Принцип оздоровительной направленности в физической культуре
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Принцип оздоровительной направленности в физической культуре»
по дисциплине: «ТМФВ (Теория и методика физического воспитания)»
2021
45.00 BYN
Принцип оздоровительной направленности в физической культуре
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: ТМФВ (Теория и методика физического воспитания)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой
1.2 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1 Классификация здоровьесберегающих технологий
2.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
ГЛАВА 3. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 Проблемные вопросы теории и практики физического воспитания дошкольников
3.2 Содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека является социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о благополучии общества. Чем выше уровень культуры здоровья всего общества, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого человека.
Сегодня все очевиднее прослеживается тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, студенческой молодежи, взрослого населения. Около 90 % детей дошкольного и школьного возраста имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья. Более 70 % процентов студентов нуждаются в стационарном лечении, 85 % учителей имеют хронические заболевания.
Ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности, гиподинамия среди детского и взрослого населения России достигла 80 %. Увеличение распространения среди молодежи курения, употребления алкоголя и наркотиков, увлечение компьютерными играми, недостаточная двигательная активность свидетельствуют о низком уровне культуры здоровья, а также о неэффективности существующих форм физического воспитания как в организованных коллективах, так и в семье.
Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья человека является систематическая двигательная активность на протяжении всей жизни человека. Именно физическое воспитание, предмет «Физическая культура» в образовательных учреждениях призваны формировать у человека потребность в укреплении здоровья, систематических занятиях физической культурой и спортом.
Однако современная система физического воспитания в процессе своего развития и совершенствования обнаруживает ряд противоречий. Главными из них являются:
• противоречие между ведущими ценностями здорового образа жизни и отсутствием мотивированной потребности большинства населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
• несоответствие провозглашаемых целей физического воспитания и реальных возможностей их осуществления для каждого отдельного человека;
• наличие в государственном образовательном стандарте по физической культуре содержательной линии «Оздоровительные системы физических упражнений» и недостаток научно обоснованных рекомендаций по содержанию и методике обучения навыкам оздоровительной деятельности;
• необходимость комплексного формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и неразработанность методологии обучения основам ЗОЖ.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.
Здоровье – комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальнобиологических функций.
Таким образом, здоровый образ жизни – поведение индивида, при котором он не позволяет себе ничего такого, что могло бы нанести вред его здоровью, и старается сделать все для повышения своего физического и психического здоровья.
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности.
Культура здоровья – это часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у детей и реализовать
при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья
и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей.
2.1 Классификация здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного процесса – детей и педагогов.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы к охране здоровья, а соответственно и разные методы и формы работы. Первая группа – оздоровительные технологии по направленности деятельности.
1. Медико-гигиенические технологии. Предусматривают контроль и обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов; вакцинацию детей; мониторинг здоровья детей; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемии ОРВИ и гриппа; проведение занятий лечебной физической культурой с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, и т. д.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Предусматривают использование физических упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья, развития двигательных качеств, повышения функциональных возможностей организма, укрепления иммунитета и т. д. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, на самостоятельных занятиях.
ГЛАВА 3. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 Проблемные вопросы теории и практики физического воспитания дошкольников
Дошкольное детство – самое важное время, когда закладывается основа здорового образа жизни, происходит становление личности. Именно в этом возрасте формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки, обогащается моторный опыт, развиваются функциональные системы организма и физические качества, укрепляется иммунитет. Отличительной чертой физического воспитания дошкольников является его тесная связь с психическим, личностным, интеллектуальным, эстетическим, нравственным развитием ребенка.
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании является одной из главных целей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и физкультурных организаций.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие успешному физическому воспитанию дошкольников:
• неполный охват детей в возрасте от 2 до 7 лет системой дошкольного физкультурного образования из-за дефицита мест в детских садах;
• низкий уровень культуры здоровья родителей, предпочитающих интеллектуальное развитие ребенка в ущерб его физическому развитию;
• не в полной мере удовлетворяется потребность дошкольников в двигательной деятельности. Дети должны двигаться не менее 50–60 % всего периода бодрствования;
• многими заинтересованными организациями и учреждениями образования, здравоохранения и физической культуры не формируется общественное мнение в области физического воспитания 34 и здоровья дошкольников, содержанием которого должна быть тревога за судьбу подрастающего поколения;
• слабая материально-техническая база для организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и в семье;
• использование программ и технологий по физическому воспитанию, не имеющих научного обоснования их применения;
• недостаточный профессиональный уровень воспитателей и инструкторов по физической культуре, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную деятельность в учреждениях дошкольного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, краеугольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.
При всем своеобразии подходов, возможных в различных случаях воспитательной практики, они лишь тогда приводят к действительно ценным результатам, когда согласуются (а не вступают в противоречие) с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов, формулируемых на основе познания данных закономерностей, в том и состоит, что они позволяют не блуждать на пути к цели, преследуемой в воспитании, раскрывают логику решения детализирующих ее задач, очерчивают главные правила их реализации. В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы системы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.
Таковыми в условиях социалистического общества являются принципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительства.
В сфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовку подрастающего и взрослого поколений к трудовой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействовать развитию жизненных сил и способностей человека как высшей ценности общества.
1. Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи : учеб.-метод. поcобие / М. М. Бака. – М. : Сов. спорт, 2004. – 280 с.
2. Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры . – 2003. – № 5 . – С. 19–22.
3. Бишаева А. А. Физическая культура : учеб. / А. А. Бишаева, В. В. Малков. – М. : КНОРУС, 2016. – 312 с. Бычкова Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Т. И.
4. Бычкова ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – 18 с.
5. Вавилов Ю. Н. О проекте всемирного спортивно-оздоровительного движения / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов, А. Ю. Силина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 4. – С. 58–61.
6. Вайнер Э. Н. Валеология : учеб. для вузов / Э. Н. Вайнер. – М. : Изд-во «Флинта» : Наука, 2001. – 416 с.
7. Вилькин Я. Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту : учеб. пособие / Я. Р. Вилькин, Т. М. Каневец. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 225 с.
8. Выдрин В. М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1989. – С. 2–3.
9. Григорьев В. И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 / В. И. Григорьев ; С.-Петербург. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2002. – 59 с.
10. Григорьев В. И. Физическое воспитание студентов / В. И. Григорьев // Теория и методика физической культуры : учеб. / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М. : Сов. спорт, 2003. – 464 с.
11. Демчук К. Б. Организация и проведение спортивных мероприятий / К. Б. Демчук, О. Н. Костюкова, Т. М. Болгарчук, В. В. Игнатенков // Организация и проведение спортивных мероприятий : метод. пособие. – Краснодар, 2010. – 52 с. 115.
12. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М. : Сов. спорт, 2000. – 240 с.
13. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Н. Н. Ефименко. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256 с.
14. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
15. Квашнина Е. В. Физическое воспитание девушек школьного возраста: состояние, проблемы, пути повышения эффективности : учеб. пособие / Е. В. Квашнина ; под ред. С. Б. Шармановой. – Челябинск : УралГАФК : ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 114 с.
16. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова ; под ред. С. А. Козлова. – М. : Издат. центр «Академия», 2002. – 320 с.
17. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Сов. спорт, 2010. – 464 с. Лубышева Л. И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – С. 63–65.
18. Мельник А. Р. Воспитание здорового образа жизни военнослужащих воинской части : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Р. Мельник. – М., 2013. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика : учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 432 с.
19. Рапопорт Л. А. Студенческий спорт: реальность и тенденции развития / Л. А. Рапопорт. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2001. – 211 с.
20. Рыжкин Ю. Е. К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» / Ю. Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры, 2001. – № 4. – С. 55-57.
21. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2003. – 272 с.
22. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / авт.-сост. С. С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2002. – 56 с.
23. Справочник работника физической культуры и спорта: норматив., правовые и программно-метод. док., практ. опыт, рекомендации / авт.-сост. А. В. Царик. – Изд. 3-е, доп. и испр. – М. : Сов. спорт, 2005. – 872 с. 116.
24. Столяров В. И. Концепция спартианского движения / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 1. – С. 4–10.
25. Трещова О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания : автореф. ... докт. пед. наук / О. Л. Трещова. – Омск : СибГУФК, 2003 . – 51 с.
26. Чернецкий Ю. М. Концептуальные основы олимпийского образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ю. М. Чернецкий. – Челябинск, 2001. – 80 с.
27. Шарманова С. Б. Методические особенности использования общеразивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / С. Б. Шарманова. – Челябинск : УралГАФК, 2001. – 116 с.
28. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно-ориентированного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук / В. С. Якимович. – М., 2002 . – 51 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты