Индикаторы денежного рынка и способы регулирования денежной массы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индикаторы денежного рынка и способы регулирования денежной массы»
по дисциплине: «Денежное обращение и кредит»
2021
45.00 BYN
Индикаторы денежного рынка и способы регулирования денежной массы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Денежное обращение и кредит
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ
1.1 Денежный рынок и его индикаторы
1.2 Денежная масса и способы ее регулирования
ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика денежного рынка Республики Беларусь
2.2 Регулирование денежной массы в Республике Беларусь в 2011-2020 гг.
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА И ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Перспективы перехода к инфляционному таргетированию
3.2 Меры по дедолларизации экономики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Денежный рынок можно определить, как рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесная стоимость денег и процентная ставка.
В ходе функционирования государства в целях достижения устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, низкой инфляции и внешнеэкономического равновесия разрабатывается экономическая политика. Достижение поставленных целей требует формирования четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Нормальное функционирование товарно-денежных отношений и развитие денежного рынка, с одной стороны, должны способствовать ускорению развития производительных сил, а с другой – давать возможность активно использовать финансово-кредитную систему для своих целей, целенаправленно воздействуя с помощью экономических мер на экономические процессы. Международный опыт показывает, что с помощью таких инструментов, как контроль над процентными ставками, регулирование обменного курса, операции на открытом рынке, можно эффективно влиять не только на денежно-кредитную сферу, но и стимулировать развитие реального сектора экономики.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях важным фактором обеспечения условий реального экономического роста Республики Беларусь на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики, реализации структурных изменений в национальной экономике, внедрения последних достижений технического прогресса, а также улучшение количественных и качественных показателей экономической деятельности на всех уровнях является построение и эффективное функционирование национального денежного рынка.
Целью данной работы является анализ функционирования денежного рынка и способов регулирования денежной массы.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы регулирования денежной массы;
- рассмотреть денежный рынок Республики Беларусь;
- рассмотреть пути повышения эффективности регулирования денежного рынка и денежной массы Республики Беларусь.
Объект исследования – денежный рынок.
Предмет исследования – функционирование денежного рынка Республики Беларусь в современных условиях.
Наибольшую роль при выполнении работы сыграли такие источники как: статья Крука Д. «Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие?», где рассмотрено состояние монетарной политики Беларуси, причины и последствия такого состояния, а также допустимость усиления ориентированности монетарной политики на сглаживание колебаний выпуска.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ
1.1 Денежный рынок и его индикаторы
Денежный рынок – это рынок краткосрочного инвестирования, т. е. на срок менее одного года. Это рынок денежных средств, на котором путем взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесное значение количества денег, а также равновесная ставка процента [8, c. 73].
Спецификой данного рынка является то, что при совершении сделок деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, которая измеряется в единицах номинальной нормы процента.
Денежный рынок – система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств сроком до одного года. При этом, система экономических отношений с целью предоставления денежных средств на срок более одного года, имеет название – рынок капитала. В свою очередь, денежный рынок, наряду с рынком капитала, представляет собой часть более общей финансовой категории – финансовый рынок.
Денежный рынок является частью финансового рынка, где финансовые инструменты торгуются с высокой ликвидностью и очень короткими сроками погашения. Он используется участниками в качестве средства получения или предоставления различных краткосрочных кредитов на срок от нескольких дней до одного года.
Денежный рынок является обменом денег как актива на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Данный обмен организуется, используя закон товарно-денежных отношений, где осуществляются купля и продажа денег как актива, между субъектами рыночных отношений, учитывая спрос и предложение сложившегося на рынке.
Составляющими денежного рынка являются:
- рынок краткосрочных ценных бумаг, основные инструменты которого представлены казначейскими и коммерческими векселями, а также другими видами краткосрочных обязательств (ценные бумаги).
- рынок межбанковских кредитов, на данном рынке временно свободные денежные средства кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. При этом Центральный банк является основным кредитором на рынке.
ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика денежного рынка Республики Беларусь
Денежный рынок Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Банковским кодексов и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские финансовые организации (второй уровень).
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА И ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Перспективы перехода к инфляционному таргетированию
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь проводится через монетарное таргетирование. Идея монетарного таргетирования заключается в том, в том, что контроль роста денежной массы обеспечивает контроль над инфляцией. Такая стратегия имеет некоторые недостатки. При использовании монетарного таргетирования трудно контролировать инфляционные ожидания, поскольку эта политика вводит вторую числовую цель в дополнение к конечной цели политики, что делает задачу центрального банка менее ясной и усложняет наблюдение за ее результатами. Это усложняет применение этой стратегии в странах с традиционно высокой инфляцией и низким уровнем доверия общественности к действиям правительства.
Монетарное таргетирование основано на предположении, что Центральный банк может полностью контролировать номинальную денежную массу и что в экономике существует долгосрочная взаимосвязь между ростом денежной массы и ростом номинальных доходов. Это косвенно подразумевает определенность как денежного мультипликатора, так и скорости денег, что на практике не всегда соблюдается и делает использование денежных целей неуместным [11].
В среднесрочной перспективе Национальный банк планирует осуществить переход к таргетированию инфляции (ТИ).
Таргетирование инфляции представляет собой совокупность правил и процедур денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение цели по инфляции, и предполагает объявление этой цели для общественности, объяснение принимаемых решений по ее достижению и ответственность за невыполнение указанной цели. Основным инструментом денежно-кредитной политики при ТИ служит регулирование краткосрочной процентной ставки денежного рынка [11, c. 47].
Инфляционное таргетирование – это стратегия денежно-кредитной политики, состоящая из 5 взаимосвязанных элементов: публичное объявление монетарными властями среднесрочного значения целевого показателя инфляции (цели); признание цели стабилизации цен в качестве приоритета над всеми остальными; выбор эффективного инструмента для достижения цели, который, помимо прочего, служит информационным сигналом для экономических агентов и влияет на инфляционные ожидания; переход к открытой и прозрачной денежно-кредитной политике, высокая степень информированности о планах, объектах и решениях; исключительная ответственность и ответственность Центрального банка за действия, направленные на достижение цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежный рынок – система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств сроком до одного года. Индикаторами денежного рынка выступает совокупностью процентных ставок, позволяющих оценить ценность денег. К основным процентным ставкам, устанавливаемым Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ) относятся: ставка рефинансирования, процентные ставки по постоянно доступным операциям, по двусторонним операциям и по основным операциям на открытом рынке. Для регулирования денежного предложения используют следующие инструменты: кредитные лимиты, прямое регулирование процентной ставки; операции на открытом рынке ценных бумаг; регулирование дисконтной (учетной) процентной ставки; манипулирование нормативом обязательных резервов. В свою очередь, инструменты имеют свои достоинства и недостатки.
В 2010-2012 гг. наблюдались достаточно высокие темпы роста денежной массы в национальном определении (агрегат М2) и широкой денежной массы (агрегат М3). На рост М2 существенное значение оказало увеличение объема наличных денег в обращении. В 2013 г. темпы роста агрегата М2 составляли 118,1 %, агрегата М3 – 119 %, в 2014 г. – 116 и 123 % соответственно.
Складывавшаяся в 2020 г. ситуация в экономике в значительной степени определяла и принятые решения в области процентной политики. Доминирующим трендом стало снижение деловой активности в мире и в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь вследствие распространения коронавируса, а также сохраняющаяся до сих пор неопределенность по длительности и масштабу влияния данной пандемии на мировое развитие. Растущее дезинфляционное воздействие со стороны внутреннего спроса на ценовую ситуацию в стране позволило в первом полугодии 2020 г. снизить ставку рефинансирования на 125 базисных пунктов: с 9 до 7,75 процента годовых. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 7,75 %. С 21 апреля 2021 года ставка рефинансирования составит 8,5 процента годовых.
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков используются постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2021. - №1. – С. – 3-8.
5. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
6. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
7. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
10. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
11. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
12. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
13. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
14. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
15. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
16. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
17. Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 дек. 2016 г., № 657 // Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/PP_657.pdf.
18. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
19. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — Москва : Магистр, 2020. — 528 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты