Методика использования проблемных ситуаций при обучении диалогической речи учащихся средней ступени школы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика использования проблемных ситуаций при обучении диалогической речи учащихся средней ступени школы»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Методика использования проблемных ситуаций при обучении диалогической речи учащихся средней ступени школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ответы на вопросы.
Поделиться
Введение
Глава 1. Проблемный метод как средство повышения эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке
1.1 Сущность проблемного обучения
1.2 Специфика и особенности обучения диалогической речи на среднем этапе
1.3 Необходимость проблемного метода при обучении диалогической речи английского языка на среднем этапе обучения
Глава 2. Применение проблемных ситуаций при обучении диалогической речи на иностранном языке
2.1 Методические приемы использования проблемных ситуаций в процессе обучения диалогической речи
2.2 Пути активизации диалогической речи посредством введения проблемных ситуаций в процессе обучения иноязычной речью
2.3 Отличие диалогической речи от других видов речевой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Сегодня основной целью в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, обуславливающая построение всего учебного процесса. Исходя из цели, основным видом речевой деятельность становится говорение, которое в свою очередь имеет две формы монологическую и диалогическую.
Обучение и развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке является одной из острых проблем современной педагогической науки. Доказательство, тому является множество книг, изданий, публикаций появившихся за последнее время по данной проблеме. Однако, проблема исследования требует дальнейшего рассмотрения, так как не всегда современные требования к овладению диалогической речи выполняются в полной мере.
Английский язык как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания благоприятных условий культурного и личностного развития учащихся. Социальный заказ общества в области обучения английскому языку на современном этапе развития образования ставит перед собой цель развития личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться им в иноязычной речевой деятельности. В достижении данной цели способствует применение современных педагогических технологий, одной из наиболее распространенных является технология проблемного обучения.
Цель при обучении диалогической речи, к которой стремятся все преподаватели – это достижение желаемых практически значимых результатов, при минимальных затратах сил и времени, чего возможно достичь в том случае, когда процесс обучения станет увлекательным, разнообразным и отвечающим индивидуальным особенностям учащихся.
Методика обучения диалогической речи является относительно молодым аспектом самостоятельного обучения устной речи. Соответственно – это область остается актуальной для исследований, как теоретического, так и экспериментального плана. В связи с этим актуальность работы обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам. А также относительная исследовательность применения проблемной технологии при обучении диалогической речи.
Глава 1. Проблемный метод как средство повышения эффективности обучения диалогической речи на иностранном языке
1.1 Сущность проблемного обучения
Современное общество развивается стремительно, возникают новые перспективы, изменяются социально-экономические условия, возникает множество проблем, которые необходимо решать, в связи с этим метод проблемного обучения становится все более и более актуальным, так как, находя выход из учебных проблемных ситуаций, учащиеся овладевают навыками решения проблем в условиях реальной жизни.
Проблемное обучение объясняют по-разному и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Проблемное обучение рассматривают как специальную организацию учебных занятий, которая основывается на создании «под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению» [1, с. 86].
Проблемное обучение не является новинкой в педагогике. Истоки проблемного обучения исходят из исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Широкое распространение метод получил в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в направлении исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки О.Ю. Шереметьевой, Н.Е. Щурковой, О.Н. Смагиной, Е.Е. Мерзоном, В. Л. Виноградовым, Р.Ф. Ахтариевой.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения, который является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
Существует множество трактовок понятия «проблемное обучение».
Под проблемным обучением В. Оконь рассматривает данное понятие «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [2, с. 136].
Д.В. Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания [3, с. 96].
По мнению И.Я. Лернера, «проблемное обучение – учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения» [4, с. 102].
Глава 2. Применение проблемных ситуаций при обучении диалогической речи на иностранном языке
2.1 Методические приемы использования проблемных ситуаций в процессе обучения диалогической речи
В методике преподавания иностранных языков существуют два пути обучения диалогической речи: дедуктивный и индуктивный или другими словами, путь «сверху вниз» и путь «снизу вверх», но в обоих случаях можно применять проблемные ситуации.
Сущность пути «сверху» заключается в том, чтобы отталкиваться от готового диалога, т. е. диалога образца, что противоречит использованию проблемных ситуаций. Сначала данный диалог воспринимается на слух, потом оттачивается чтение, затем заучивается, и далее применяется различное лексическое наполнение, изучив структуру диалога, учащиеся начинают составление самостоятельных диалогов на ту же тематику, в этот момент и необходимо внедрять проблемные ситуации, чтобы мотивировать учащихся на развитие мышления (применения изученного лексического материала в новом контексте). Используя данный путь, учащиеся проходят следующие этапы:
- прослушивание, определение ролей, лиц, принимающих участие в диалоге с опорой на печатный вариант;
- изучение особенностей диалога (речевых клише, эмоционально-модальных реплик, обращений и т. д.);
- проигрывание диалога-образца в различных проблемных ситуациях, которые предлагает учитель, т. е. учащиеся заранее не знают тему предстоящей ситуации проблемы, но знают по какой модели необходимо будет её решать (упрощенный вариант).
Таким образом, завершается работа над диалогом и предлагается создание диалогического общения в новой ситуации, но с образцами, что не даёт в полной мере применить проблемное обучение и активизировать его потенциал. Главным недостатком данного пути обучения становится неумение самостоятельно применять диалогические единства в речи. Это связанно с тем, что учащиеся автоматизируют определённую последовательность структуры образца, и забывая её они не способны восстановить и тем более свободно использовать отдельные его элементы, таким образом, не могут решать проблемные ситуации другой тематики, т. е. достигнуть целей общения [30, с. 62].
Диалог-образец это своего рода структурно-интонационный эталон, база, основа для создания подобных диалогов, не дающая развитию творческого потенциала, просто механическое заучивание, но позволяющая оттачивать грамматические навыки. Он представляет собой комплекс, состоящий из диалогических единиц. Приверженцы данного подхода говорят о том, что дети в естественных условиях получают знания о системе языка «сверху вниз», т. е. от крупных интонационно-синтаксических блоков к их составляющим, развитие происходит с помощью выделения составляющих из целого, принадлежность к целому, что облегчает запоминания и т.п. Минусом такого подхода становится отсутствие самостоятельности применения отдельных элементов, концентрируя внимание на формальной стороне речи. Обучение происходит механически, без особого осознания [31, с. 148].
Заключение
Основной целью обучения иностранному языку становится в настоящее время развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи.
В ходе нашего исследования мы решили следующие задачи:
Изучили технологию проблемного обучения, суть которой заключается в создании проблемных ситуаций, повышающих мотивацию учащихся, способствующих развитию навыков самостоятельной и творческой работы, чаще всего основывающейся на уже изученном материале.
Описали особенности и специфику развития диалогической речи учащихся среднего звена обучения, включающие учет возрастных особенностей учащихся, личных интересов, индивидуальный подход, способность работать в парах, решая поставленные задачи.
Описали методические приемы и пути активизации диалогической речи посредством внедрения проблемных ситуаций в процесс овладения иноязычной речи: два пути обучения диалогической речи – дедуктивный и индуктивный: путь «сверху вниз» и путь «снизу вверх».
Определили отличия диалогической речи от других видов речевой деятельности. Для диалогической речи характерно употребление вводных слов, междометий, штампов, выражений оценочного характера. Учителю необходимо знать и учитывать как психологические, так и лингвистические особенности диалогической речи, которые взаимосвязаны, для эффективной организации процесса её обучения.
Диалог – это и есть проблемная ситуации различного рода. Для обучения диалогической речи, необходимо приближать диалог (ситуацию) к реальной ситуации общения, используя диалоги свободной формы. Заставляя учащихся думать, подбирая и создавая такие проблемные ситуации, которые потребуют творческих решений, возможность продемонстрировать разнообразие способов решения одной и той же проблемы. Как уже нами отмечалось, есть три основных методических приема при обучении диалогической речи – проблемное изложение, частичный поиск и исследование, т. е. это основа на котором строится дальнейшее обучение.
На современном этапе развития методической науки можно говорить не о целостном типе обучения, а лишь о реализации принципа проблемности или проблемного подхода, который является основой для интеграции различных подходов в преподавании иностранных языков.
Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решения посильные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям».
1. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): пер. с англ / Дж. Дьюи. – М, 2004. – С. 86–89.
2. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
3. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев. – Казань, 1967. – 245 с.
4. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика / И.Я. Лернер. – 1968. – № 7. – С. 102.
5. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика / И.Я. Лернер. – 1968. – № 7. – С. 102.
6. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я Лернер. – М, 2004. – 131 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М, 2006. – С. 41–44.
8. Омарова, А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии / А.А. Омарова. – 2011. – № 1. – С. 73–75.
9. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М., 2005. – С. 11–15.
10. Vygotsky, L.S. The Genesis of Higher Mental functions / L.S. Vygotsky, in P. Light, S. Sheldon and B. Woodhead. – London: Routledge, 1991. – 341 p.
11. Bakhtin, M.M. Speech genres and other late essays / M.M. Bakhtin. – Austin: University of Texas, 1986. – 239 p.
12. Alexandr, R.J. Towards dialogic teaching: re-thinking classroom talk / R.J. Alexandr. – York: Dialogos, 2017. – 213 p.
13. Bakhtin, M.M. Problems’ of Dostoevsky’s poetic / M.M. Bakhtin. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. – 389 p.
14. Hornby, A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary. – 8th Edition. – Oxford University Press, 2010. – Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/
15. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи на материале английского языка / В.Л. Скалкин. – М: Инфра, 2009. – 156 с.
16. Alexandr, R.J. Towards dialogic teaching: re-thinking classroom talk / R.J. Alexandr. – York: Dialogos, 2017. – 213 p.
17. Littleton, K. Interthinking: Putting talk to work / K. Littleton, N. Mercer. – Routledge, 2013. – 254 p.
18. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2001. – 127 с.
19. Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога / Б.Ш. Мешимбаева. – Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. – 162 с.
20. Nystrand, M. Questions in Time: Investigating the Structure and Dynamics of Unfolding Classroom Discourse / A. Gamoran, S. Zeiser, and D. A. Long. – Discourse Process. – 2003. – 35 (2). – P. 135–198.
21. Соловьёва, А.К. О некоторых общих вопросах диалога / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. – 2005. – №6. – С. 104–110.
22. Michaels, S. Deliberative Discourse Idealized and Realized: Accountable Talk in the Classroom and Civic Life / C. O’Connor, and L. B. Resnick. – Studies in Philosophy and Education. – 2008. – 27 (4). – P. 283–297.
23. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
24. Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: «МНПИ», 2000. – 247 с.
25. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – С-Пб.: Златоуст, 1999. – 472 с.
26. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: Тетра система, 2004. – 175 с.
27. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев. – Казань, 1967. – 304 с.
28. Браженец, К.С. Влияние организации содержания проблемного обучения иностранному языку на развитие творческого мышления студентов // Среднее профессиональное образование / К.С. Браженец. – 2009. – № 11. – С. 42–43.
29. Глазунов, С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе / С.Н. Глазунов. – 2010. – № 6. – С. 52–54.
30. Блох, М.Я. Строй диалогической речи / М.Я. Блох. – М.: Прометей, 2009. – 160 с.
31. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т.И. Олейник. – М.: Просвещение, 2012. – 246 с.
32. Шуплецова, В.С. Терминологический справочник к курсу «Теория и методика обучения иностранному языку» / В.С. Шуплецова. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005. – С. 30–33.
33. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 2002. – 252 с.
34. Рогова, Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Т.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 256 c.
35. Никитенко, З.Н. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей / З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2009. – 141 с.
36. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков / К.И. Саломатов. – М.: Просвещение, 2010. – 113 с.
37. Рогова, Г.В. Methods of Teaching English / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2003 – 178 с.
38. Сирык, Т.Л. Начальный этап обучения английскому языку / Т.Л. Сирык, Г.И. Трубий. – К.: Рад. шк., 1977. – 140 с.
39. Вайсбург, М.Л. Обучение диалогической речи / М.Л. Вайсбург // Иностранный язык в школе. – 1965. – № 4. – С. 45–67.
40. Сахарова, Т.Е. Ситуативные упражнения для обучения немецкой диалогической речи студентов первых курсов языкового вуза: дис. канд. пед. наук / Т.Е. Сахарова. – М., 1966. – 120 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ответы на вопросы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты