Проблема толкования правовых норм Республики Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема толкования правовых норм Республики Беларусь»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Проблема толкования правовых норм Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛКОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших для государства является его конституционная обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, на которые возложено выполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по осуществлению и защите прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы человека (статья 59 Конституции). Это создание соответствующего правового порядка, который позволяет гражданам, народу в целом осуществлять свою волю.
В современный период проблема толкования (разъяснения) нормативных правовых актов вновь стала актуальной. Определение нормативного правового акта дается в Законе «О нормативных правовых актах». Это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом в установленном законом порядке, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение верховенства закона в качестве общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, предназначенных для индивидуально не определенного круга лиц и многократного применения.
О необходимости упорядочить эту работу, решить ряд спорных и неоднозначно реализуемых на практике вопросов активно поднимают представители субъектов предпринимательства, специалисты, граждане, которым пришлось столкнуться с исполнением законодательных актов в своей жизни. Они обращают внимание на то, что нередко представители государственных органов (должностные лица) дают ответы на их запросы, юридические и физические лица действуют в соответствии с полученными разъяснениями, а затем вышестоящая организация или контролирующие (надзорные) органы, не соглашаясь с этим разъяснением. юридическое или физическое лицо несет ответственность за несоблюдение законодательного акта. Также возникают вопросы о том, где заявитель может оспорить данное ему объяснение, с которым он не согласен, в какой форме следует дать толкование (объяснение), каковы последствия в связи с новым «поворотом» практики. применения в результате такого толкования (разъяснения) и т. д. Все эти вопросы очень важны для практики, поскольку недостатки в их решении вызывают множество споров, вносят элементы нестабильности, подрывают доверие к нормотворческому органу, правоохранительные органы, влекут за собой имущественную и иную ответственность.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с толкованием правовых норм Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с толкованием правовых норм Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с толкованием правовых норм Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛКОВАНИЯ
Следует отметить, что органы государственной власти в целом стремятся внести ясность в положения нормативных правовых актов при наличии неясностей, разногласий и даже противоречий. Как уже отмечалось, для этого есть правовая основа. Конечно, общие принципиальные подходы содержатся в Конституции (в дальнейшем будем ссылаться на соответствующие статьи), есть законы «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «Об обращениях граждан и юридических лиц» [ 1], Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие кодексы, Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498). ) [2] и другие акты.
Основные правила официального толкования нормативных правовых актов предусмотрены ст. 70 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так, при обнаружении неясностей и разногласий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, либо, если иное не предусмотрено Конституции Республики Беларусь, уполномоченный ими орган осуществляет официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта. При толковании нормативного правового акта разъясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты однотипных общественных отношений. При толковании нормативных правовых актов не допускается внесение в них изменений и (или) дополнений.
Несколько иной подход предусмотрен ст. b9 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». При обнаружении неясностей и различий в содержании и понимании нормативного правового акта, а также противоречиях в практике его применения, если соответствующие изменения не требуются в нормативном правовом акте (его структурных элементах), нормотворческий орган (должностное лицо), принявшее (издавшее) настоящий акт, либо, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган может осуществлять официальное толкование его нормативно-правовых предписаний путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта. действовать. При официальном толковании нормативного правового акта уточняется или уточняется правовое значение нормативного правового акта, раскрывается содержание его нормативных правовых предписаний, определяется его место в системе нормативных правовых актов, функциональные и иные связи эти предписания с другими нормативно-правовыми предписаниями, регулирующими разные стороны одного и того же типа общественных отношений.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
На практике возникают споры о том, может ли формулироваться судебное правоположение одним решением или необходимо несколько соответствующих решений, которые определяются как устоявшаяся судебная практика. Однозначного ответа быть не может. Как справедливо отметил Л. Вильдхабер, одно большое дело может явиться таким же веским прецедентом, как и целая группа более мелких дел [18, с. 7]. Французские авторы Ф. Малори и Л. Айнес определяют судебную практику как «совокупность судебных решений, из которых выводится норма права, поскольку эти решения выносились постоянно в единой логике, по одним и тем же правовым вопросам» [цит. по: 19, с. 102]. Отличие судебной практики от прецедента заключается в том, что судебная практика может формировать новые тенденции в случае необходимости. По справедливому утверждению другого французского ученого П. Сандевуара «задача судебных инстанций состоит в дополнении, уточнении или замещении недостаточно развитых, неясно сформулированных или несуществующих правовых норм; кроме того, суды могут модернизировать давно существующую норму права». Судья обязан обосновывать свое решение ссылками на текст закона, что способствует прозрачности вынесенного решения [цит. по: 19, с. 102].
В части признания прецедента есть огромное сопротивление со стороны некоторых практических работников. Признаем, что и в литературе нет единства относительно признания прецедента в качестве источника права. Однако если мы желаем обеспечить действие вышеуказанного конституционного принципа, нам не обойтись без признания прецедента в качестве источника права. Административный прецедент является стержнем правоприменительной практики, гарантом обеспечения единообразной правоприменительной практики. Обычно обращают внимание на спор вокруг судебного прецедента. Однако не только судебный, но и административный прецедент, должны быть юридически признаны. Дело даже не столько в их юридическом признании, сколько в соблюдении конституционных принципов и норм, о которых было сказано выше.
Убеждены, что если представитель государственного органа неправильно ответил (дал неправильное разъяснение) на поступившее обращение, то все издержки должен нести не обратившийся субъект, а именно этот представитель. По крайней мере, отрицательные последствия для обратившегося наступать не должны. Ведь государственную волю реализуют должностные лица, государственные органы с учетом их компетенции. Если вести речь о «децентрализованной» ответственности государства, о ее персонификации, то отдельный чиновник, в том числе и член Правительства, при нарушении возложенных на него полномочий может нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную, имущественную ответственность. Причем если дисциплинарная, административная, уголовная ответственность имеют прежде всего карательный характер, то материальная и имущественная ответственность правовосстановительный.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Анализ национального законодательства, а также различных научных мнений по поводу юридической сущности актов официального толкования норм конституционного права позволяет сделать вывод о том, что большинство авторов совершенно справедливо относят данные акты к разновидности правовых актов-документов, в отличие от актов неофициального толкования норм права, которые могут являться также актами-действиями [1, с. 28]. Для того чтобы более полно и всесторонне охарактеризовать правовую природу актов официального толкования, необходимо, по нашему мнению, ответить на следующие вопросы:
- К какому из видов правовых актов относятся акты официального толкования норм конституционного права?
- Можно ли признавать акты официального толкования норм конституционного права источниками права в Республике Беларусь?
- Какие виды актов официального толкования норм конституционного права предусмотрены национальным законодательством?
В советской юридической литературе и в трудах отдельных современных авторов правовые акты подразделяются на два основных вида: нормативные и индивидуальные [2–4]. Однако на практике правовые акты как советского, так и современного периодов развития законодательства не укладывались в предложенную классификацию. Наблюдается широкий спектр правовых актов-документов, которые не являются индивидуальными, но при этом не содержат всех признаков нормативного правового акта. Очевидно, что акты официального нормативного толкования норм конституционного права не могут быть отнесены к группе индивидуальных правоприменительных актов. Однако, как отмечает известный белорусский ученый Н. В. Сильченко, «нельга таксама вырашаць пытанне аб прававой прыродзе актаў Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь i адносiць iх да крынiц права, выкарыстоўваючы вядомую класiфiкацыю прававых актаў на нарматыўныя прававыя акты i iндывiдуальныя (правапрымяняльныя) акты, спасылаючыся на тое, што калi акты Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь не з'яўляюцца правапрымяняльнымi актамi, то iх можна аднесцi да нарматыўных прававых» [5, с. 53].
Вопрос о нормативном характере актов официального толкования конституционных норм тесно связан с проблемой сущности толкования как вида деятельности специально уполномоченных органов. В зависимости от определения официального толкования норм конституционного права в качестве вида правотворческой либо особой разновидности юридической деятельности акты официального толкования можно отнести к какой-либо из групп юридических актов-документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышесказанного можно сделать вывод о значительной роли как внутренних, так и внешних источников, содержащих сведения о правовой норме в толковании права. При этом если в обычных условиях (отсутствие спорных ситуаций) достаточно внутренних источников, например, самого нормативного правового акта, то при неясности, наличии пробелов или коллизий повышается роль внешних, дополнительных источников (экспертные заключения, стенограммы, отчеты об оценке регулирующего воздействия, позиции ученых и т.д.). Учитывая, что научная деятельность потенциально основана на анализе и изучении больших массивов материалов для установления истины, то доктринальное толкование права особенно зависит от внешних источников.
1. Акт официального толкования норм конституционного права – это один из видов правовых актов, содержащий разъяснение норм конституционного права, имеющих общеобязательное значение для субъектов правовых отношений. Признаки государственной гарантированности применения, общеобязательности и деперсонифицированности объединяют данный тип правовых актов с нормативными правовыми актами. Однако расширяя либо ограничивая текстуальное выражение уже существующей юридической нормы, акт официального толкования норм конституционного права не может полностью отказаться от ее предыдущего содержания и не является новым нормативным правовым актом. В числе иных правовых актов правотолковательные играют особую роль и занимают особое место, не относясь при этом ни к нормативным, ни к индивидуальным (правоприменительным).
2. Акт официального толкования норм конституционного права – это источник конституционного права в материальном смысле. Он содержит разъяснения, которые определяют содержание действующего конституционного права Республики Беларусь, но не имеет возможности самостоятельного применения. Он неотделим от толкуемой нормы конституционного права.
3. Классифицировать акты официального толкования норм конституционного права можно по различным основаниям: по наименованию, по виду толкования, по сфере действия, по субъекту толкования и т. д. Данные классификации имеют в основном научно-познавательное значение. В практическом отношении наиболее важной представляется нам классификация данных актов по их юридической силе, помогающая определить способы решения возможных юридических коллизий между актами официального толкования конституционно-правовых норм. Выявить юридическую силу акта официального толкования позволяют два критерия: юридическая сила толкуемого акта и компетенция субъекта официального толкования.
1. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 18.07.2011 № 300-З (ред. от 15.07.2015) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 (ред. от 09.10.2017) // ЭТАЛОН Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. литература, 1981–1982. – Том II. – 1982. – 3б0 с.
4. Кириченко, М. Г. Конституционные основы судебной системы в СССР / М. Г. Кириченко. – М. : Юрид. литература, 1979. – 142 с.
5. Васьковский, Е. В. Руководство к толкованию и применению законов / Е. В. Васьковский. – М. : Бр. Башмаковы, 1913. – 158 с.
6. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2018) [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь от 2б июня 2008 г., № 14 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. О рекламе [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г., № 225-З (ред. от 17.07.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (вместе с «Положением о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории», «Положением о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков в средствах массовой информации», «Положением о порядке размещения средств наружной рекламы», «Положением о порядке размещения (распространения) и согласования наружной рекламы, рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах») [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г., № 1497 (ред. от 13.01.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь от 31 дек. 2010 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Пиголкин, А. С. Толкование нормативных актов в СССР / А. С. Пиголкин. – М. : Госюриздат, 19б2. – 1бб с.
12. Вопленко, Н. Н. Официальное толкование норм права / Н. Н. Вопленко. – М. : Юрид. литература, 197б. – 119 с.
13. Василевич, Г. А. Обеспечение конституционной законности в государстве – сфера общей ответственности судебной системы / Г. А. Василевич // Юстиция Беларуси. – 201б. – № 1 (1бб). – C. 20–2б.
14. О судебном обжаловании решений государственных органов по вопросам налогообложения (разъяснений налогового законодательства) (в ред. решения Конституционного Суда от 04.03.2010 № Р-431/2010) [Электронный ресурс] : Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 04.03.2010 № Р-431/2010 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Васильев, В. И. Муниципальная реформа: состояние и перспективы / В. И. Васильев // Журнал российского права. – 2014. – № б. – С. 5–14.
16. Бахрах, Д. Н. Конституционные основы действия правовых норм во времени / Д. Н. Бахрах // Журнал российского права. – № 5. – 2003. – С. 40–53.
17. Белкин, А. А. Источники права и судебная практика в Российской Федерации / А. А. Белкин // Вопросы правоведения. – 2009. – № 1. – С. б–2б.
18. Вильдхабер, Л. Прецедент в Европейском суде по правам человека / Л. Вильдхабер // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 5–17.
19. Хомякова, Н. П. Роль французской судебной практики как источника нормотворчества // Государство и право. – 2011. – № 1. – С. 101–103.
20. Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц [Электронный ресурс]: постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1б июня 1993 г., № 2415-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты