ГЛАВА 2 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в процессе формирования обществоведческих знаний у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.2 Конспекты уроков по учебному предмету «Человек и мир» для учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием мультимедийных презентаций
Конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир»
Выводы по главе 2
Список использованных источников
ГЛАВА 2 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в процессе формирования обществоведческих знаний у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
В учебной программе по предмету «Человек и мир» ведущим направлением является развитие личности учеников в школьном, семейном окружении, в малом и большом социуме. Содержание предмета составляют три образовательных компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество – человек» [8]. При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы. Ведущий образовательный компонент в данном предмете – «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания учащихся.
При изучении предмета «Человек и мир» учащимися с тяжелыми нарушениями речи особое внимание уделяется взаимодействию с людьми, анализу внешних условий, усвоению правильных представлений о предметном мире, который субъективно значим для человека. В ходе изучения данного раздела программы педагогическая помощь должна быть направлена на формирование и развитие умений и навыков, которые обеспечивают поддержку учащимся в их повседневной жизни, увеличение социальных взаимодействий, развитие коммуникативных навыков и возможностей. Школьники познают и изучают окружающий мир, знакомятся с многообразием не только предметов, наполняющих его, но и с разнообразием свойств, признаков изучаемых предметов. На основе действий с предметами дети овладевают приемами анализа, классификации, сопоставления, обобщения и т.д. Сформировавшиеся у детей понятия передаются в речи. Смена различных видов деятельности на уроках способствует развитию внимания и других психических процессов. В содержание раздела включает в себя изучение темы о родном крае, своей стране. Воспитание интереса к своей стране, чувства гражданственности, патриотизма, уважения к людям, их деятельности, культуре [4, с. 32].
В течение всего периода обучения учащиеся с тяжелыми нарушениями речи постоянно нуждаются в опоре на наглядно-практическую деятельность, чувственный опыт, в помощи по переносу знаний в жизненные ситуации.
2.2 Конспекты уроков по учебному предмету «Человек и мир» для учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием мультимедийных презентаций
Конспект урока в 3 классе на тему «Минск - столица Беларуси».
Цель: развивать познавательный интерес к своей Родине. Расширение кругозора, наблюдательности.
Задачи:
1. Образовательная: формировать представления о стране, в которой живут учащиеся. Уточнять и обогащать словарь по теме.
2. Развивающая: развивать любознательность, эрудицию ребенка, культуру общения, речь, мышление;
3. Воспитательная: воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Инструкция к презентации:
Нажимаем «Начать показ слайдов». Переход к следующем слайду через пробел. Доходим до слайда с интерактивным заданием. Ребенку нужно поставить курсор на соответствующую цифру с вариантом и кнопкой мыши нажать на выбранный им вариант. Если ответ правильный, то происходит переход к следующему слайду. Если отчет неверный, то чтобы вернуться опять к заданию, нужно нажать в левой части экрана на стрелку и вернуться на нужный слайд.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, к нам пришли гости поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь друг другу, присаживайтесь. Покажите мне настроение в начале урока.
Еще к нам в гости забежал Незнайка сегодня , мы отправимся с вами в интересное путешествие с ним. А в какое, поймете, когда отгадаете загадку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к восприятию материала.
Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это?
( Карта)
А как вы думаете ребята, для чего нужна карта нам? Карта нужна для того, что бы узнать, где находится тот или иной город либо деревня, океан, море, река, озеро. Это карта Республика Беларусь.
4. Формирование новых знаний.
- В какой стране мы живем?
- Назовите мне, пожалуйста, государственные символы Республики Беларусь? (Герб, гимн, флаг).
- В каком городе мы живем? (Минск) Покажите на карте, а то Незнайка этого не знает.
Беларусь находится на востоке Европы. Граничит с Украиной, Польшей, Россией, Литвой и Латвией
А знаете ли вы, что в Беларуси два государственных языка, русский и белорусский?
В Беларуси находится национальный парк Беловежская пуща, самый большой и старый лес в Европе, где живет самое большое животное Европы, зубр.
Выводы по главе 2
Применение обучающих мультимедийных презентаций способствует открытию новых возможностей образования, повышению эффективность процесса обучения и развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Применение мультимедийных презентаций является современным техническим средством, при помощи которого работа по воспитанию, обучению и всестороннему развитию личности учащегося с ТНР становится более разнообразной и эффективной.
Стоит отметить, что благодаря внедрению мультимедийных средств становится возможным изучение многих методов обучения, что позволяет заменять такие традиционные формы, как рассказ, методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.
Педагогические возможности мультимедийных средств стоит определить как увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводят к переходу количества этих возможностей в качества.
Подводя итог, следует отметить, что являясь дополнительным источником информации, не должна происходить замена традиционного урока мультимедийной презентацией, возможно только его дополнение.
1. Баль, Н.Н. Современные подходы к определению содержания и методики коррекционных занятий с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – №3. – С.43-47.
2. Грищенкова, О.В. Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми с ТНР / О.В. Грищенкова // Современные подходы к подготовке учителя в высшей школе: Материалы Междунар. начно-практич. конференции; 6 – 7 апреля 2006 г., г. Мозырь. – Мозырь: УОМГПУ, 2006. – С. 129 – 132.
3. Дудко, Я.О. Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи / Я. О. Дудко, Е. А. Осетинская // Специальное образование. – 2016. – №1. – С. 50-51.
4. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2010. – 52 с.
5. Заинчковская, О. Е. Применение мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда как средства речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Заинчковская // Непрерывное образование как условие устойчивого развития личности и общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 4 окт. 2017 г. / Иркут. гос. ун-т, Пед. ин-т ; редкол. О. А. Лапина [и др.]. – Иркутск, 2017. – с. 262–265.
6. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуенок. – 2-е изд., испр. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2010. – 101 с.
7. Серединская, О. Х. Ч.1 : Человек и мир : 3 класс / О. Х. Серединская . – 2-е изд., перераб . – Мінск : Нар. асвета, 2011 . – 111 с.Чеботаренко, М. В. Комплексное использование информационных технологий при изучении учебного предмета "Человек и мир" / М. В. Чеботаренко, А. А. Сергиеня, И. М. Викторова // Пачатк. шк. – 2010. – № 12. – с. 36-38.
8. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/10/up-chelovek-i-mir-1-4kl-spec-shk-rus.pdf.