2. Эмпирическое исследование социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в условиях средней школы.
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по оптимизации социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в условиях средней школы
Заключение
Список использованных источников
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Цель исследования: изучить опыт социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в условиях средней школы и выявить показатели адаптированности учащихся.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 50 учащихся в возрасте 12-15 лет (25 мальчиков и 25 девочек).
Методы исследования:
- анализ и обобщение педагогического опыта;
- тестирование;
- методы количественной обработки данных;
- статистические методы обработки (описательная статистика, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда.
2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И.) (адаптированный вариант Т.А.Крюковой).
3. Тест на определение самооценки психологической адаптивности.
Выбор именно этих психодиагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки уровня социально-психологической адаптации. Методики обладают валидностью, а также надёжностью отражения изучаемых признаков.
Исследование проходило в несколько этапов:
1) изучение опыта социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми подросткового возраста в условиях средней школы;
2) проведение диагностики и выявление показателей социально-психологической адаптированности учащихся;
3) разработка рекомендаций по оптимизации социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в условиях средней школы.
2.2 Анализ полученных результатов
Изучение опыта социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми подросткового возраста в условиях средней школы на примере ГУО «Средняя школа №4 г.Пинска» позволила установить, что работа в данном направлении представляет одно из звеньев единой системы социально-педагогической помощи семье и детям. Проводится как специалистами СППС учреждения образования, а также классными руководителями и педагогами. Курируется администрацией учреждения. Содержание работы специалистов службы СППС включает в себя оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи дезадаптированным учащимся, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Работа с дезадаптированными учащимися включает в себя следующие этапы:
1 Диагностический (начальный). Цель: выявление дезадаптированных учащихся, выяснение причины нарушения адаптации. Психолого-педагогическое диагностирование. В качестве диагностических показателей дезадаптации выступают: стойкая низкая успеваемость, нарушения поведения (агрессивные действия, самоповреждающие действия, рискованное поведение, прогулы школы, бродяжничество, различные формы девиантного поведения), стойкие эмоциональные нарушения (повышенная тревожность, страхи, депрессия).
2 Коррекционный. Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности, повышение адаптационного потенциала личности учащегося.
3 Анализ и контроль. Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений.
Система социально-педагогической работы с дезадаптированными учащимися в ГУО «Средняя школа №4 г.Пинска» включает в себя следующие направления деятельности: включение данной категории учащихся в социально-значимую деятельность; изменение положения школьников с низкой адаптацией в ближайшем социальном окружении, внедрение технологии позитивного восприятия данных лиц; помощь в формировании конкретных жизненных планов; стимулирование самообразования; воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства; нормализация межличностных отношений в учебном коллективе.
2.3 Рекомендации по оптимизации социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в условиях средней школы
Социально-педагогическую работу с дезадаптированными детьми в условиях средней школы рекомендуется выстраивать на основе поддержки несовершеннолетнего и взаимодействии с его семьей, а также на индивидуальном подходе к воспитанию.
Основные усилия работы с дезадаптированными учащимися рекомендуется направлять на коренное преобразование социальной ситуации, в которой оказался учащийся. Оно должно быть направлено на устранение негативных воздействий и создание благоприятных условий для адаптации.
Важное место следует отвести планированию работы с дезадаптированными учащимися. Содержательная часть планирования должна наполняться с учетом полномочий, прописанных органам, учреждениям и иным организациям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках Главы 2 Закона РБ от 31.05.2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
При разработке планирования в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Исходя из поставленной цели, определяется круг основных задач:
– развитие позитивных интересов несовершеннолетнего;
– формирование навыков общения, значимых для успешной социализации несовершеннолетнего в обществе;
– воспитание чувства социальной ответственности и дисциплины.
Основные рекомендуемые виды деятельности с дезадаптированными детьми в условиях средней школы:
– пропаганда ЗОЖ с использованием интерактивных методов воспитания;
– проведение тематических классных часов различной направленности;
– организация школьных праздников;
– взаимодействие с центрами внешкольного воспитания;
– вовлечение/занятость в спортивных секциях;
– вовлечение/занятость в клубах по интересам, кружках;
– организация содержательного досуга (экскурсии, посещение театров, музеев, выставок и т.д.), интересного для несовершеннолетнего;
– правовой всеобуч (участие в недели правовых знаний, работа волонтерского отряда, правовые олимпиады и т.д.);
– привлечение к производительному труду в каникулярное время (трудовой десант по ремонту школьной мебели);
– организация занятий по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов, по снятию агрессивности, по снижению уровня тревожности и т.д.;
– массовые спортивные мероприятия и т.д.;
– вовлечение родителей в деятельность по оказанию помощи несовершеннолетнему (повышение психолого-педагогической грамотности родителей, участие в организационно-массовых досуговых мероприятиях и т.д.)