Грамоты на магдебургское право, как источник права Великого княжества Литовского
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Грамоты на магдебургское право, как источник права Великого княжества Литовского»
по дисциплине: «История государства и права Беларуси»
2021
45.00 BYN
Грамоты на магдебургское право, как источник права Великого княжества Литовского
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История государства и права Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Понятие источника права
2 Грамоты на магдебургское право
3 Проблемы грамот на магдебургское право
Заключение
Список использованных источников
Введение
В XI-XIII вв. Европейские города, освободившись от средневековых повинностей, становятся политическими, экономическими и культурными центрами. Большинство экономически сильных городов сумело отвоевать для себя определенный круг вольностей в общих рамках средневековой государственности. Горожане, став экономически социальной группой, обособились в структуре средневекового общества. Поскольку основной социальной организацией средневекового государства был принцип сословных привилегий, то они видели для себя пусть к свободе в юридическом закреплении своих прав и вольностей, превращаясь в особое сословье. Эти сословные привилегии предусматривали освобождение горожан от власти и суда центральной администрации, регламентацию повинностей, налоговую автономию, торговые привилегии, свободу выбора своих занятий и т. д.
В Западной Европе города уже в XII в. имели свое право, которое создавалось в виде статутов. Первоначально появились статуты итальянских городов, затем были закреплены права и вольности Валенсии (1114), Фрайбурга (1120), Страсбурга (1189). Позднее городское право стали принимать все более самостоятельный характер. Наиболее развитие в Европе в период позднего средневековья получило право городов Германии, законы которых явились образцами для других городов. Такими городами были Кельн, Любек, Аусбург, Магдебурд и др. Так, кельнское право было распространено в 30 южногерманских городах, гамбургское – в городах Лифляндии и Эстонии, однако наибольшее распространение получила система магдебургского права.
В XIII-XIV вв. Магдебургское право широко распространилось в Восточной Европе и действовало во всех восточно-немецких государствах, а также в Польше, ВКЛ, отдельных частях чехи, Моравии, Венгрии. В XV-XVII вв. Магдебургское право распространяется преимущественно восточнославянских землях. На управление по магдебургскому праву переводятся многие территории ВКЛ. Так, магдебургское право было пожаловано городам и местечкам Беларуси, Галиции, Киевщины, Подолии и Волыни. В XVII в. с расширением Речи Посполитой магдебургское право получили некоторые территории современной России (в Смоленском и Брянском краях), а также южной Латвии.
1 Понятие источника права
На данный момент проблема изучается достаточно активно, поскольку проблема изменения источников права в правовых семьях была и будет актуальной в связи с динамизмом современного мира и, соответственно, правовых систем. Существуют различные классификации юридических семей, в связи с чем меняется система источников права.
Проблема «привязки» того или иного источника права к определенной правовой семье остается нерешенной. Мы считаем это в настоящий момент неприемлемым из-за гибкости правовых систем каждого из государств, невозможности использования только одного источника права для соответствия конкретной правовой семье.
Говоря о таком понятии, как право, стоит отметить, что до сих пор, как бы парадоксально это ни звучало, не существует общепринятого определения этого термина. Основные причины такой ситуации сложность, неоднозначность и разнообразие самого явления права. В связи с этим для его объяснения создано огромное количество научных концепций, которые в современной юридической науке принято называть «типами правопонимания». Каждая такая концепция стремится раскрыть определение права, его наиболее важные характеристики, цели и другие правовые категории, входящие в его состав, включая такую категорию, как «источник права».
Определение понятия источника права дискуссионный вопрос в науке. Итак, споры ведутся еще со времен Древнего Рима и не утихают по сей день. И. В. Михайловский предположил, что наука со временем выработает единое определение этого термина [35, с. 237], но этого не произошло.
Источники права содержат предписания общего характера (за исключением юридических прецедентов), которые предназначены для многократного использования в течение длительного периода, что характеризует систему как стабильную и стабильную.
2 Грамоты на магдебургское право
Магдебургское городское право — право Остфалии, саксонской правовой семьи. Магдебургское право — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в городе Магдебург, согласно которой экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм. Это способствовало росту роли городов как центров производства и товарно-денежного обмена. Источники Магдебургского права определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества и т. п.
Еще в 994 г. привилегии магдебургских торговых людей были переданы далее Кведлинбургу. О городском праве в этот период времени, однако, говорить еще рано. Можно констатировать влияние отдельных правовых норм, существовавших в Магдебурге, на другие города уже начиная с середины XII в. Так, например, Магдебургское право было пожаловано Стендалю в 1160 г., Лейпцигу — в период с 1156 по 1170 г., Ютеборгу — в 1174 г. В последующие годы большое количество других городов, и прежде всего, только основанных, получают Магдебургское право [1].
По-другому выглядела ситуация в 1188 г., когда архиепископ Вихман [18] даровал Магдебургу городское право. Привилегия архиепископа Вихмана, дарованная им городу в 1188 г., является самым старым документом из дошедших до наших дней, содержащим упоминание о Магдебургском городском праве [19, с. 1—2]. Хоть не исключено существование более ранних редакций. Помимо предписания жителям порядка проведения городских собраний, привилегия содержит упрощение процессуального порядка судебного процесса для приезжих торговцев.
3 Проблемы грамот на магдебургское право
В 1408 году великий князь Витовт в пользу того же города Бреста специально оговорил, что Магдебургское право не распространяется на русинов, в то время как все остальные (немцы и литовцы католической веры, раскольники и неофиты) могут не подчиняться чиновникам Великое княжество Литовское [9, с. 30–43; 1, стр. 40]. Таким образом, в системе развивающегося местного самоуправления в Великом княжестве Литовском можно выделить два ограничивающих фактора, которые проявились для местных сообществ в виде квалификаций либо по конфессиональному, либо по этническому признаку. Этническая принадлежность действовала и на более ранней стадии, когда сами великие князья запрещали допуск в свои города негерманского населения, опасаясь бегства крестьян из их владений в города. Конфессиональный стал более постоянным для само-организации горожан. Во всяком случае, немецкий закон был принят в урезанном виде, так как он был отдан не всему мещанскому сословию ВКЛ, а только отдельной общине.
В города, получившие Магдебургское право в конце XIV - начале XV вв. (Вильно, Брест, Сурож, Слуцк) Гродно (1496), Дрогичин, Полоцк (1498), Минск (1499). За применение Магдебургского права горожане платили довольно значительную сумму, если города были развитыми центра-ми торговли: 400 копеек за Полоцк или 500 копеек за Пинск. Кроме того, они получили освобождение от всех естественных обязательств, только иногда заменяемые чиншем. Первые льготы содержали только пункты о предоставлении Магдебургского права с изъятием из действия других правовых систем, в первую очередь «награды Гродского замка»; традиционные обычаи и власть государственного управления; установление авторитета бойта и его ответственности; счастлив быть избранным; городские земли, которые городская община находилась в коллективном вассале Великого князя Литовского, и налоги. Позже привилегии Магдебургского права охватывают все большее количество вопросов. Например, начиная с гродненской привилегии 1468 г., в их содержание постепенно включаются положения о праве на гербы, ярмарки, доход от мер и весов, парикмахерских, восков и т. Д. Таким образом, можно увидеть неравномерную эволюцию городского права с постепенное приобретение их свобод и прав буржуазией, что напрямую зависело от остроты насущных проблем того или иного города в запросах горожан и степени их организованного давления.
Заключение
Ф.В. Тарановский отмечает, что «Магдебургское право является одним из видов городских прав, которые в общем частном развитии немецкого права в средние века составляли отдельную ветвь особых прав свободных городских сообществ» [11, с. 1]. Также обращает на себя внимание тот факт, что широко распространенным немецким правом в Польше был именно Магдебургский закон, хотя такие разновидности, как право Хелма и Любека, известны, но они были исключением и «со временем полностью уступили место глубоко укоренившемуся магда-бургскому закону. закон »[11, с. 19]. Действительно, чем заметнее становилась роль города в экономической жизни государства, тем настойчивее горожане требовали политических гарантий в обществе. В период феодализма такие гарантии принимали форму классовых привилегий. Это привело к появлению особого сословия бюргеров, размер льгот и привилегий которых зависел как от воли главы государства, так и от важности города для страны. Если изначально для каждого города был написан свой документ (своеобразная «хартия вольностей»), то с увеличением количества городских поселений отпала необходимость для каждого конкретного города «придумывать» свою систему управления. закон. Рядом уже действовали нормы закона «конкретного города», проверенные практикой, оставалось только выбрать для себя наиболее подходящий вариант. На самом деле это произошло в Германии. А на белорусских землях закон о «немецком городе» появился в форме «Магде-Бург». Могло быть иначе, но «восточное направление» получила именно магдебургская версия.
И.А. Юхо, анализируя положения о льготах по Магдебургскому праву для городов Беларуси, делает следующий вывод: «правила мясника закона (асабл1ва по части льгот 1 павшнасцей ха-раджан) 1 новые нормы вышли из сотрудники правоохранительных органов. на ада-собленом саслоэ феадальнага городка мяш. Усеченная тета дает падставу называть права не няметшм, а раде ням (мящанешм) правами Беларуси11 Ливий »[14, с. 67]. Также отмечается, что привилегии в Магдебургском праве говорят о введении «немецкого» права, но ни один из актов не содержит его норм, не делается никаких ссылок на какие-либо немецкие источники городского права.
1. Стрэнкоўскі, С.П. Гарадское самакіраванне ў вялікакняжацкіх уладаннях заходняй часткі Вялікага Княства Літоўскага ў XV–XVIII стагоддзях : дыс канд. гіст. навук: 07.00.02 / С.П. Стрэнкоўскі. – Мінск, 2019. – 151 с.
2. Шыбека, З.В. Гарадская цывілізацыя: Беларусь і свет : курс лекцый / З.В. Шыбека. – Вільня : ЕГУ, 2019. – 372 с.
3. Дмитрачков, П.Ф. О самоуправлении в государственной жизни белорусских земель (IX–XVI вв.) / П.Ф. Дмитрачков // Романовские чтения – 5 : сб. трудов Междунар. науч. конф. – Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2019. – С. 6–8.
4. Скеп’ян, А. Сістэма кіравання і самакіраванне Капыля ў XVI ст. / А. Доўнар [і інш.] // Капыль і Магдэбургскае права : нарысы гісторыі горада XIV–XIX стст. – Гродна : «ЮрСаПринт», 2018. – С. 92–102.
5. Гудавичус, Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 г. / Э. Гудавичус. – М. : Фонд им. И.Д. Сытина : BALTRUS, 2015. – 679 с.
6. Доўнар, Т.І. Грамата на Магдэбургскае права гораду Мінску 1499 г. / Т.І. Доўнар // Магдэбургскае права на Беларусі : матэрыялы навук. канф., прысвечанай 500-годдзю выдачы г. Мінску граматы на Магдэбургскае права / БДУ; Акадэмія МУС Рэсп. Беларусь; Беларускі недзярж. ін-т правазнаўства; рэдкал.: У.М. Хоміч, Т.І. Доўнар, І.А. Юхо. – Мінск : Право и экономика, 2019. – С. 10–14.
7. Голубеў, В.Ф. Эвалюцыя сацыяльнай арганізацыі насельніцтва Беларусі XIII– XX ст.: ад тэрытарыяльнай грамады да грамадзянскай супольнасці / В.Ф. Голубеў // Этносоциальные и конфессиональные процессы в трансформирующемся обществе : Материалы междунар. науч. конф. : в 2 ч. – Гродно : ГрГУ, 2019. – Ч. 2. – С. 151–155.
8. Грабеньский, В. История польского народа / В. Грабеньский. – Минск : МФЦП, 2016. – 800 с.
9. Дзярновіч, А.І. Ab ovo: што з’явілася спачатку – вялікі князь літоўскі ці Вялікае княства Літоўскае? / А.І. Дзярновіч // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. / РИВШ. – Минск, 2019. – Вып. 2. – С. 30–43.
10. Акты Литовско-Русского государства / Изд. М.В. Довнор-Запольский. – Вып. 1. – М., 2019. – № 1.
11. Варонін, В.А. Арганізацыя гарадской улады ў Полацку ад канца XIV да сярэдзіны XVI ст. / В.А. Варонін // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. / РИВШ. – Минск, 2018. – Вып. 3 – С. 124–134.
12. Беларусь: страницы истории / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т истории; ред совет: А. Коваленя [и др.]. – Минск : Беларус. навука, 2017. – 408 с.
13. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). – Фонд 1823. – Оп. 1. – Д. 1. Акты книги Полоцкого магистрата за 1656–1657 гг.
14. Акты, издаваемые Виленскою комиссіею для разбора древних актов : в 39 т. – Вильно, 1865–1915. – Т. 39: Акты Могилевского магистрата XVI в. (1578–1580). – 664 с.
15. Цішчанка, В.В. Аспекты адміністрацыйна-маёмаснай і судовай практыкі вялікіх князёў ў Вялікім Княстве Літоўскім (канец XV – першая трэць XVI ст.) / В.В. Цішчанка // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. / РИВШ. – Минск, 2019. – Вып. 2. – С. 123–135.
16. Польская поэзия XVII в. / Сост. А. Панченко. – Л. : Худ. лит., 2017. – 208 с.
17. Зайцев М. В. Изучение жалованной грамоты городам 1785 г. в дореволюционной отечественной историографии // История и историческая память. Саратов, 2016. Вып. 11. С. 220.
18. Rogatschewski A. Das Magdeburger Recht auf dem heutigen Territorium Rußlands : Forschungsstand und Forschungsperspektiven // Rechtsund Sprachtransfer in Mittelund Osteuropa : Sachsenspiegel und Magdeburger Recht / Hrsg. E. Eichler, H. Lück. Berlin, 2018. S. 207–287.
19. Арлоўская А. І. Граматы на Магдэбургскае права як крыніца агульназемскага права Беларусі ХVI ст. // Статут Вялікага княства Літоўскага 1529 года – падмурак развіцця беларускай дзяржаўнасці і канстытуцыяналізму : да 480 – годдзя прыняцця : сб. науч. тр. Минск, 2019. С. 84–87.
20. Kejř J. Městské zřizení v českém státé ve 13. stoleti // Československý časopis historický. 2019. Roč. 27. S. 244–250.
21. Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 2020. С. 121–122
22. Behrend J. F. Die Magdeburger Fragen. Berlin, 2016.
23. Gaupp E. T. Das alte Magdeburgische und Hallische Recht. Breslau, 2016. S. 269-320.
24. Ganzler P. Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für Schweidnitz. Stuttgart ; Berlin, 2020.
25. Weizsäcker W. Magdeburger Schöffensprüche und Rechtsmitteilungen für Oberhof Leitmeritz. StuttgartBerlin, 2020.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты