Взаимосвязь родительских установок и стилей воспитания в семье
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь родительских установок и стилей воспитания в семье»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь родительских установок и стилей воспитания в семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики «Тест-опросник изучения родительских установок» (PARI).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики родительских установок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к изучению специфики детско-родительских отношений зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понятие «установка». Особенности родительских установок
1.3 Характеристика и особенности проявления стиля воспитания в семье
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
2.1 Этапы и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что взаимоотношения и общение в семье играют огромную роль в развитии и воспитании развивающейся личности ребенка. То, как люди взаимодействуют между собой в семейном кругу, сказывается на развитии ребёнка самым непосредственным образом. Каждый член семьи может играть какую-то определённую роль во взаимодействии с другими её членами. Повышенный уровень конфликтности в отношениях с членами семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, деструктивные тактики семейного воспитания могут снижать возможности полноценного развития ребенка и могут повышать риск возникновения негативных дезадаптивных форм поведения. В связи с этим важное практическое значение приобретает изучение различных аспектов детско-родительских отношений, в частности, родительских установок и стилей семейного воспитания.
К настоящему времени представлено достаточно много работ, раскрывающих детско-родительские взаимоотношения. Проблема детско-родительских взаимоотношений раскрыта в работах О.В. Леганькова, Р.В.Овчаровой, Э.Г. Эйдемиллера и др. Данная тема активно разрабатывается в современной психологии. Так, Э.Г. Эйдемиллер описал стили семейного воспитания и их влияние на будущую жизнь детей. Э.М. Лущенко раскрыл понятие родительства и описал типы родительского отношения к детям. С.А. Капустин исследовал влияние стиля родительского отношения на развитие детей. Е.О. Смирнова работала в области структуры и динамики родительского отношения.
Можно отметить устойчивую тенденцию к многофакторному исследованию различных аспектов семейного воспитания ребенка. Однако ощущается недостаточная разработанность проблемы взаимосвязи родительских установок и стилей воспитания в семье.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к изучению специфики детско-родительских отношений зарубежной и отечественной психологии
Понятие детско-родительские отношения имеет собирательный характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Под детско-родительскими отношениями Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис понимают специфический вид отношений членов семьи друг к другу, в которых имеется возможность непосредственного одновременного или отсроченного ответного личностного отношения [19, c. 32]. Система взаимоотношений и непрерывных взаимных ожиданий оказывает основное влияние на личностное, эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен и включает в себя: родительские установки и соответствующие им типы поведения, родительские позиции, типы родительского отношения; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе [14, с. 85].
Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Согласно 3. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой – как первый законодатель и «контролер» [15, с.89].
Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Д. Боулби, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и других. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [20, с.214].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
2.1 Этапы и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь родительских установок и стилей воспитания в семье.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь родительских установок и стилей воспитания в семье.
Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли участие 60 полных семей.
Данное исследование состояло из трех этапов:
1. Подготовительный этап, на протяжении которого нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по заявленной теме. Нами были изучены труды зарубежных и отечественных психологов, изучавших различные аспекты родительских установок и стилей воспитания в семье. В результате изучения данной литературы нам удалось построить план организации и проведения исследования, подобрать необходимый психодиагностический инструментарий (с 01.01.2021 по 31.01.2021).
2. На констатирующем этапе нами было проведено эмпирическое исследование на базе ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей». Таким образом были получены данные об проявлениях родительских установок и стилей воспитания в семье (с 01.02.2021 по 28.02.2021).
3. В ходе заключительного этапа исследования нами была осуществлена обработка и анализ полученных результатов, после чего был сделан вывод о взаимосвязи родительских установок и стилей воспитания в семье. Сроки осуществления: с 01.03.2021 по 31.03.2021.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительское общение различными авторами описываются разнообразными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность детско-родительского общения. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, стили семейного воспитания и определенные родительские установки.
Родительские установки – это система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Стиль семейного воспитания определяется как совокупность методов, приемов воспитания ребенка в семье. Среди наиболее известных классификаций стилей семейного воспитания можно выделить 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Анализ средних баллов по трем типам родительских установок показал, что для матерей и отцов в наибольшей степени характерны установки на излишнюю концентрацию на ребенке. На основании сравнения установок на реализацию семейных ролей у матерей и отцов можно заключить, что они указывают на ограниченность женщины интересами семьи, а также ощущение самопожертвования женщины в роли матери. Матери чаще указывают на возникновение конфликтов в семье и на значимость сверхавторитета родителей по сравнению с отцами. И матери и отцы не имеют выраженной установки в отношении неудовлетворенности семейно ролью. Отцы чаще указывают на свою безучастность в делах семьи и на доминирование женщины в семье по сравнению с ответами своих жен. В отношении зависимости и несамостоятельности матери ответы мужчин и женщин значительно не отличаются. В результате изучения стилей семейного воспитания было установлено, что большинство матерей и отцов применяют авторитетный (демократический) стиль воспитания, они испытывают эмоционально положительное отношение к своим детям, стремятся к сотрудничеству в реализации планов ребенка, в разумных пределах давая ему свободу действий. Однако часть родителей довольно часто прибегают к авторитарному, либеральному либо индифферентному стилю воспитания.
1. Баерунас, З.В. Деформация семейного поля как фактор деструктивного развития личности ребенка / З.В. Баерунас // Образовательное пространство как сфера духовно-нравственного развития ребенка: Сборник материалов научно – практической секции XVIII Международных Рождественских Образовательных чтений 2010 года // под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2010. – 80 с.
2. Елустахова, Н.Е. Отрицательное влияние деструктивных отношений в семье на формирование личности подростка / Н.Е. Елустахова, А.В. Комолова // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 57- 62.
3. Капустин, С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей / С.А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129.
4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2009. – 232 с.
5. Маглыш, В.А. Роль родительского воспитания в формировании воспитательных аттитюдов личности / В.А. Маглыш // Социально-педагогическая работа. – 2005. – №7. – С. 10-15.
6. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2006. – 142с.
7. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь семьи как индивидуальная история / Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
8. Пергаменщик, Л.А. Семья как социальная сеть поддержки / Л.А. Пергаменщик // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
9. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я.Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
10. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001. - 414 с.
11. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений / В.И.Слепкова, Т.А.Заеко. – Мн.: БГПУ, 2013. – 176 с.
12. Соколов, Е.Т. Деформация семейного поля как фактор деструктивного развития личности ребенка / Е.Т. Соколова // Образовательное пространство как сфера духовно-нравственного развития ребенка / Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2010. – 80 с.
13. Суменко, Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из многодетных семей с признаками дисфункций социальных ролей / Л.В. Суменко // Современные технологии социальной работы с семьёй и детьми. - Ставрополь, 2016. - С. 198 – 215.
14. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Монография/ С.Ю. Девятых; под общ. Ред. В.А. Сонина.− Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 104 с.
15. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 422 с.
16. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. - М.: ACT, 2000. - 448 с.
17. Фурманов, И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Брест : БрГУ. 2014. – 261 c.
18. Шапатина, О.В. Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка / О.В. Шапатина // Тезисы международной конференции “Проблемы интеграции академической и практической психологии. – Самара: Изд-во СамГУ, 2009. – 186 с.
19. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. – СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк методики «Тест-опросник изучения родительских установок» (PARI).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланк методики «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики родительских установок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты