Методика развития физического качества ловкость
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика развития физического качества ловкость»
по дисциплине: «Методика преподавания физической культуры»
2021
45.00 BYN
Методика развития физического качества ловкость
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания физической культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЛОВКОСТЬ
1.1. Ловкость и возрастные особенности ее развития
1.2. Средства и методы, направленные на воспитание ловкости
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Технология использования соревновательно-игрового метода
2.2. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей
2.3. Методические указания по развитию ловкости
ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В современной литературе термин «координационные способности» чаще всего выделяется из более обширного понятия «ловкость», которое встречается чаще. Исследователи рассматривают координационные способности (КС) как способность человека целесообразно выстраивать двигательные акты, а также способность преобразовывать определенные выработанные формы действий или же, в зависимости от изменяющихся условий, переключаться от одних к другим.
Данные способности имеют определенную специфику. Так, например, успешно разучивает новую комбинацию движений, но не может точно воспроизвести ее при изменении условий. Исследователи отмечают, что младший школьный возраст является оптимальным, так называемым «золотым» для развития КС. В этом возрасте приобретаются основные знания, умения и навыки, которые послужат своеобразным фундаментом для выполнения упражнений на координацию.
Главная роль в развитии КС принадлежит центральной нервной системе. В большей степени способность преобразовывать новые, усложняющиеся виды и формы движений требуется в тех видах спорта, в которых программа состязаний постоянно обновляется и является произвольной (фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика и др.). В видах спорта со сложным составом двигательных действий многое зависит от способности преобразовывать новые формы движений.
Таким образом, совершенствование КС нацелено на подготовку детей и молодежи в соответствии с высоким темпом жизненной активности и с усложняющимися условиями современного производства. Для демонстрации успешных результатов процесса обучения физическим упражнениям, обязательным условием являются хорошо развитые координационные способности.
Развитые КС влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Гарантией того, что можно избежать однообразия и монотонности в занятиях, являются разнообразие упражнений, направленных на развитие КС, создание ситуации успеха и удовлетворения от участия в спортивной деятельности.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЛОВКОСТЬ
1.1.Ловкость и возрастные особенности ее развития
Большое внимание в новой комплексной программе физического воспитания школьников уделено развитию ловкости. Это не случайно.
В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.
Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях.
Именно эти способности имел ввиду профессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством. Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту.
Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта [5].
2.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Технология использования соревновательно-игрового метода
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении. Применение соревновательного метода на уроке физической культуры и во внеурочное время будет в значительной мере эффективным, нежели заниматься простой шагистикой и муштрой, который в своей совокупности многогранен, является проверенным средством двигательной деятельности за счет подключения эмоции учащихся.
Использование соревновательно-игрового метода не мешает выполнению программного материала. Его умелое и грамотное сочетание с программным материалом дает свои положительные результаты. При применении соревновательно-игрового метода дети полностью раскрепощаются, предаются игре. Урок становится разнообразным и интересным. Соревновательно-игровой метод в системе физического воспитания учащихся специальных коррекционных школ должен быть обязательным и главным элементом. Подобный метод обучения и воспитания будет наиболее целесообразной формой организации двигательной деятельности детей с ослабленным здоровьем.
Применение данного метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени. Занятия становятся более интересными, процесс физического развития раскрепощается. Учитель самостоятельно работает над поиском новых соревновательных упражнений или подвижных игр, а также способов их применения.
ВЫВОДЫ
Значимость развития ловкости объясняется четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитая ловкость являются необходимыми предпосылками для успешного физического развития. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированная ловкость – необходимое условие подготовки занимающихся. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Ловкость обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов, влияют на величину их использования, так как точное дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития ловкости – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия на занятиях физической культурой и спортом; обеспечить радость от участия в различной деятельности.
При должном уровне развития ловкости человек в любом возрасте может при желании овладеть новыми двигательными действиями, что не только разнообразит его жизнь, но и позволяет значительно расширить его физический и духовный мир.
1. Агаджанян, H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян. - М.: Физическая культура и спорт, 2014. – 402 с.
2. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 18– 26.
3. Беляева, Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. - Екатеринбург: УГЛИ, 2013. - 125 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2016. – 146 с.
5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии: Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288 с.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 c.
7. Больсевич, В.К. Физиологическая активность человека / В.К. Бальсевич. - М.: Владос, 2016. - 235 с.
8. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: учебное пособие / В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 2014. -74с.
9. Бюннинг, Э.О. Ритмы физиологических процессов / Э.О. Бюннинг. - М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
10. Войтешенко, И.Н. Физкультура в жизни человека / И.Н. Войтешенко. - М.: Новая литература, 2017. – 97 с.
11. Волков, И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры / И.П. Волков. - Минск: Тесей, 2011. - 168с.
12. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
13. Годлиник, О. Б. Основные вопросы и концепции педагогики: учеб. пособие / О. Б. Годлиник, Е. А. Соловьёва. - Санкт-Петербург: СГАСУ, 2011. - 84 с.
14. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физ. культуры. – 2010 г. - № 7. -С. 34-37.
15. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 220-221.
16. Григорьев, О.А. Для развития координационных способностей / О.А. Григорьев. Физическая культура в школе. – 2001. – № 6. – С. 46 – 48.
17. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2003. - 114 с.
18. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека: [с основами динамической и спортивной морфологии]: учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва: Спорт, 2016. - 624 с.
19. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин // Сборник научных трудов. – Спб., Питер, 2009. - С. 62-68.
20. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 68 с.
21. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.
22. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. -М.: ТВТ Дивизион, -2006. -290 с.
23. Лях, В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 28–30.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л.П. Матвеев - СПб.: Лань, 2017. - 160 с.
25. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст]: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М.: Академия, 2013. – 268 с.
26. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.
27. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - Москва: Мир, 2013. - 384 c.
28. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: Логос, 2014. – 189 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты