Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы»
по дисциплине: «Экономическая теория»
2021
45.00 BYN
Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая теория
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
1 Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях
2 Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт
3 Правовые основы, состояние и основные проблемы сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Введение
В переходной экономике усиливается роль бюджета в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится все более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов проведения государственной финансовой политики, и методы бюджетного регулирования становятся наиболее эффективными. Бюджетное перераспределение валового внутреннего продукта формирует структуру общественного производства и национальные экономические пропорции, адекватные рыночной экономической системе. Управляя бюджетным процессом, государство строит бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Центральным индикатором государственного бюджета является сумма его дохода. Размер государственного бюджета, состав и соотношение его доходов и расходов зависят от реализации программ экономического и социального развития, стабильности социального положения страны. Это может влиять на экономическую деятельность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, развитие приоритетных секторов и социальной сферы.
Таким образом, государственный бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Это сочетание финансовых оценок всех департаментов, государственных служб, государственных программ и т. д. Оно определяет потребности, которые должны удовлетворяться за счет государственной казны, а также указывая источники и суммы ожидаемых поступлений в государственную казну.
Правильное составление государственного бюджета, определение главных статей доходов и расходов, балансирование бюджета играют очень важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
1 Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
1. По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.
3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями экономики, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования.
По экономической сущности государственный бюджет ‒ это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. С его помощью государство мобилизует денежные ресурсы для планомерной организации процесса воспроизводства, безвозмездно изымает часть средств субъектов хозяйствования и населения и образует общегосударственный фонд финансовых ресурсов, который направляется на финансирование экономического развития страны, повышение материального и культурного уровня трудящихся, укрепление обороноспособности государства, управление, просвещение, здравоохранение, развитие науки и другие цели [18, с. 51].
2 Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт
Дефицит бюджета в промышленно развитых странах в целом неуклонно рос во второй половине XX века с начала 1960-х годов, ненадолго стабилизировался в конце 1980-х годов, а затем продолжил расти снова.
В целом финансовая дисциплина в развивающихся странах значительно улучшилась, хотя и в разной степени. В начале 1980-х годов дефицит бюджета начал быстро сокращаться, в основном из-за глубоких бюджетных сокращений. Однако этот сводный показатель в основном отражает прогресс, достигнутый в азиатских и латиноамериканских странах, которые неуклонно и резко сокращают дефицит. Напротив, ни африканские, ни ближневосточные страны не смогли продолжать сокращать свои дефициты во второй половине 1980-х годов в течение первой половины 1990-х годов. Обзор опыта мировых бюджетных дефицитов показывает, что многие страны, которые в настоящее время процветают, в прошлом имели большие национальные бюджетные дефициты. Так, в США в сложный период 1943-1945 годов дефицит государственного бюджета составлял 105-230% от уровня доходов, или 50-70% расходов, или 22-31% ВВП. В Соединенных Штатах, Германии, Соединенном Королевстве и Франции не было национального бюджета без дефицита с 1974 года.
Конкретные причины возникновения и быстрого роста дефицита, особенно после 1960-х годов, часто объясняются целым рядом факторов. Из них чаще всего упоминаются два: военные расходы США, которые увеличились в результате интенсивности холодной войны, и самый быстрый рост расходов на социальные программы в 1970-х годах.
К началу 90-х годов ХХ века бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял – 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии – 15,6%, Италии – 25,2%.
Для того чтобы определить влияние дефицита бюджета на экономическое положение страны в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть самым разным.
3 Правовые основы, состояние и основные проблемы сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь
Имеется ряд концепций по бюджетной политике государства, которая направлена на сбалансированность бюджета.
Первая концепция основана на том, что бюджет следует ежегодно балансировать. До «Великой депрессии» 1930-х годов ежегодно сбалансировать бюджет общепризнано считалось основной целью государственных финансов и собственно фискальной политики. Тем не менее, при более тщательном анализе данной проблемы стало очевидно, что ежегодно сбалансированный бюджет в целом исключает или в значительной мере снижает эффективность бюджетно-налоговой политики государства, которая имеет антициклическую, стабилизационную направленности. Еще хуже то, что ежегодно сбалансированный бюджет в реальности углубляет колебания экономических циклов. [12, c.130].
Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансированным именно в течение экономического цикла, а не за каждый отдельно взятый год. Эта концепция считает, что государство должно проводить эффективную антициклическую политику и одновременно стремиться к сбалансированию бюджета. Логическое объяснение данной концепции фискальной политики достаточно просто, резонно и привлекательно.
В течение следующего за этим инфляционного роста государство повышает налоги и государственные расходы. На данной основе возникает положительное сальдо бюджета (профицит бюджета), которое может быть использовано в т.ч. и на покрытие государственного долга, который возник во время спада. Таким образом, правительство проводит эффективную антициклическую политику и параллельно с ней балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет (в течение цикла). Тем не менее, в данной бюджетной концепции имеется ключевая проблема, состоящая в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть различными как по глубине, так и по продолжительности. Например, длительные и глубокие спады могут сменяться короткими периодами подъемов [12, c.135].
Заключение
Государственный бюджет − основной финансовый план страны. Республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуют на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.
Величина бюджетов первичного и базового уровня зависит от обеспечения бюджетными средствами одного жителя территориальной единицы. Размер такого обеспечения диктуют общереспубликанские нормативы.
Из этого следует, что размер районного бюджета зависит не от наличия или отсутствия на его территории крупного налогоплательщика, вроде химического комбината, а от числа получателей бюджетных средств. Сюда войдут и расходы на содержание военкоматов, и помощь многодетным семьям, и поддержка сельского хозяйства. Из такого условия следует, что разные территориальные единицы имеют разную степень покрытия расходов из собственных средств.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария.
Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. В настоящее время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.
1 Авдеева, Т. М. О целях бюджетной политики / Т. А. Авдеева, М. Г. Сенникова // Финансы. – 2016. – № 9. – С. 76 – 79.
2 Амарин, В. В. Приоритет — бюджетная сбалансированность / В. Амарин // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 3. – С. 6-14.
3 Андрюшин, С. А. О некоторых вопросах современной денежно–кредитной политики / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // Бизнес и банки. – 2015. – №6. – С. 1–7.
4 Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. − М.: Юрайт, 2014. − 521 c.
5 Астрейко, Т. Подобрать свой ключ к бюджету / Т. Астрейко // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 11. – С. 19-22.
6 Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
7 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
8 Бюджетный баланс / Главное государственное казначейство Минфина // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 8. – С. 7-8.
9 Гайзатуллин, Р. Р. Требуется кропотливая работа по наращиванию доходной части бюджета и экономному расходованию бюджетных средств / Р. Р. Гайзатуллин // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 3-6.
10 Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 719 с.
11 Заико, Л.Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? / Л.Ф. Заико // Дело. – 2015. – № 1. – С.7-8.
12 Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2012. – 576 с.
13 Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
14 Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
15 Мельникова, Н.А. Снова в плюсе. Социальная направленность бюджетных расходов сохранится / Н.А. Мельникова // Народная газета. – 2015. – № 42. – 23 октября. – С. 7.
16 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
17 Родионова, В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты / В. М. Радионова // Финансы. – 2012. – № 4. – С. 54-60.
18 Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 283 c.
19 Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. – М.: КноРус, 2013. – 384 c.
20 Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации / С.П.Солянникова // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – №5. – С.45-52.
21 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – 4-е изд., перераб. – Минск: БГЭУ, 2012. – 289 с.
22 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c.
23 Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства/ Коваленко, А.С. // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С.48-51.
24 Френкель, С. Дополнительный источник пополнения бюджета / С. Френкель // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 3. – С. 19-20.
25 Ярошевич, Д. Внедрение в Республике Беларусь бюджетирования, ориентированного на результат: разработка методологии подготовки и реализации пилотного проекта / Д. Ярошевич, Д И. Рукомичева, О. Иванова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/policy_paper_bipart_budgeting.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты