Правовое регулирование общественных отношений
Минский инновационный университет
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование общественных отношений»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование общественных отношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.2 ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 СТАДИИ И СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.2 ТИПЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В результате развития и формирования цивилизации, а именно, появления человеческого общества, все более необходимо найти эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Организация способов воздействия на человечество и поведение человека в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуаций является административно-правовой, т.е. построение системы государственного управления, с тем, чтобы она могла не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для всех субъектов.
Таким образом, государство оказывает целенаправленное воздействие на поведение людей посредством средств и методов. Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральном, корпоративном, в установленных обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах.
Правовое регулирование является многогранным воздействием на социальные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не отражены в законах и других нормативных правовых актах.
Целью исследования настоящей работы является анализ правового регулирования общественных отношений. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие, сущность и предмет правового регулирования;
2) дать общую характеристику пределов правового регулирования;
3) раскрыть стадии и способы правового регулирования;
4) охарактеризовать типы и методы правового регулирования.
Объект исследования дипломной работы – это общественные отношения, складывающиеся в связи с правовым регулированием общественных отношений.
Предмет исследования – идеи, взгляды, концепции, изучение сущности правового регулирования.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Теоретической основой для написания работы послужила периодическая печать, учебные пособия по теории государства и права, общей теории права.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: В.В. Лазарева, А.М. Васильева, А.Ф. Вишневского, В.А. Козлова, В.А. Кучинского и др.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Курсовая работа включает 28 страниц, 30 источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и предмет правового регулирования
Что регулирует право – это старый и в то же время новый, актуальный вопрос и потому, что без его глубокого уяснения невозможно правильно решать все основные юридические проблемы, и потому, что он представляет собой большую сложность, и потому, что то, что регулируется правом не остается неизменным (если не удовлетворяться слишком абстрактным его пониманием) по мере развития общества, и потому, что изменяется само правопонимание в познании его сущности, непосредственно предопределяющего характер, специфику правового регулирования.
Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [1, с. 147].
Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве основного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право как это политическую справедливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установление, Ж.Ж. Руссо определил право как общую волю. Л. Петражицкий под правом понимал веление, приказ государства и т.п. [2, с. 69].
По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость» [1, с. 145].
Термин «право» также употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, которые возникают на основании обычаев, и так потом.
А.С. Пиголкин рассматривал право как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ним прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества о таких нормах, правах и обязанностях [3, с. 83].
ГЛАВА 2 СТАДИИ, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Стадии и способы правового регулирования
Правовое регулирование предполагает постоянную и активную деятельность граждан, их объединений, государственных учреждений по созданию правовых норм и их реализации. Процесс правового регулирования осуществляется непрерывно, поскольку одновременно формируются одни нормы, изменяются и отменяются другие, осуществляются третьи.
В то же время, однако, теоретически возможно и практично выделить отдельные этапы правового регулирования с целью его всестороннего изучения.
Стадии правового регулирования наиболее подробно рассмотрены Н.С. Нерсесянцем. Так, он называет следующие стадии правового регулирования общественных отношений:
- создание нормативных основ для правового регулирования;
- индивидуализация (конкретизация) прав и обязанностей субъектов права;
- реализация, фактическое осуществление тех субъективных прав и обязанностей, которые возникли у субъектов права на второй стадии правового регулирования [20, с. 503].
Рассмотрим первую стадию правового регулирования. На ней фактически осуществляется издание нормативного правового акта как формы выражения правового регулирования общественных отношений. Именно на данной стадии устанавливаются правовые статусы субъектов права, определяются содержание и сферы реализации прав, обязанностей и ответственности данных субъектов.
В.М. Корельский и В.Д. Перевалов высказали позицию, согласно которой право может воздействовать на субъектов права еще до его формального закрепления в нормах права [6, с. 267]. Для большей убедительности это мнение подтверждается примерами, когда в условиях тоталитарных режимов люди, несмотря на угрозу правовых санкций, применяют свои естественные права и свободы (права собственности, свобода передвижения, выбор места жительства, слова и т. д.) , несмотря на весь соблазн противодействия в таких обстоятельствах закону и праву, законности и произволу, в таких случаях речь может идти не о правовом регулировании, вопреки установленным запретам и ограничениям, а о противодействии недемократическим формам правового влияния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Правовое регулирование – это особая форма правового воздействия на поведение людей посредством юридических способов и средств с целью упорядочения общественных отношений.
Правовое регулирование в своей сущности происходит абсолютно во всех сферах жизни государства и общества и оказывает влияние на любое общественное отношения, тем самым вызывая необходимость урегулирования абсолютно всех сторон жизни.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые по своей природе поддаются нормативно-правовому воздействию и нуждаются в нем. Подразделить их можно на три группы: 1) строящиеся по принципу равенства сторон; 2) складывающиеся в сфере властного управления обществом; 3) отношения по обеспечению (охране) правопорядка (правоохранительные).
Правовое регулирование является видом социального регулирования. В данном случае оно направлено на упорядочение наиболее важных общественных отношений и осуществляется при помощи специальных юридических средств. Главная роль правового регулирования как вида социального регулирования состоит в обеспечении законности и правопорядка в обществе.
Необходимо отметить, что в юридической литературе еще не сложилось единое понимание, как необходимо определять пределы правового регулирования общественных отношений. Наряду с термином пределы правового регулирования можно также встретить такие термины как объем и глубина правового регулирования. Учитывая же важность данного вопроса, он требует более глубоко и детального изучения.
Стадии правового регулирования включают в себя три этапа: издание нормативного акта; индивидуализация прав и обязанностей субъектов права; реализация таких прав и обязанностей.
Способы правового регулирования общественных отношений представляют собой регуляторы структуры правовых норм, а именно: дозволение, запрет и обязывание. Первый способ является наиболее «демократичным», т.к. предоставляет субъектам права широкий диапазон их возможных действий. Однако не стоит умалять значение двух других способ правового регулирования, т.к. они также являются не менее важными.
Типы правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Они обуславливают и методы правового регулирования, к которым относятся метод децентрализованного и централизованного регулирования.
1. Василевич, Г.А. Общая теория государства и права: учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
2. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
3. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 384 с.
4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
5. Туленев, А.И. К вопросу о правовой регламентации использования специальных знаний в расследовании таможенных преступлений / А.И. Туленев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 1. – С. 386.
6. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 546 с.
7. Пронина, М.П. Правовое регулирование в современном российском обществе: понятие и особенности / М.П. Пронина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 2 (15). – С. 69–74.
8. Явич, Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / Л.С. Явич. – М., 1961. – 160 с.
9. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
10. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
11. Черданцев, А.Ф. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для ВУЗoв / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрaйт-M, 2002. – 536 с.
12. Миронов, В.О. О предмете правового регулирования как критерии дифференциации системы норм права / В.О. Миронов, Н.В. Зин // Актуальные вопросы образования и науки. – 2018. – № 3 (65). – С. 13–15.
13. Лазарев, В.В. Определение сферы правового регулирования / В.В. Лазарев // Правоведение. – 1980. – № 5. – С. 66–67.
14. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М., 1996. – 256 с.
15. Ребане, И.А. О построении системы отраслей советского социалистического права. О системе советского права (обзор) / И.А. Ребане // Советское государство и право. – 1958. – № 1. – С. 103.
16. Пьянов, Н.А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие / Н.А. Пьянов. – Иркутск, 2006. – 530 с.
17. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2000. – 300 с.
18. Белякович, Е.В. Понятие и пределы правового регулирования / Е.В. Белякович // Сибирский юридический вестник. – 2006. – № 4. – С. 3–9.
19. Клещин, Д.С. Пределы правового регулирования / Д.С. Клещин // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 12 (54). – С. 99–101.
20. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2005. – 272 с.
21. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов / И.А. Васюкова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 640 с.
22. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
23. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев [и др.]; под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
24. Абдулаев, М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдулаев. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.
25. Общая теория права / А.Ф. Вишневский [и др.]; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2002. – 656 с.
26. Рыбаков, В.А. О дозволительном методе и диспозитивном типе правового регулирования / В.А. Рыбаков // Юридическая наука. – 2016. – № 4. – С. 86–89.
27. Хачатуров, Р.Л. Понятие метода правового регулирования / Р.Л. Хачатуров // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сб. тезисов. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. – С. 526–532.
28. Южанин, Н.В. Односторонние правозащитные меры в механизме гражданско-правового регулирования / Н.В. Южанин. – М.: Юристинформ, 2016. – 264 с.
29. Уздимаева, Н.И. Понятие, особенности и содержание поощрительного метода правового регулирования / Н.И. Уздимаева, А.С. Куслин // Контентус. – 2018. – № 9 (74). – С. 23–32.
30. Степанова, И.С. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли / И.С. Степанова, Г.В. Степанова // Аллея науки. – 2017. – № 8. – Т. 2. – С. 561–564.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты