ступени общего среднего образования
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение пересказу учащихся с тяжелым нарушением речи на I ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Обучение пересказу учащихся с тяжелым нарушением речи на I ступени общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сказка «Два жадных медвежонка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С ТНР НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Виды и значение пересказов для развития речи учащихся с ТНР на уроках
1.2 Организация работы по обучению пересказам на I ступени общего среднего образования
1.3 Особенности пересказов учащихся с ТНР на I ступени общего среднего образования
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С ТНР НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся с ТНР
2.2 Фрагменты конспектов занятий по обучению пересказу учащихся с ТНР на I ступени общего среднего образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что модернизация содержания образования начальной школы направлена на развитие языковой личности, свободно владеющей нормами письменной и устной форм литературного языка, а также целенаправленно и искусно пользующейся языковыми средствами в разнообразных речевых ситуациях, придерживаясь коммуникативного кодекса. Основная содержательная линия языкового образования в начальной школе – это коммуникативная, ориентирующая на освоение всех возможных видов речевой деятельности, таких как: чтение, говорение, слушание и письмо. Говорение и слушание направлены на овладение устных форм речевой коммуникации, а письмо и чтение – письменной.
Развитие речи детей младшего школьного возраста – это важная проблема современного образования, так как начальная школа, выступая важным этапом в жизни ребенка, связывается с изменением его деятельности, а также освоением новой социальной роли, с расширением коммуникативных связей. Главное и решающее значение тут приобретает формирование у детей младшего школьного возраста языкового кругозора, а также навыки пользоваться выразительными возможностями языка, с развитием коммуникативной компетентности и творческого потенциала. Направленно на формирование общей культуры и познавательное развитие, начальное образование, которое закладывает основы для самостоятельной реализации возможностей личности с обеспечением социальной успешности человека в условиях информационного развивающегося общества.
Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования устной речи младших школьников на современном этапе – это чрезвычайно актуальная проблема. Такие авторы, как В.В. Виноградов, Е.А. Быстрова, М.Р. Львов, Н.М. Шанский и другие, разрабатывали пути обновления структуры и содержания системы языкового образования, а также полагали, что работа по развитию устной речи опирается на понятийные знания детей (речеведческие и лингвистические), а также экстралингвистические (условия и цель общения).
Проблема развития устной речи детей младшего школьного возраста приобретает значение, так как речь — это убедительный показатель духовной культуры личности. Разработка проблемы формирования устной речи младших школьников актуализирует ее рассмотрение с точки зрения междисциплинарного подхода, включая опору на педагогические и психологические знания, а также теории речевой деятельности, анализ основных аспектов проблем в контексте обучения пересказу в начальной школе на уроках русского языка и литературы. В современном языковом образовании на передний план выходит задача формирования, а также развития коммуникативно оправданного и свободного применения языка в различных ситуациях общения.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С ТНР НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Виды и значение пересказов для развития речи учащихся с ТНР на уроках
Формирование связной речи – это центральная задача речевого воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому проблема формирования связной речи изучалась в разных аспектах: психологическом (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский), психолингвистическом (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Т. В. Рябова-Ахутина и др.) и логопедическом (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьева, Л. В. Мещерякова, С. В. Бойкова и др.) [1; 2].
Формирование правильной устной речи младших школьников выступает программной задачей любого учебно-методического комплекса по русскому языку, используемого в начальной школе. Вместе с тем каждый учебно-методический комплекс по-своему решает данную задачу, своеобразно подходит к организации психолого-педагогических и методических условий, необходимых для формирования правильной устной речи учащихся.
Речь – это ядро развития личности ребенка, поэтому процессу развития речи уделяется особое внимание в литературе. В младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно теряет непроизвольность, импульсивность, речь его становится не выразительной, так как навык сознательного придания ей эмоциональной окраски развивается постепенно. Непосредственно по данной причине, в психологии акцентировано внимание на тщательной работе по развитию речи детей тогда, когда эмоциональность школьника выражается в соответствии с сознательным намерением. Мы полагаем, что период обучения в начальной школе наиболее сенситивен для этого.
Речь, ее функции, структура, виды, истоки, становясь в ряд актуальных научных проблем требуют систематического научного изучения. Предметом изучения является не только речь, но и ее виды, критерии грамотности, а также формирование коммуникативно-речевых умений. Развитие речи – это важнейшая задача воспитания и образования педагога начальных классов.
Совершенствование речевой деятельности детей требует от педагога опоры на различные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для речевого, умственного, нравственного и эстетического развития личности ребенка.
Еще в дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
В работах М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной пересказ является осмысленным воспроизведением литературных текстов на разговорном языке. Устное изложение текстов – это особая функция, в которой активно функционируют мышление, память и воображение ребенка. Освоение навыков пересказа требует специальной подготовки детей: прослушивания произведения, понимания его основного содержания, запоминания порядка изложения, переходов в авторском тексте, осмысленного и связного перефразирования текста. Несомненно, особенности детского пересказа зависят от результатов других видов работы по развитию речи [3].
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ УЧАЩИХСЯ С ТНР НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся с ТНР
Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.
Коррекцией речевого и общего развития детей школьного возраста с ТНР занимается не только логопед, но и учитель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то учитель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у школьников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.
Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на занятиях по развитию речи, так и во время уроков чтения, русского языка, окружающего мира и технологии.
В процессе пересказывания дети учатся повествовать связными, последовательными (логическими) и выразительными готовыми текстами с интонацией, передающей диалог и черты характера актеров без помощи учителя. При этом важно не заучивать текст наизусть, а развивать логическую память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (род и вид, причина и следствие, сущность и явление) и содержанием которой являются мысли, воплощенные в различную языковую форму.
Проведение коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с ТНР подразумевает выполнение педагогом следующих задач:
- закрепление и развитие у детей данной категории навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связного монологического высказывания у ребенка;
- развитие навыков контроля и самоконтроля в процессе построения связных монологических высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию определенных психических процессов (например, памяти, восприятия, воображения, мышления), которые непосредственно связаны с формированием устного речевого пересказа [30, с. 45].
В свою очередь, формирование у детей младшего школьного возраста с ТНР способностей к построению связных развернутых пересказов включает в себя:
- усвоение норм, необходимых для построения пересказа, высказывания. К ним относятся последовательность в передаче событий, соблюдение логической связи между элементами рассказа, завершенность каждой из частей-фрагментов, соответствие пересказа или повествования теме сообщения;
- формирование у детей младшего школьного возраста с ТНР навыков планирования устных развернутых высказываний, а также обучение детей данной категории выделению в тексте основных смысловых элементов;
- обучение детей младшего школьного возраста с ТНР правильному лексическому и грамматическому оформлению своего высказывания, приводя его в соответствие с нормами родного языка [31, с. 61].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пересказ — это последовательное выразительное воспроизведение услышанного произведения художественной литературы. С точки зрения развития речевых способностей детей, связная монологическая речь неразрывно связана с диалогом. Развитие связной речи непосредственно влияет на улучшение умственных способностей и способствует развитию социального взаимодействия. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимоопределяющий аспект используется в процессе воспитания и обучения ребенка для обеспечения его общего развития. Нормальное (своевременное и правильное) развитие речи ребенка позволяет ему постоянно изучать новые понятия, расширять свои знания и представления об окружающей среде.
Важность обращения к пересказу в начальной школе связывается с тем, что начало работы по развитию речи младших школьников важно начинать с развития устной речи. Пересказы помогают обогатить словарный запас и развить восприятие, память и внимание. При работе с детьми с ТНР большое внимание уделяется подбору пересказа - целесообразно использовать несколько жанров пересказа: рассказы и описания, народные и авторские сказки, но предпочтение отдается текстам с одним сюжетом, повторением сюжета и четкой логической последовательностью событий. Обучение пересказу осуществляется в несколько основных этапов: подготовительный этап (диалог, ориентированный на понимание детьми содержания произведения, персонажей, семантических строк, важных моментов); основной этап - на этом этапе исправление осуществляется в нескольких направлениях: развитие навыков обработки информации из текста, развитие навыков сохранения образов текста в памяти после первого чтения/производства в связной речи; заключительный этап – пересказ, анализ и оценивание.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. У детей младшего школьного возраста с ТНР активная связная речь чаще всего служит средством общения только лишь при условии постоянной посторонней помощи, которая выглядит как дополнительные и уточняющие вопросы, оценочные суждения и т.п. Самостоятельно сформировать логически последовательный и полный пересказ прочитанного текста дети рассматриваемой категории не могут или испытывают с этим трудности различной степени. При этом сложные для пересказа места они могут опускать, обходить в речи, что значительно обедняет и схематизирует пересказ. Перечисленные особенности создают неполноценную основу для формирования связной речи у учащихся с ТНР, что требует проведения с ними целенаправленной коррекционно-педагогической работы как на уроках, так и коррекционных занятиях.
1 Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2. – 1994. – С. 56-73
2 Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 215 с.
3 Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. – 400 с.
4 Катаева, Р.М. Пересказ как средство автоматизации звуков в связной речи детей младшего школьного возраста / Катаева Р.М. – В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». – 2015. – С. 21-23.
5 Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи / Т.А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2010. – 225 с.
6 Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С. А. Леонов. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
7 Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1987. – 415 с.
8 Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя / М.Р. Львов. – Москва: Просвещение, 1985. – 176 с.
9 Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития : пособие для учителей / М.Р. Львов. – Москва: СпецЛит, 2002. – 176 с.
10 Ладыженская, Т.А. Связная речь / Т.А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1980. – 222 с.
11 Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С.А. Леонов. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
12 Флотская, Н.Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Н.Ю. Флотская [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://sworld.com.ua/konfer39/322.pdf.
13 Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80 с.
14 Шашкова, Е.Г. Работа над связной речью / Е.Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
15 Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей / И.В. Блыскина – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – С. 3-23.
16 Бессмертных, Н.А. Логопедическая работа в образовательных учреждениях / Н.А. Бессмертных. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2011. – 46 с.
17 Большакова, С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление / С.Е. Большакова. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 160 с.
18 Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
19 Бурлакова, М.К. Советы логопеда / М.К. Бурлакова. – М.: Институт общегуманитарных теоретических исследований. В. Секачев, 2014. – 64 с.
20 Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
21 Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2.– 1994. – С. 56-73
22 Воропаева, В.С. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го кл. спец. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. В 2ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – 2–е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 135 с.
23 Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с.
24 Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2006. – 280 с.
25 Шлай, Е.В. Наглядный метод как средство обучения пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Шлай Е.В., Удальцова Е.А. // Научные труды. – 2015. – № 2 (39). – С. 71-76.
26 Бородич, А.М .«Методика развития речи детей» / А.М. Бородич – М., 2001. – 125 с.
27 Чухачева, Е.В. Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Е.В. Чухачева, И.Е. Крамарева // В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). Санкт-Петербург, 2015. – С. 297-300.
28 Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н.Д. Кривовязова. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 215 с.
29 Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
30 Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
31 Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика / Т.В. Буденная. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 64 с.
32 Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.1: Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 184 с.
33 Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. – 235 с.
34 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е издание, испр. – Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.
35 Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
36 Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок: пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов / Т.А. Воробьева. – Санкт-Петербург: Литера, 2010. – 96 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сказка «Два жадных медвежонка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты