Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы использования информационных технологий в обучении
1.2 Мультимедийные презентации как одно из средств обучения младших школьников
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТНР
2.1 Содержание и методика работы по изучению растительного мира с младшими школьниками с ТНР
2.2 Моделирование педагогического процесса по использованию мультимедийных презентаций в изучении растительного мира учащимися 1 класса с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, она существовала всегда. Сегодня экологическая проблема взаимодействия человека и природы, взаимодействия человеческого общества и окружающей среды стала очень острой и достигла значительных масштабов. Только действия человека, основанные на глубоком понимании законов природы, учитывающие множество взаимодействий между природными сообществами и понимание того, что люди являются лишь частью природы, могут спасти планету. Это означает, что экологическая проблема сегодня – это не просто проблема защиты окружающей среды от загрязнения и других негативных последствий хозяйственной деятельности человека на планете. Она перерастает в проблему предотвращения стихийного воздействия человека на природу путем сознательного, целенаправленного и систематически развивающегося взаимодействия с ней. Такое взаимодействие возможно при наличии у каждого человека адекватной экологической культуры, экологического сознания, которое начинает формироваться в начальной школе и продолжается на протяжении всей жизни. Определена важность систематического экологического воспитания детей школьного возраста.
Восприятие окружающего мира формируется с раннего возраста. В этом контексте младшие школьники должны понимать все взаимосвязи и иметь четкое представление об окружающих их предметах и природных явлениях. Младшие школьники должны иметь непосредственное представление о природе и о важности бережного отношения к растениям, воздуху, земле и воде.
Исследованием проблемы формирования знаний о растительном мире на уроке «Человек и мир» занимались И. А. Комарова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, И. А. Федотова, Е. Ф. Терентъева и др. изучени6е проблемы применения информационно-коммуикационных технологий в образователньом процессе занимались такие авторы, как Н. Н. Аюшеева, Е. И. Виштынецкий, И.Г. Захарова, Ю. Н. Кислякова, Н. м. Шахмаев и др.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные дети начальной школы не в полной мере владеют навыками бережного отношения к растениям, т.е. не у всех детей сформировано доброжелательное отношение к растениям, природным объектам, не все имеют достаточные знания об окружающем нас мире природы.
Таким образом, формирование представлений о растениях у детей младшего школьного возраста является одним из важнейших направлений в работе школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы использования информационных технологий в обучении
Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. Этот процесс, в свою очередь, дал толчок развитию информационных технологий в образовании, что является фундаментальной и важнейшей задачей 21 века.
Использование информационных технологий является одним из инструментов модернизации образования в контексте информационного общества. Исследователи выделяют такое понятие, как информатизация образования: «процесс внедрения информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности, преобразование и формирование на этой основе существующих и новых образовательных моделей; процесс обеспечения образовательного сектора методологией и практикой развития и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей образования» [11, с. 187].
Информационные технологии в образовании – это совокупность методов, приемов, способов и средств создания педагогических условий с помощью компьютерной техники, телекоммуникационных средств и интерактивного программного обеспечения, моделирующих часть задач учителя по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся [5, с. 32].
Информационные технологии – это группа видов деятельности, связанных с управлением и обработкой информации с помощью информационных технологий.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы организации труда людей, занимающихся эффективной обработкой и хранением информации с помощью информационных технологий, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение и связанные с этим социальные, экономические и культурные проблемы. Основные черты современных информационных технологий:
– компьютерная обработка информации;
– хранение больших объемов информации на машинных носителях;
– передача информации на любом расстоянии в кротчайшие сроки [14, с. 41].
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТНР
2.1 Содержание и методика работы по изучению растительного мира с младшими школьниками с ТНР
В работах П. Г. Саморуковой, И. А. Комаровой, И. А. Федотовой, Н. Н. Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой рассмотрено и доказано, что формирование представлений о растениях является системой конкретных знаний, которые отображают важнейшие закономерности живой природы, а именно многообразие видов и приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
По мнению С.Н. Николаевой, особенностью работы, направленной на формирование представлений о росте и развитии растений, является грамотный выбор материала, который могут наблюдать младшие школьники, владение ими наглядно-образным мышлением. Ряд педагогических и психологических исследований показал, что детство нельзя рассматривать как период, в котором накапливаются только конкретные, изолированные знания и представления о вещах. Знания – это результат умственного обучения [21, с. 53].
По мнению И.П. Подласого, знание – это отражение объективной деятельности человека в виде фактов, представлений, понятий и научных законов; коллективный опыт человечества – результат распознавания объекта и деятельности.
Под методами формирования представлений о растениях у младших школьников мы понимаем способы взаимодействия учителя с младшими школьниками, направленные на усвоение детьми знаний, умений и навыков, включая развитие перспектив и способностей. Познавательная и практическая деятельность детей младшего школьного возраста имеет большое значение в формировании их представлений о растениях.
Формирование знаний о растениях основано на специфической системе знаний, отражающей законы жизни диких животных и растений: изменения в росте и развитии, разнообразие видов, их приспособление к среде обитания, жизнь в сообществах.
Уроки природоведения в классе являются неотъемлемой частью интеллектуального воспитания детей младшего школьного возраста. В школе дети получают конкретные знания и факты о живом и неживом мире природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся. Информационные технологии – это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой информации с применением вычислительной техники.
«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации – это практичный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он совмещает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те условия, которые наиболее долгое время сохраняют интерес детей. Одновременное влияние на два основных органа восприятия (слух и зрение) дает возможность достигнуть наибольшего результата. Таким способом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью красочных образов. При разработке электронных средств обучения для каждой конкретной категории детей с особенностями психофизического развития учитываются и специфические требования. Информационные коммуникационные технологии не могут и не должны полностью заменять традиционные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей с особенностями психофизического развития, а выступают только в качестве их дополнения и сопровождения.
Младших школьников необходимо постепенно подвести к пониманию того, что люди должны помогать растениям в создании благоприятных условий для жизни, заботиться о них, так же предлагается формировать представления о новых видах растений в уголке природы. В младшем школьном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике – полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды – от весны до осени. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу – познакомить с цветущими травянистыми растениями. Детей знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
2. Аюшеева, Н. Н. Исследование и разработка моделей и методов поиска информационных образовательных ресурсов в электронной библиотеке : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.11 / Н. Н. Аюшеева. – Улан- Удэ, 2014. – 228 с.
3. Баранова, Л. И. Методика преподавания предмета «Человек и мир» : пособие / Л. И. Баранова, Т. А. Соколова. – Минск : БГПУ, 2016. – 104 с.
4. Беляев, М. И. Технология создания электронных средств обучения / М. И. Беляев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. – М. : МГИУ, 2012. – 304 с.
5. Виштынецкий, Е. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е. И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. – 2008. – № 2. – С. 32-37.
6. Воробьева, А. А. Мультимедийная презентация как форма подачи учебного материала: специфика создания / А. А. Воробьева, В. В. Малаховская // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 7. – С. 27-32.
7. Горина, Е. Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий / Е. Н. Горина, А. Н. Махотина ; Е. Н. Горина, А. Н. Махотина // Коррекционная педагогика. – 2013. – № 2. – С. 58-61.
8. Гусева, Е. Г. Мультимедийный урок в начальной школе / Е. Г. Гусева // Информатика в школе. – 2012. – № 5. – С. 51-58.
9. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 8-12.
10. Деменчёнок, О. Г. Проведение занятий с применением мультимедийной техники / О. Г. Деменчёнок; О. Г. Деменчёнок // Школьные технологии. – 2010. – № 1. – С. 153-160.
11. Дылян, Д. Управление процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Д. Дылян. – Мн., 2003. – 200 с.
12. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. – 192 с.
13. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – № 4. – С. 44-51.
14. Кислякова, Ю. Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании :учеб.-метод. пособие для педагогов / Кислякова Ю. Н., Лисовская Т. В. – Мн : «Четыре четверти»», 2010. – 52 с.
15. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011г. №243-3 // 4 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid =3871&p0=Hk1100243.
16. Колобухина, Н. В. Современные техногогии в работе учителя-логопеда / Н. В. Колобухина // Практическая дефектология. – 2018. – №2. – С.58-62.
17. Колодко, Е. Л. Информационные технологии – инструмент учителя-дефектолога / Е. Л. Колодко // Народная асвета. – 2018. – № 4. – С. 40.
18. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года // Информатизация образования. –2012.–№4. – С.16-33.
19. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 688 с.
20. Николаева, Е. И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е. И. Николаева ; Е. И. Николаева// Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С. 150-155.
21. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 002. – №7. – C. 52 - 64.
22. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2010. – 256 с.
23. Смирнова, О. М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Учебное пособие для бакалавров / О. М. Смирнова. – Издательство : Владос, 2017. – 199 с.
24. Современные технологии начального общего образования: учебное пособие. Под общ. ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. –191 с.
25. Сороко, Е. Н. Создание электронных образовательных ресурсов для лиц с особенностями психофизического развития / Е. Н. Сороко, Е. М. Жолнерович // Непрерывное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями : тезисы докладов науч.-метод. конф., Минск, 29-30 ноября 2012 г. – Минск : БГУИР, 2012. – С. 114-116.
26. Сороко, Е. Н. Использование электронных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе / Е. Н. Сороко // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – №7. – С. 26-30.
27. Столяренко, Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2010. – 512 с.
28. Титова, М. Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида / М. Ф. Титова – М. : Владос, 2010. – 248 с.
29. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск : Народная асвета, 2006. – 210 с.
30. Чемоданова, Н. В. Информационные технологии в системе логопедической работы : учебно-методическое пособие / Н. В. Чемоданова. – Минск : БГПУ, 2019. – 282 с.
31. Шахмаев, Н. М. Информационные средства обучения / Н. М. Шахмаев. – М. : Знание, 2015. – 198 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты