Факторы академической миграции
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Факторы академической миграции»
по дисциплине: «Экономическая социология»
2021
45.00 BYN
Факторы академической миграции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономическая социология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты изучения проблемы академической миграции
1.1 Понятие академической миграции
1.2 Современные тенденции и последствия академической миграции
1.3 Миграционная политика Республики Беларусь в сфере академической миграции
2. Факторы академической миграции
2.1 Анализ ведущих факторов академической миграции
2.2 Основные направления регулирования академической миграции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы академической миграции и ее факторов обусловлена тем, что данный феномен имеет прямое отношение к человеческому капиталу страны. Под человеческим капиталом понимается совокупность накопленных знаний, умений и мастерства, которые приобретаются работником благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Интеллектуальная миграция приводит к перераспределению человеческого капитала между странами мира. Массовая миграция наиболее образованных и перспективных кадров приводит к истощению человеческого капитала в стране, что значительно сказывается на возможностях ее экономического роста. Большинство из тех, кто уезжает учиться, рассчитывают, что образование, полученное за рубежом, поможет им адаптироваться, найти работу и осесть там. Россия пока остается лидером среди стран, куда молодежь Республики Беларусь уезжает на учебу, но все больше молодых людей из Беларуси принимают решение учиться в Польше. Несмотря на то, что за 10 лет число молодых людей в возрасте 15 -19 лет в Беларуси снизилось с 68 до 45 тысяч, количество первокурсников-белорусов в польских вузах увеличилось с 700 до 2300 человек. На «студенческую» миграцию эксперт BEROC предлагает властям посмотреть особенно пристально. Образовательная миграция и миграция высококвалифицированных специалистов может стать угрозой для человеческого капитала. Среди людей, которые уезжают, стоит проводить соцопросы о причинах их отъезда. Условно, если будут называть плохое здравоохранение, тогда это то, чем государство должно заниматься. По оценке экспертов, главная причина для эмиграции в Беларуси сейчас – разница в доходах. Однако молодежь, получившая качественное образование за рубежом – это еще и потенциальный ресурс для государства, если найти, как побудить ее вернуться.
Большинство исследований, опубликованных в России и в Республике Беларусь по данной тематике, фокусируются на интеллектуальной миграции ученых и исследователей (т.е. лишь тех, кто обладает научными степенями). Новизна данного исследования состоит в том, что оно рассматривает молодежную и студенческую миграции. Данный тип интеллектуальной миграции практически не изучен, отчасти потому, что получил широкое распространение в нашей стране сравнительно недавно.
В данной работе будут изучены социальные и экономические аспекты интеллектуальной миграции из России на примере молодежи. Академическая миграция – это особый вид миграционных процессов, подразумевающий отъезд за рубеж более чем на год образованных и квалифицированных специалистов, ученых, представителей творческой интеллигенции, а также студентов. Реальность показывает, что сегодня важно не просто вырастить квалифицированные перспективные кадры, но и удержать их в стране. Именно поэтому важно понимать, какие мотивы движут образованными людьми, когда они предпочитают покинуть родину. В чем основные причины отъезда? Что могло бы удержать мигрантов от этого шага? Сколько теряет страна из-за интеллектуальной миграции? На все эти крайне актуальные вопросы пока не были даны исчерпывающие ответы. В данном исследовании предпринята попытка осветить перечисленные выше проблемы на примере студенческой молодежи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ
1.1 Понятие академической миграции
На сегодняшний день не существует единого подхода к определению понятия «академическая миграция». В узком смысле оно включает только миграцию студентов для получения образования в пределах своей или другой страны. В широком понимании подразумеваются миграционные потоки образованных и квалифицированных кадров вообще, включая студенческую миграцию, которая набирает обороты в Беларуси и в мире в последние десятилетия [4, с. 317].
На основе указанных выше трактовок в данном исследовании академическая миграция определяется как перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны в целях обучения или преподавания [8, с. 7]. Такая разновидность предполагает образовательную и научную миграцию. К числу международных образовательных мигрантов относятся школьники, студенты, аспиранты, доктора и прочие, которые обучаются в высших учебных заведениях в целях получения образования, повышения квалификации. Данная диаспора состоит из потенциальных ученых. В таком случае ученая миграция предполагает миграцию уже состоявшихся ученых. Образовательная же миграция предполагает учебную миграцию, поэтому она включает передвижение учащихся, которые проходят обучение за границей своей родины более 12 месяцев [10, с. 176].
К числу академических мигрантов относятся в первую очередь школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений, аспиранты, доктора, стажеры, профессора, повышающие свою квалификацию в разных учебных заведениях, структурах и компаниях [14, с. 81]. Учебные мигранты, в свою очередь, направлены исключительно на определенные учебные заведения. С этой точки зрения можно сказать о том, что учебная миграция является одной из составляющих образовательной миграции.
Возвращаясь к понятию международной академической мобильности, необходимо добавить, что она является предметом исследования многих научных областей, среди которых социология, экономика, политика, культурология и многие другие. В связи с этим анализ тенденций, эффектов данного феномена с позиции лишь одной науки, на наш взгляд, будет не полным. Данный тип миграции должен изучаться с точки зрения социологии с применением подходов и теорий других наук, поскольку такой подход связан с извлечением материальной выгоды от перемещения, в отличие от экономической миграции [14, с. 82].
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ АКАЕМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ
2.1 Анализ ведущих факторов академической миграции
Необходимо отметить, что группы детерминант/факторов международной миграции достаточно подробно изучены в трудах зарубежных ученых и известны в международной академической литературе как модель Push and Pull Migration Factor Model [6]. Первым ученым, который коснулся этой темы, был Э. Равенштейн, еще в конце XIX века представивший статистикам Лондона труд «Законы миграции» [7]. Однако эти исследования касались факторов миграции вообще.
Рассмотрим различные факторы, которые оказывают влияние на академическую миграцию.
1. Фактор семейного положения.
Определённые исследования показывают, что фактор брака сильно влияет как на образовательную миграцию, так и на другие виды миграции [14]. Те студенты, которые до прибытия в другой регион для обучения или принимающую страну были женаты, с большой долей вероятности вернутся по окончании обучения домой. В то же время, если человек не состоял в браке до прибытия, но впоследствии завёл семью в другом регионе или принимающей стране, он с большой долей вероятности останется после выпуска из учебного заведения. Эти интуитивно понятные результаты подтверждают значимость семейных уз в качестве фактора академической миграции.
2. Социальные связи. Знакомые и друзья, имеющие опыт обучения в других регионах или за рубежом, могут обеспечить человека информацией о программах, процессе подачи заявлений на обучение, нюансах студенческой жизни и других фактах. Кроме того, даже туристический опыт и наличие друзей за рубежом могут сыграть важную роль и побудить человека обучаться в другой стране. Также важную роль играют социальные сети и институты, существующие в принимающей студента стране – к примеру, активные сообщества эмигрантов могут помочь адаптироваться к местным обычаям и нормам. В соответствии с этой логикой было проведено исследование, авторы которого нашли сильную положительную зависимость между наличием подобных сообществ и вероятностью того, что студент по обмену останется в принимающей его стране после выпуска из учебного заведения [8].
3. Географическая дистанция. Расстояние между принимающим регионом или страной и местом жительства человека сильно влияет на образовательную миграцию. Это связано с тем, что значительные расстояния сопряжены со значительными транспортными и – главным образом – эмоциональными издержками. В частности, дистанция между странами мешает поддержанию отношений с семьёй и друзьями, оставшимися на родине студента по обмену. По мере увеличения географического расстояния между местом жительства и принимающей страной, вероятность возникновения образовательной эмиграции уменьшается с замедляющимся темпом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под академической миграцией понимается перемещение лица, которое непосредственно относится к образовательному процессу, на определенный период в другое образовательное учреждение внутри страны или за пределами страны, для обучения, преподавания или проведения научных исследований. Миграция приносит большие выгоды принимающим образовательным учреждениям и открывает обучающимся возможности для улучшения жизни. Однако она также может создавать проблемы в области распределения доходов, поскольку в определенных сегментах рынка местные работники могут понести экономический ущерб, по крайней мере временный. Поэтому следует использовать меры налоговой политики и политики на рынке труда для поддержки доходов и переподготовки местных жителей, которые сталкиваются с трудностями на рынке труда. Кроме того, активные меры в области рынка труда и иммиграции, направленные на интеграцию иммигрантов, такие как языковая подготовка и упрощение проверки профессиональных званий, могут помочь добиться еще лучших результатов иммиграции в принимающих странах.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2019/2020 учебном году численность иностранных студентов в белорусских учреждениях образования составляла 18 441 чел., т. е. практически удвоилась за прошедшее десятилетие (9357 студентов в 2010/2011 учебном году). В 2017 г. в Республике Беларусь была принята очередная Концепция развития экспорта образовательных услуг на 2018-2020 годы, которая установила следующие стратегические цели в данной области: увеличение доли иностранных граждан в общей численности обучающихся; повышение уровня развития академической мобильности; рост количества реализуемых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Проведенный анализ свидетельствует, что миграционная политика государства оказывает существенное влияние на выбор страны обучения. В Беларуси миграционная политика основана на общепризнанных принципах и нормах международного права, характеризуется открытостью, направленностью на обеспечение мира и согласия в стране на основе соблюдения прав и свобод человека. Как показал анализ, иностранным учащимся в Республике Беларусь правовой статус предоставляется в соответствии с мировой практикой. Это касается порядка получения въездных виз и иных документов, подтверждающих право иностранных студентов находиться на законных основаниях на территории принимающего государства, предоставления иностранным студентам возможности оформлять медицинское страхование, освобождения от вступительных экзаменов и др.
1. Белорусская наука в условиях модернизации: социологический анализ / М. И. Артюхин [и др.]; под общ. ред. М. И. Артюхина; Ин-т социологии. – Минск: Белорус. наука, 2015. – 327 с.
2. Демографический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник. 2020. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 449 с.
3. Демографический ежегодник России. 2020. Стат. сб. – М.: Росстат, 2020. – 380 с.
4. Денисов, А.Ю. Миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере БГУ / А.Ю. Денисов, А.А. Белов, Н.Ф. Котленок // Социологический альманах. – 2013. – № 4 – С. 317–325.
5. Зенченко, С.В. Учебная миграция в Республике Беларусь: проблемы регулирования и перспективы развития / С.В. Зенченко // Весн. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 2. Гісторыя. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2014. – № 1. – С. 11–14.
6. Концепция развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами на 2018—2020 годы [Электронный ресурс] // БЕЛТА. — 01.02.2018. — Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/v-belarusi-razrabotana-kontseptsija-razvitija-eksporta-uslug-v-oblasti-obrazovanija-na-2018-2020-gody-287523-2018/.
7. Матьякубов, А.А. Образование в Беларуси для иностранных студентов: достижения, перспективы, пути оптимизации / А.А. Матьякубов // Беларусь в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 22 мая 2014 г. / под общ. ред. В. В. Кириенко; М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2014. – С. 319–321.
8. Международная студенческая мобильность как показатель успешности системы образования // Бюллетень о состоянии российского образования. – 2015. – № 4. – С. 7.
9. Минюкович, Е. А. Сравнительный анализ интернет-маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности вузов в управлении информатизацией образования / Е. А. Минюкович // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХVII междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2—6 июня 2008 г. / редкол.: Н. В. Суша [и др.]; Минск. ин-т управления. – Минск, 2008. – С. 244-245.
10. Мисникова, Л. В. Студенческая мобильность: проблемы, направления развития и риски / Л. В. Мисникова, В. А. Астафьева // Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования: материалы итоговой нац. науч.-практ. конф. по программе Tempus «Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования». – Минск: РИВШ, 2015. – С. 176–189.
11. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] // Совет Министров Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.government.by /upload/docs/fileaff83a3fc04eb9c0.PDF.
12. Образование в Республике Беларусь (2019/2020 учебный год): стат. бюл. http://www.government.by Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2020. – 48 с.
13. О приоритетных задачах дальнейшего наращивания экспорта образовательных услуг: проблемы и пути решения: решение Президиума Респ. Совета ректоров учреждений высш. образования от 17 марта 2016 г. № 2 [Электронный ресурс] // Совет ректоров Республики Беларусь. — Режим доступа: http://srrb.niks.by/wp-content/uploads/2019/12/2016-03-17-2.pdf.
14. Письменная, Е. Е. Особенности учета учебной миграции в России и за рубежом / Е. Е. Письменная // Народонаселение. – 2009. – № 2. – С. 81-90.
15. Письменная, Е. Е. Социальные эффекты учебной миграции и политика в сфере привлечения иностранных студентов в России и за рубежом / Е. Е. Письменная. – M.: Экон. образование, 2009. – 140 с.
16. Рязанцев, С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии / С.В. Рязанцев. – М.: Россстат, 2008. – С. 28.
17. Рытов, А.В. Молодежная мобильность: путь к успеху: метод. руководство для студентов и преподавателей вузов по участию в междунар. образовательных программах / А. В. Рытов; авт.-сост. Л. В. Сливинская, В. А. Романенкова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. – 143 с.
18. Тихонова, Л. Е. Демографический потенциал Республики Беларусь: анализ и перспективы развития / Л. Е. Тихонова, Л. В. Фокеева. – Минск: Изд-во БГУ, 2015. – 200 с.
19. Тихонова, Л. Е. Тенденции развития образовательной миграции в Беларуси / Л. Е. Тихонова, Л. В. Фокеева, Н. В. Кормильчик // Беларусь в современном мире: тез. докл. XV Междунар. науч. конф., посвящ. 95-летию Белорус. гос. ун-та. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. – С. 372-373.
20. Тихонова, Л. Е. Экспорт образовательных услуг Беларуси: тенденции развития и география потоков / Л. Е. Тихонова, Л. В. Фокеева, Н. А. Кормильчик // Вестн. РУДН. Сер. Экономика. – 2017. – Т. 25, № 1. – С. 54-62.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты