Мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема «Деревья – главные производители экосистемы леса».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты использования ЭСО в учебном процессе общеобразовательной школы
1.1 Дидактические основы использования ЭСО в учебном процессе общеобразовательной школы
1.2 Мультимедийная презентация как одно из эффективных средств изучения животного мира учащимися
Глава 2. Использование мультимедийных презентаций в изучении животного мира младшими школьниками с ТНР
2.1 Анализ программных материалов и учебных пособий по изучению животного мира учащимися с ТНР
2.2 Моделирование педагогического процесса по использованию мультимедийных презентаций в изучении животного мира на уроках «Человек и мир» в 2 классе школы для детей с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Первые элементарные представления о мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. Для развития младших школьников большое значение имеет их понимание разнообразия животного мира: форм жизни, строения, размеров, условий жизни. Животные и растения окружают ребенка с рождения. Основываясь на своих чувствах и сознании, они являются важным условием накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем познания.
Проблема формирования у детей младшего школьного возраста представлений о разнообразии живых существ и их влиянии на развитие интеллекта ребенка была детально изучена С.Н. Николаевой. Большая часть ее работ посвящена особенностям формирования представлений о разнообразии животного мира у детей младшего школьного возраста. Исследования по формированию знаний о разнообразии животного мира были проведены А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей младшего школьного возраста, сформированных как в результате обучения, так и спонтанно, изучение характера и степени специфических и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (животных), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление способности детей группировать животных по указанным признакам, а также по независимым специфическим признакам (в заданиях на свободную группировку). Результаты исследования показали, что знания младших школьников о разнообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные идеи, но они неравны: они более точны с точки зрения внешнего вида, среды обитания и средств передвижения, и не совсем ясны с точки зрения получения еды и защиты от врагов, адаптации к сезонным изменениям. Конечно, формирование представлений о диких животных у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.
Объект изучения: процесс формирования представлений животном мире у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: проанализировать роль и значение мультимедийных презентаций в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить дидактические основы использования ЭСО в учебном процессе общеобразовательной школы;
– рассмотреть мультимедийные презентации как одно из эффективных средств изучения животного мира учащимися;
– провести анализ программных материалов и учебных пособий по изучению животного мира учащимися с ТНР;
– обосновать моделирование педагогического процесса по использованию мультимедийных презентаций в изучении животного мира на уроках «Человек и мир» во 2 классе школы для детей с ТНР.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: данная курсовая состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованных литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования ЭСО в учебном процессе общеобразовательной школы
1.1 Дидактические основы использования ЭСО в учебном процессе общеобразовательной школы
Сегодня человечество вступило в качественно новый этап своего развития – эпоху формирования глобального общества знаний. Это понятие является производным от появившегося в Японии в конце 60-х годов прошлого тысячелетия термина «информационное общество», который очень быстро завоевал популярность, благодаря чему решение проблем, связанных с формированием основ информационного общества, а затем и общества знаний, стало важнейшей целью различных профессиональных ассоциаций и сообществ, государственных и предпринимательских структур, национальных и международных организаций. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация – процесс проникновения ИКТ, компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Вместе с тем, использование ИКТ в качестве средства производства оказывает определяющее влияние на структуру занятости населения, которое все больше вовлекается в процессы генерации, накопления, хранения, поиска, обработки, распределения и использования информации и знаний. Таким образом, основными субъектами технологического взаимодействия в информационную эпоху становятся люди – обладатели, создатели и потребители знаний. Именно поэтому важнейшей характеристикой глобального общества знаний является наличие и реализация принципа первичности человеческого фактора, так как основным носителем, генератором и одновременно потребителем знаний является человек. Общество знаний должно быть инклюзивным, т.е. комфортным для всех его жителей – от новорожденного до пенсионера, включая лиц с ограниченными возможностями и специальными потребностями.
В современном мире процесс информатизации охватил все направления жизни общества, поэтому одной из важнейшей сферой внедрения данного процесса является система образования. Огромное значение в нынешних исследованиях отводится возможности применения информатизации в методики преподавания отдельных тем курса [5, с. 60].
Для полноценного изучения информационного направления в процессе обучения начнем с теоретического анализа основной терминологии.
По версии «Большой российской энциклопедии» информатизация общества – это повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности [11, с. 354].
Глава 2. Использование мультимедийных презентаций в изучении животного мира младшими школьниками с ТНР
2.1 Анализ программных материалов и учебных пособий по изучению животного мира учащимися с ТНР
Анализ педагогической литературы позволяют выявить области, методы и средства формирования представлений о диких и домашних животных у учащихся начальной школы с ТНР.
При организации и реализации работ по формированию представлений о животных у учащихся начальной школы с ТНР необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности:
- неразвитость высших психических функций: память, внимание, восприятие, воображение;
- нестабильность внимания;
- снижение мотивации к учебной деятельности;
- трудности в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов.
Когда ученики начальной школы знакомятся с миром животных, необходимо работать в следующих областях:
- формирование у детей представлений о животных;
- развитие эмоционально позитивного отношения к ним,
- воспитание нравственного поведения в природе.
Следующие методы могут быть использованы при формировании представлений о животных у учащихся начальной школы с ТНР:
- наблюдение за животными и птицами в природе с использованием видеоматериалов, мультимедиа;
- просмотр фотографий и иллюстраций с изображением природных объектов с использованием мультимедиа, презентаций;
- распознавание и представление животных, выделение основных характеристик животных и птиц в непосредственной природной среде во время экскурсий;
- группировка животных, их обобщение и конкретизация во время лекций с использованием информационных технологий;
- помощь животным и птицам в разное время года (обработка, очистка клеток, участие в производстве кормушек и т.д.) [].
Основой для формирования обобщенных представлений о животных у учащихся начальной школы с ТНР могут служить следующие критерии группировки животных:
- степень родства между разными животными и людьми (домашними и дикими животными);
- характеристики внешнего строения, принадлежащие к различным классам (пауки, насекомые, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, животные);
- способ питания: плотоядные, травоядные, всеядные;
- среда обитания: земная, земля-воздух, вода, земля-вода;
- режим движения: полет, плавание, лазание, прыжки, бег и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с нарушениями речи – это дети с нарушениями развития речи с нормальным слухом и неповрежденным интеллектом. Речевые расстройства разнообразны, проявляются нарушениями произношения, грамматической структуры речи, плохой лексикой, а также нарушениями темпа и плавности речи. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи влияют на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических характеристик, которые препятствуют их социальной адаптации и требуют целенаправленной коррекции существующих нарушений.
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в общении: объективные (проявление дефектов речи) и субъективные (чувство неполноценности). Этим детям свойственны неуверенность в своих действиях, боязнь самовыражения, чувство неполноценности, низкая стрессоустойчивость. Негативизм особенно выражен у этой категории детей - они не заинтересованы в контакте, не ориентированы на коммуникационную ситуацию и демонстрируют стойкое нежелание общаться в совместной деятельности.
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, улучшение речевой и мыслительной деятельности, в том числе ребенка в практической деятельности, в общении со взрослыми и детьми. А использование ИКТ в преподавании предмета «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся, побуждает их самостоятельно получать информацию, вызывает интерес к предмету, повышает успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение незабываемым и интересным.
Когда ученики начальной школы знакомятся с миром животных, необходимо работать в следующих областях:
- формирование у детей представлений о животных;
- развитие эмоционально позитивного отношения к ним,
- воспитание нравственного поведения в природе.
Следующие методы могут быть использованы при формировании представлений о животных у учащихся начальной школы с ТНР:
- наблюдение за животными и птицами в природе с использованием видеоматериалов, мультимедиа;
- просмотр фотографий и иллюстраций с изображением природных объектов с использованием мультимедиа, презентаций;
- распознавание и представление животных, выделение основных характеристик животных и птиц в непосредственной природной среде во время экскурсий;
- группировка животных, их обобщение и конкретизация во время лекций с использованием информационных технологий;
- помощь животным и птицам в разное время года (обработка, очистка клеток, участие в производстве кормушек и т. д.).
1. Артищева, Л.В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л.В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c
3. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика в начальной школе. – 2002. – № 1. – С. 86 – 94.
4. Воробьева, А.А. Мультимедийная презентация как форма подачи учебного материала: специфика создания / А.А. Воробьева, В.В. Малаховская // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 7. – С. 27-32.
5. Горина, Е.Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий / Е.Н. Горина, А.Н. Махотина; Е.Н. Горина, А.Н. Махотина // Коррекционная педагогика. – 2013. – № 2. – С. 58-61.
6. Даливеля, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 8-12
7. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
8. Ковалева, А.Г. Использование информационно–компьютерных технологий при обучении в начальной школе / А.Г. Ковалева – М.: Академия, 2006. – 75 с.
9. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011г. №243-3 // 4 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by /main.aspx?guid=3871&p0=Hk1100243 .
10. Колодко, Е.Л. Информационные технологии – инструмент учителя-дефектолога / Е.Л. Колодко; Е.Л. Колодко // Народная асвета. –2018. – № 4. – С. 40.
11. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
12. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. Пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
13. Николаева, Е.И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е.И. Николаева; Е.И. Николаева// Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С. 150-155.
14. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
15. Погодаева, А.В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А.В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
16. Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах / Сост. М.И. Ставицкая. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
17. Усанова, О.Н. Специальная психология: учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
18. Учебная программа для I-V классов по предмету «Человек и мир» // Сборник программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск: НИО, 2014.
19. Федотова, А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А.М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский мисцеллосборник научных трудов. – Пермь: ПГПИ, 1990. – С. 75–87.
20. Цветкова, И.В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И.В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168-170.
21. Чемоданова, Н.В. Информационные технологии в системе логопедической работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Чемоданова. – Минск : БГПУ, 2019. – 282 с.
22. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема «Деревья – главные производители экосистемы леса».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты