Теоретические и методические основы регулирования массы тела
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Теоретические и методические основы регулирования массы тела»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Теоретические и методические основы регулирования массы тела
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССЫ ТЕЛА
1.1 Задачи и направления регулирования массы тела в физическом воспитании
1.2 Методы и критерии оценки массы тела человека
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССЫ ТЕЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Основные средства и методы увеличения мышечной массы
2.2 Основные средства и методы снижения жировой массы
2.3 Разработка комплекса физический упражнений, направленного на снижении жировой массы тела, в физическом воспитании девушек студенческого возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань.
Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания. Некоторым школьникам необходимо увеличить мышечную массу, другим же-наоборот – уменьшить [27].
Нормальный вес человека является необходимым условием поддержания его здоровья, увеличения продолжительности жизни, а также одним из факторов обеспечения эстетичности за счет достижения необходимых пропорций телосложения.
Поэтому человек должен постоянно стремиться сохранять свой вес путём его соответствующего регулирования. В принципе оптимизировать массу тела можно разными путями, в частности, изменением системы питания можно увеличить или уменьшить массу тела; сочетанием питания и сна можно добиться как увеличения, так и снижения массы тела; регулированием режимов труда и отдыха также возможно изменять массу тела в ту или иную сторону.
Стоит отметить, что как избыточная, так и недостаточная масса тела является серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества, относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний и представляет серьезную угрозу состоянию общественного здоровья из-за повышенного риска сопутствующих заболеваний, приводящих к потере трудоспособности и высокой смертности. Число больных ожирением неуклонно растет, принимая в последние годы характер глобальной эпидемии, за последние 10 лет частота ожирения повсеместно выросла в среднем на 75%.
Для одного человека один вес будет считаться нормальным, а для другого такой же будет избыточным. Организм каждого человека индивидуален, а, следовательно, и нормальная масса тела для любого из нас тоже будет своя. Существуют определенные критерии, по которым можно с большой долей вероятности судить о масса тела и различные способы регулирования массы тела.
Регулирование массы тела имеет важное значение. Эта проблема касается каждого человека, но в первую очередь она привлекает внимание спортсменов, особенно для тех, кто участвует в соревнованиях с регулируемым весовым режимом (борьба, бокс, поднятие тяжестей).
Регулирование массы тела позволяет в определенной степени влиять на врожденные особенности человека, что особенно важно для гимнастов, акробатов, ныряльщиков и т.д [18].
ГЛАВА 1 ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССЫ ТЕЛА
1.1 Задачи и направления регулирования массы тела в физическом воспитании
За счет физических упражнений, которые в соответствии с принципами физического воспитания, можно нормализовать такие характеристики тела, как объем мышц, соотношение мышечной массы к жировой массе и общую массу тела.
Основную роль здесь играет комплексная тренировка основных двигательных качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации.
Согласно публикациям Максименко, A.M, если обеспечено гармоничное развитие двигательных качеств, а серьезных нарушений в режиме питания не допускается, то обычно нет необходимости принимать специальные меры по изменению (увеличению или уменьшению) объема мышц и общей массы тела, а также снижается вероятность ожирения [14].
Наблюдается при чрезмерном увеличении жировой массы тела из-за отсутствия физической активности, переедания и других причин. По статистике Егорычевой, Е.В. в возрасте от 40 до 50 лет почти вдвое больше людей с ожирением умирает от сердечно-сосудистых заболеваний, по сравнению с их сверстниками с нормальным весом [6].
Все это говорит о серьезности проблемы профилактики и борьбы с ожирением. Основной способ в ее решении физическая культура (конечно, наряду с рационализацией рациона питания).
Как указано в публикациях Егорычевой, Е.В, Гужаловского, А.А., особая ценность средств физического воспитания состоит в том, что они позволяют нормализовать соотношение структурных компонентов организма на основе расхода жировых ресурсов на энергообеспечение, не прибегая к резкому ограничению в питании, двигательной активности [4, 6].
В качестве относительно самостоятельных задач регулирования массы тела на занятиях по физической культуре Гурвича, С.С. указывают следующие:
- активация адекватной гипертрофии (увеличение объёма или массы скелетной мышцы ) отдельных групп мышц и мышечной массы в целом, поскольку это необходимо для развития силовых способностей, гармоничного формирования мышц и нормализации осанки;
- целенаправленная поддержка для нормализации веса тела и поддержания ее в пределах нормы, в то же время, обеспечивая взаимосвязь между мышцами и другими компонентами тела человека [5].
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАССЫ ТЕЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Основные средства и методы увеличения мышечной массы
Как указано в публикациях Курамшина Ю.Ф. и Круцевича Т.Ю. проблема увеличения мышечной массы имеет наибольшее значение в спорте [12, 13]. Если спортсмен хочет перейти в высшую весовую категорию, возникает вопрос, какой способ увеличения массы тела является наиболее быстрым и рациональным.
Для спортсменов недопустимо просто увеличивать количество потребляемой пищи и ограничивать расход энергии, так как это приводит к ожирению и потере формы. В спорте, особенно в видах, где вводятся весовые категории, важно увеличение массы тела за счет увеличения физиологического диаметра основных мышц [12].
Известно, что проявление силы зависит, с одной стороны, от импульсов, поступающих в мышцы от центральной нервной системы, а с другой стороны, от интенсивности сокращения самих мышц. Сила также тесно связана с диаметром самой мышцы.
Приобретенная сила остается на высоком уровне, если мышечная масса растет одновременно с ее увеличением [15].
Для увеличения силы и, соответственно, объема мышечной ткани упражнения с отягощениями включены в тренировки, которые проводятся в период базовой спортивной подготовки [2].
Согласно Матвееву Л.П., эти веса должны быть достаточно большими, но не экстремальными для спортсмена.
Достаточная продолжительность занятий с ними обеспечивает активизацию анаэробных реакций в работающих мышцах. Существенных изменений, связанных с гипертрофией мышц при длительной малоинтенсивной силовой работе, не наблюдается [16].
Ученые обнаружили, что во время фазы отдыха после мышечной активности в мышцах восстанавливается не только энергетический потенциал, но и происходит супервосстановление (суперкомпенсация) [16]. Благодаря последнему осуществляется тренировочный эффект.
На этом принципе основано использование силовых нагрузок для увеличения мышечной массы. На начальных этапах подготовки используется до 50% от предельного веса, который спортсмен поднимает из определенной стартовой позиции. Количество повторов 5-8 раз. По мере повышения физической подготовленности спортсмен начинает использовать средние веса (60-70% от максимального веса).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Снижение объема физической активности, вследствие урбанизации и автоматизации процессов труда при высоком уровне психоэмоционального напряжения оказывает неблагоприятное влияние на деятельность различных органов и систем.
Поэтому вопросы регуляции массы тела средствами физического воспитания не теряют своей актуальности.
Масса тела один из показателей физического развития. Он зависит от длины тела (роста) и обхвата груди. Для оценки массы тела используются различные методы. Один из простейших методов использование соответствующих росто-весовых индексов (индекса Кетле и др.).
Основным критерием формирования объема мышц в процессе физического воспитания является полнота развития основных двигательных навыков.
Другими словами, оптимизация объема мышц в решающей степени проистекает из всестороннего развития моторных навыков. Это зависит от индивидуальных особенностей организма и спортивной специализации. Кроме того, индивидуальные параметры мышечного объема могут быть оптимальными даже при значительных различиях (например, между марафонцем и штангистом), если обеспечивается последовательная реализация принципов комплексного физического воспитания.
Для того чтобы скорректировать свой вес наряду с рациональным питанием обязательно заниматься физическими упражнениями. Необходимо затратить достаточно большое количество энергии. Небольшая физическая нагрузка способствует незначительным потерям массы тела; соответственно при ее увеличении эти потери возрастают.
Комплексная же методика регулирования массы тела включает изменение объема и калорийности пищи при условии рационализации тренировочного процесса.
Повышению эффективности упражнений, стимулирующих мышечную гипертрофию, способствует ряд методических приемов, повышающих степень суммирования эффектов при последовательном воспроизведении упражнений, когда они адаптируются к обычному ритму нагрузки
Вклад упражнений в активацию обменных процессов, ведущих к снижению жировой массы тела, можно увеличить, используя их в сочетании с упражнениями общего воздействия и увеличивая двигательную плотность занятий.
Этому особенно способствует построение упражнений в форме «круговой тренировки» из-за типа обширной интервальной нагрузки. «Круговая тренировка» типа обширной постоянной нагрузки также может быть эффективной.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 344 с.
2. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. – 2015. – № 3 (54). – С.110-113.
3. Головин, В.А. Физическое воспитание / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983. – 391 с.
4. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского, Физкультура и спорт, – М.: Высш. шк., 1986. – 329 с.
5. Гурвич, С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2017. – 204 с.
6. Егорычева, Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодежи / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4 – т. 8. С.1-6.
7. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
8. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учеб. пособ. / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
9. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, И.Г. Николаенко.– М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.
10. Коробков, А.В. Физическое воспитание / под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова [и др.] – М.: Высш. школа, 1983. – 391 с.
11. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.- 344 с.
12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник для вузов физического воспитания и спорта. В 2 т. Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания/под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
13. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип. – М..: Советский спорт, 2007. – 464 с.
14. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименк. – М.: Высш. школа, 1999. – 360 с.
15. Маноккиа, А. А. Анатомия упражнений: Тренер и помощник в ваших занятиях / А. А. Маноккиа. - М.: Эксмо, 2011. - 192 с.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально – прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Л.П. Матвеев, М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры: в 2 т.; под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.1. – 304 с.
18. Полева, Н.В. Методика рационального снижения массы тела спортсмена в единоборствах / Н.В. Полева // Вестник Томского государственного университета. – Выпуск № 322 / 2009. – С.218–222.
19. Решетников Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 152 с.
20. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта: моногр. / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 646 c.
21. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 2006. – 256 с.
22. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990. – 210 с.
23. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. – М., 2004. – 189 с.
24. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 2007. – 179 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
26. Силовые упражнения без отягощений / Би-Джей Гаддур ; пер. с англ. П. А. Самсонов.- 291 с.
27. Норма процента жира в организме мужчин и женщин [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--90acee9b5a6azb.xn--p1ai/raznoe/tablica-podkozhnogo-zhira.html.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты