Место органов внутренних дел в механизме государства
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Место органов внутренних дел в механизме государства»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Место органов внутренних дел в механизме государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ (ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР.) ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА. СООТНОШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОВД В МЕХАНИЗМЕ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях совершенствования процесса укрепления национальной безопасности суверенитет государства требует уточнения роли и места органов внутренних дел в структуре механизма бело-российского государства. Функциональное назначение органов внутренних дел напрямую связано с установлением их места и роли в формировании гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
До принятия Закона об ОВД в Беларуси Закон от 26 февраля 1991 года [16, c. 77], который регулировал отношения между полицией Беларуси и обществом, определял его место в государственном механизме, обозначал структурные Организация, регламентированные задачи, права и обязанности государство полиции. Однако оно не раскрыло концепцию органов внутренних дел. И только с принятием Закона об ОВД было сформулировано понятие «органы внутренних дел», в котором содержатся основные черты, которые характеризуют и определяют их место и роль в обществе и государстве [27]. В ст. 1 Закона об ОВД содержится определение правоохранительных органов как государственных правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и другими законодательными актами Республика Беларусь. Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью системы национальной безопасности Республики Беларусь [27].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с местом органов внутренних дел в механизме государства.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с местом органов внутренних дел в механизме государства.
1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Феномен «управление» в перечне этих научных специальностей, безусловно, имеет право на существование, поскольку отдельные аспекты процессов управления в этих сферах невозможно исследовать вне этих дисциплин. Однако такие исследования ведутся только относительно некоторых видов управления, которые свойственны только отдельным социальным системам (экономики, производства, менеджмента, транспорта). При этом вне поля зрения ученых остается основополагающее обстоятельство: управление, как социальное явление, с точки зрения диалектики и теории социальных систем носит более общий и всеобъемлющий характер, чем виды управления экономикой, менеджмент или социология управления. По этой причине исследование данного феномена должно начинаться с наиболее общих видов социальных систем (социальной и государственной систем).
В связи с этим феномен «управление» в рамках указанных научных специальностей не мог быть эффективно исследован в полном объеме как системный элемент, свойственный любой социальной системе. Именно по этой причине исследования проблем управления в ОВД, проведенные Ф. В. Лидер с позиций социологии, позволили выявить комплекс существующих проблем, но не смогли найти путей их решения, которые крайне необходимы для субъектов управления. Последнее обстоятельство легко объяснимо, если принять во внимание, что предметы исследования социологии и теории социального и государственного управления имеют существенные различия.
Аналогичная ситуация сложилась и в сфере исследований феномена «управление» в экономических науках. В этом нетрудно убедиться при обращении к теории социальных систем как одной из научных составляющих теории управления. Рассматривая экономику с точки зрения теории систем и теории управления, можно утверждать, что она представляет собой один из видов социальных систем и является результатом реализации экономической функции в конкретной социальной системе (государственной, негосударственной или их подсистемах).
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ (ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР.) ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА. СООТНОШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬ-НЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
Зарождение белорусской милиции связано с революционными событиями 1917 года, когда на смену царской полиции пришла народная милиция Временного правительства, а после октября – советская рабочая и рабоче-крестьянская милиция, наследницей которой является современная милиция Республики Беларусь.
События Февральской революции 1917 года привели к образованию новых правоохранительных органов для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Временным правительством принимаются постановления «О ликвидации корпуса жандармов» (06.03.1917), «Об упразднении Департамента полиции» (10.03.1917). Провозглашается замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Вместо полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти [9, с. 5].
Целью перехода 17 сентября 1939 г. Красной армией границы Польши было возвращениезападных областей, перешедших под власть Польши по Рижскому мирному договору. Этот договор был подписан между Советской Россией, Украиной и Польшей 18 марта 1921 г. По нему к Польше только западно-белорусских земель отошло 113 тыс. км2 с населением около 4 млн человек [1]. Так, на территории Западной Беларуси были созданы Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское воеводства, которые делились на поветы и гмины и на которых была развернута сеть полицейских участков постарунков.
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОВД В МЕХАНИЗМЕ БЕЛОРУС-СКОГО ГОСУДАРСТВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Прежде всего необходимо обратить внимание, что должность сотрудника ОВД относится к особой группе профессий: так называемым профессиям общественного доверия. Специфика данных профессий заключается в том, что их представителям другие люди вверяют свое благополучие, судьбу, жизнь и здоровье, ожидая квалифицированных и эффективных действий с их стороны. Причем выполнение этих действий неизбежно связано с вторжением в частную сферу человека, его личную жизнь и связанные с ней права и свободы[8, с. 197].
К подобным профессиям можно отнести врачей, воспитателей детских учреждений, адвокатов и др. Так, от сотрудников ОВД граждане ожидают профессиональных действий по обеспечению безопасности, охране их жизни и здоровья в любой ситуации и без какой-либо дискриминации. Таким образом, правоохранительная деятельность ОВД в субъективном смысле отражает социально-обеспечивающую роль ОВД, обусловленную выполнением задач в интересах отдельных граждан либо социальных групп. Вообще отличительной чертой профессии сотрудника ОВД от иных профессий общественного доверия является возможность принудительного, насильственного вторжения в личную жизнь человека и ограничения его прав и свобод.
В связи с этим полагаем, что возможности такого ограничения должны быть обусловлены прежде выполнением указанной выше социальной функции милиции – охрану и защиту прав и свобод человека, которая должна являться для них приоритетной. Данный тезис нашел отражение на международном уровне, получив закрепление в международных стандартах.
Таким образом, место и роль сотрудников ОВД Республики Беларусь в сфере общественных отношений, связанных с правами и свободами человека, видится в двух аспектах. С одной стороны, исходя из социальной роли профессий общественного доверия, приоритетной задачей ОВД является защита, охрана, а в некоторых случаях – реализация прав, свобод и законных интересов граждан (правоохранительный аспект).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
Органы внутренних дел и их должностные лица в ходе непосредственного осуществления своих функций издают акты применения норм административного права, осуществляют правоприменительную административную деятельность, вступают в административно-правовые отношения с различными субъектами административного права. Эти отношения определяются организационными, юридическими и иными условиями общества.
Административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и гражданами, а также другими субъектами административного права, предполагают наличие прав и обязанностей у участников этих отношений.
В зависимости от характера прав и обязанностей участников правоотношений последние могут быть отношениями власти-подчинения.
Отношения власти-подчинения возникают в связи с осуществлением сотрудником милиции функций по предупреждению, пресечению и привлечению правонарушителей к ответственности. В этих случаях он выступает как представитель государственного органа исполнительной власти, как лицо, наделенное государственно-властными полномочиями по применению мер принуждения. К примеру, нормы, содержащиеся в п. 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», предоставляют сотруднику ОВД право проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел». Гражданин обязан подчиниться законным требованиям сотрудника органов внутренних дел [24, c. 251].
1. Административное право : учебник / Л. М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 с.
2. Административное право: учеб. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Республики Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2013, ч. 1 : Административно-регулятивное право. – 438 с.
3. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. 2. – 360 с.
4. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – 360 с.
5. Антонова, В. П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам «Лазаревских чтений») / В. П. Антонова // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 5–32.
6. Ардашкин, В. Д. О подчинении и принуждении в советском государственном управлении / В. Д. Ардашкин // Вопросы советского государства и права : сб. ст. / редкол.: А.И. Ким [и др.]. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1966. – С. 315.
7. Афанасьев В.С. Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии // Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М.: НОРМА, 1996. – 465 с.
8. Балуев, Е.Н. Механизм реализации правоохранительной функции современного государства / Е.Н. Балуев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2011. – №2. – С. 94-100.
9. Бачила, В. В. Становление и развитие органов внутренних дел в Республике Беларусь / В. В. Бачила, А. Ф. Вишневский, А. С. Жмуровский, А. И. Мурашко // Право.by. – 2017. – № 1. – С. 5–14.
10. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К. С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 14–21.
11. Бельский, К. С. Полицейское право как подотрасль административного права / К. С. Бельский, Б. П. Елисеев, И. И. Кучеров // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 45–53.
12. Бондаренко, Н. Л. Принципы гражданского права Республики Беларусь :моногр. / Н. Л. Бондаренко. – Минск: БГЭУ, 2007. – 179 с.
13. Братусь, С. Н. Юридическая ответственность и законность: очерк теории / С. Н. Братусь. – М.: Юрид. лит., 1976. – 215 с.
14. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : Учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
15. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. А.Ф. Вишневского. – Минск: Тесей, 1998. – 576 с.
16. Глебов, А. П. О деятельностном подходе в исследовании государства / А.П. Глебов // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. – С. 7-21.
17. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : курс лекций / С. Н. Бочаров [и др.] ; под ред. И. Б. Кардашовой ; Моск. ун-т МВД России. – М.: Щит-М, 2004. – 190 с.
18. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : Рус. яз., 1990. – Т. 3. – 555 с.
19. Дементьева, В. В. Возникновение коллегиальности римских магистратов / В. В. Дементьева // Альманах по древней истории и культуре. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. – Т. 2. – С. 72–90.
20. Демичев, Д. М. Принципы деятельности Правительства Совета Министров Республики Беларусь. Часть 1 / Д. М. Демичев // Право.by. – 2017. – № 5. – C. 71–77.
21. Демичев, Д. М. Принципы деятельности Правительства Совета Министров Республики Беларусь. Часть 2 / Д. М. Демичев // Право.by. – 2017. – № 6. – С. 34–39.
22. Демичев, Д. М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь / Д. М. Демичев // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. – Минск : Право и экономика, 2007. – С. 132–230.
23. Евменова, Т. Л. Республика Беларусь : Международное и конституционное право прав человека и гражданина в дискурсе европартнерства / Т. Л. Евменова, Л.Ф. Евменов // Республика Беларусь – Европейский союз : проблемы и перспективы партнерства / под ред. Л.Ф. Евменова [и др.] – Мн. :Беларускаянавука, 2013. – С. 251–264.
24. Жуков, В.Н. Функции государства // Теория государства и права / В.Н. Жуков; под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007. – 496 с.
25. Инструкция о порядке деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 15 января 2014 г. № 13 (в ред. Постановления от 28 апреля 2018 г. №132) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
26. Инструкция о порядке конвоирования, изоляции, охраны лиц, содержащихся под стражей, и надзора за ними : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь
от 20 декабря 2016 г. № 333 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
27. Инструкция о порядке организации идеологической работы в органах внутренних дел Республики Беларусь : утверждена Приказом МВД № 333 от 30 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
28. Инструкция о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа : утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 4 июня 2008 г. № 162 [Электронный ресурс] //ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
29. Каск Л.И. Функции и структура государства / отв. ред. Д.А. Керимов. Л.: Ленингр. ун-т, 1969. – 65 c.
30. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка : Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты