Мотивация агрессивного поведения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивация агрессивного поведения»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Мотивация агрессивного поведения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1 Агрессивное поведение
1.1 Понятие агрессивного поведения и его характеристика
1.2 Теоретические подходы, объясняющие природу агрессивного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
Глава 2 Мотивация агрессивного поведения
2.1 Ситуационные факторы агрессивного поведения
2.2 Мотивационные тенденции агрессивного поведения
2.3 Обзор современных теоретических и практических исследований проблемы мотивации агрессивного поведения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности в современном обществе, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день. И двадцатый, и начало двадцать первого века были отмечены большим количеством преступлений человека против человека. Кроме того, сложившаяся сегодня в нашем обществе сложная социально-экономическая ситуация приводит к росту различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Однако следует отметить, что агрессивные тенденции могут наблюдаться в различных проявлениях и у разных возрастных групп людей, будь то дети, подростки, взрослые или люди пенсионного возраста.
Все большее внедрение информационных технологий, ускорение темпа и изменение качества жизни в той или иной степени способствует формированию агрессивной ориентации личности. В первую очередь данному процессу подвержены дети и подростки , поскольку именно в это время формируется мировоззрение, ценностные ориентации. и морально-нравственные основы личности. Проблема агрессивности - одна из самых острых психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, как сферу проявления агрессивного поведения. При изучении проблемы феномена агрессивности одним из важных вопросов является изучение различных факторов, указывающих на особенности усвоения и усвоения форм агрессивного поведения.
Актуальность исследования мотивации агрессивного поведения заключается в усилении агрессивных тенденций и их проявлений в современном мире. Вместе с развитием общества и технологий, изменениями в характере труда и образования, а также с появлением и развитием новых информационных технологий агрессивность человека стала носить иной характер, чем несколько десятилетий назад. Изучение мотивации агрессивного поведения позволит выявить причины и факторы, способствующие формированию агрессивности у населения в настоящее время.
Актуальность изучения феномена агрессивности определяется и тем, что, помимо количественного увеличения агрессивных и насильственных действий, происходит углубление агрессии в сторону увеличения жестокости, цинизма, увеличения количества преступлений, совершаемых под влияние ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся нерациональными решениями и степенью ущерба, нанесенного потерпевшему. А также увеличение количества агрессивных и насильственных действий, направленных на себя (аутоагрессия).
Отечественные авторы под агрессивностью понимают: комплексное свойство системы личности, устойчивая особенность и относительно постоянная системная характеристика, обуславливающая последовательность и постоянство определенных моделей поведения (Т. Б. Дмитриева, В. В. Знаков, Е. П. Ильин, Т. Н. Курбатова, А. А. Реан, А. Р. Ратинов, Ф. С. Сироткин, С. Л. Соловьева); агрессивность - основная характерологическая, типологическая особенность, черта, обобщенная характеристика поведения личности (Л. М. Балабанова, И. Б. Бойко, С. Колосова, В. Д. Менделевич, А. Налчаджян, Е. О. Смирнова, Л. Н. Собчик, Э. Фромм, Г. Р. Хузеева); агрессивное поведение – это склонность, избирательная направленность личности на определенный вид деятельности (Р. Бэрон, М. Е. Еникеев, Е. В. Змановская, О. Л. Кочеткова, Н. М. Платонова, Д. Ричардсон); агрессивность – это характеристика личностных состояний, которые отражают все своеобразие протекания психических процессов в тесной связи с особенностями личности (А. Басс, И. Б. Бойко, Д. Н. Левитов).
ГЛАВА 1 АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие агрессивного поведения и его характеристика
Проблема агрессии и агрессивности - одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Важнейшие события в истории человечества - войны - массовые убийства людей. В настоящее время мировое сообщество обеспокоено нарастанием конфронтации между мусульманским Востоком и католическим Западом, ростом военных бюджетов многих стран, распространением ядерного оружия, активизацией международных террористических организаций и т.д. сделать вывод, что агрессия в различных ее проявлениях является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. во все периоды общественного развития.
Ответ на вопрос "почему это так?" невозможно найти без всестороннего анализа ключевых понятий «агрессия», «агрессивность», что и является нашей задачей. Существующие сегодня теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Некоторые из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями, в других агрессивное поведение интерпретируется как реакция на фрустрацию, в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального обучения.
Агрессия - это открытое или скрытое, часто вредное социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другой вред другому человеку. Это может произойти как реактивно, так и без провокации. У людей агрессия может быть вызвана различными триггерами, от разочарования из-за заблокированных целей до чувства неуважения [12, с. 16].
Человеческую агрессию можно разделить на прямую и косвенную; в то время как первое характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение кому-либо вреда, второе характеризуется поведением, направленным на нанесение вреда социальным отношениям человека или группы.
В определениях, обычно используемых в социальных и поведенческих науках, агрессия - это действие или ответ индивида, которые доставляют что-то неприятное другому человеку. Некоторые определения включают, что человек должен иметь намерение причинить вред другому человеку.
С междисциплинарной точки зрения агрессия рассматривается как «совокупность механизмов, сформированных в ходе эволюции для того, чтобы отстаивать себя, родственников или друзей против других, чтобы получить или защитить ресурсы (основные причины) с помощью вредных разрушительных средств. Эти механизмы часто мотивируются эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев, чувство стресса, доминирования или удовольствия (непосредственные причины). Иногда агрессивное поведение служит снятием стресса или субъективным чувством власти. Хищное или защитное поведение между представителями разных видов нельзя рассматривать как агрессию в одном и том же смысле.
ГЛАВА 2 МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Ситуационные факторы агрессивного поведения
Поведение, по мнению большинства социальных психологов, является совместной функцией человека и его окружения. То есть поведение индивида в обществе определяется влиянием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и задатками, которые он проявляет в этой ситуации.
Большинство современных теорий показали, что агрессивное поведение определяется внешними факторами, связанными с ситуацией или средой, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характеристики и тенденции конкретного агрессора. Многие исследователи утверждают, что люди на самом деле вряд ли склонны вести себя, думать или чувствовать одинаково независимо от времени или различных ситуаций, и утверждают, что человеческие реакции в значительной степени определяются текущими ситуациями и явно меняются в ответ на изменение во внешних условиях.
Внешние детерминанты агрессии - это те особенности окружающей среды или ситуации, которые увеличивают вероятность агрессии. Многие из этих детерминант тесно связаны с состоянием физической среды. Например, высокая температура воздуха увеличивает вероятность агрессии или, наоборот, бегства от жизни.
Другие факторы окружающей среды также могут играть роль во внешних детерминантах агрессии. Так, например, шум, усиливая возбуждение, способствует повышению агрессии. Некоторые (правда, пока довольно скудные) данные свидетельствуют о том, что скученность (скученность) также может спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции также усиливаются, когда в воздухе содержатся некоторые загрязнители (например, сигаретный дым, неприятные запахи) [19].
Роль ситуационных факторов в создании провокации или неприятных ощущений, которые, в свою очередь, влияют на агрессию, влияя на внутреннее состояние человека, была достоверно показана в различных исследованиях, в частности, это были исследования касающихся высоких температур, физической боли и конкуренции, межличностных оскорблений и социального неприятия.
Намерение.
Когда человек видит, что другой собирается атаковать или помешать ему, решающим фактором является, прежде всего, то, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные ему планы. Чтобы начать агрессию, часто достаточно просто знать, что другой имеет враждебные намерения, даже если субъект еще не подвергся нападению. При этом, если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев вообще не возникает и ответная агрессия отсутствует.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление или не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.
Человеческую агрессию можно разделить на прямую и косвенную; в то время как первое характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение кому-либо вреда, второе характеризуется поведением, направленным на нанесение вреда социальным отношениям человека или группы.
С междисциплинарной точки зрения агрессия рассматривается как «совокупность механизмов, сформированных в ходе эволюции для того, чтобы отстаивать себя, родственников или друзей против других, чтобы получить или защитить ресурсы (основные причины) с помощью разрушительных средств. Эти механизмы часто мотивируются эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев, чувство стресса, доминирования или удовольствия (непосредственные причины). Иногда агрессивное поведение служит снятием стресса или субъективным чувством власти. Хищное или защитное поведение между представителями разных видов нельзя рассматривать как агрессию в одном и том же смысле.
В теории, объясняющей природу агрессивного поведения, существует несколько концепций. Все они отражают взгляды и экспериментальный опыт конкретных исследователей и психологических школ.
Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. При этом следует отметить, что до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. В различных теориях агрессия представляется не только фактором разрушения, она выполняет еще и адаптивную функцию.
Социально-психологические причины опосредуют мотивацию агрессивного поведения у осужденных амбивалентностью социальных стимулов и психических потребностей, общим всплеском негативных эмоций и сужением уровня сознания.
Развитие и проявление мотивов агрессивного поведения осужденных предопределено актуализацией доминирующих потребностей личности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, обусловленные совокупностью внешних и внутренних условий, вызывают активность субъекта и определяют ее направленность.
1 Бабаев, Т.М. Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов / Т.М. Бабаев // Акмеология. – 2016. - №8. – С. 219-231
2 Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 512 с.
3 Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: Полит. экнцикл. (РОССПЭН), 2014. – 493 с.
4 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
5 Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
6 Кетова, Н.А., Никулин, Е.А., Ильин, М.Ю. Особенности агрессивного поведения обучающейся молодежи / Н.А. Кетова, Е.А. Никулин, М.Ю. Ильин // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. - №5. – С. 54-59.
7 Лисенков, Д.Н. Многогранность мотивации / Д.Н. Лисенков // Инновации. – 2007. – №9. – С. 178-189.
8 Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.
9 Михайлова, О.Ю. Психологические механизмы криминальной агрессии. Дисс. докт. псих. наук. Ростов-н/Д., 2001. – 197 с.
10 Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. - №. 1. – С. 21-28.
11 Петренко, Р.А. Биологические и социокультурные факторы агрессии / Р.А. Петренко. - Новочеркасск: Оникс. - 2008. - 91 c.
12 Петренко, Р.А. Многоаспектность понятий «Агрессия» и «Агрессивность» / Р.А. Петренко // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - №4. – С. 15-19.
13 Распономарева, О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. - М., 2001. – 273 c.
14 Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М., 2008. – 479 с.
15 Суворова, О.В., Никулина, Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Суворова, Л.А. Никулина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2(51). – С. 313-319.
16 Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1990. – 329 c.
17 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1994. – 672 с.
18 Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии / И.А.Фурманов.–Мн.: БГУ, 2001.– 91с
19 Хекхаузен, Х. Агрессия / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1 - 405 с.
20 Шипова, Л. В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации /Л.В. Шипова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - №1. – С. 84-94.
21 Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений : курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 501 с.13.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты