Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 85.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты коллективной учебной деятельности на завершающих этапах овладения иноязычным общением
1.1 Особенности завершающего этапа овладения иноязычным общением
1.2 Важность коллективной работы в процессе изучения иностранного языка
1.3 Специфика и особенности работы в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением
2 Практическое применение приемов коллективной работы на завершающих этапах овладения иноязычным общением
2.1 Методические приемы ввода упражнений, связанных с коллективной деятельностью, в учебный процесс, направленный на овладение иноязычным общением
2.2 Пути активизации навыков и умений иноязычного общения посредством введения заданий, направленных на работу в группах
2.3 Коллективная деятельность в работах иностранных методистов
Заключение
Список использованных источников
Введение
С появлением более совершенной системы общественных коммуникаций и развитием технологий в современной системе образования необходимо использовать новые и более эффективные методы обучения иностранным языкам. Сегодня методисты и преподаватели ищут такие методы обучения, в том числе и новые методы, применимые в учебном процессе.
Тема данной работы основана на том факте, что среди передовых методов и форм обучения иностранному языку коллективная образовательная деятельность отличается от других форм организации образовательной деятельности, поскольку направлена на достижение «коллективной цели», которая определяет успех группы. Таким образом, процесс социализации каждого ученика стимулируется деятельностью всей группы.
В процессе такой деятельности общение выступает как межличностное взаимодействие, образующееся в совместной работе участников группы.
Обучение в коллективе как самая успешная альтернатива классическим методам, изучается в мировой педагогике такими зарубежными учеными, как Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Дж. Аронсон, Ш. Шаран, Дж. Дьюи. В отечественной педагогике и методике преподавания вопросы обучения в группе изучали Е. С. Полат, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, Ш.А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин.
Белорусские педагоги и исследователи также занимаются вопросами изучения и применения заданий и форм работы на основе коллективной деятельности учащихся. Этому посвящены статьи Т. В. Горбатовой, О. Н. Каретко, М. Жук, В. Бойко, Н. А. Круглик, Т. Е. Титовец и многих других.
Р. Джонсон неоднократно подчеркивал следующий момент: «Исторические примеры доказывают, что коллективный труд вселяет в людей уверенность в собственной ценности, ведь каждый имеет право рассчитывать на успех, потому что он внес значительный вклад в общее дело, используя свои знания и умения [1, с. 4].
С психологической точки зрения эту форму работы целесообразно использовать, потому что она позволяет создать успешную тренировочную среду. К. Д. Ушинский в своей педагогической работе «Труд в его духовно-просветительском смысле» [2, с. 245] пришел к выводу, что только успех может поддерживать интерес учащихся к учебе, потому что работа в группе создает предпосылки для успешного результата учебной деятельности.
Использование групповых форм работы на уроке иностранного языка - ключ к эффективному формированию коммуникативной компетенции учащихся. Такая форма работы позволяет поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учебной деятельности, организовать его взаимодействие с другими учащимися, сделать учебный процесс реальной практической направленностью.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы на основании изученного теоретического материала рассмотреть наиболее эффективные способы применения коллективной учебной деятельности на завершающем этапе обучения иностранному языку при формировании коммуникативных умений.
Следовательно, в ходе работы нам предстоит рассмотреть особенности завершающего этапа обучения иностранному языку, определить его цели и задачи, рассмотреть важность применения такой формы работы, как коллективная деятельность, в процессе обучения, исследовать специфику и особенности коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, рассмотреть возможные приемы ввода упражнений, связанных с коллективной деятельностью, в учебный процесс, а также найти пути активизации навыков и умений иноязычного общения посредством введения заданий, направленных на работу в группах.
1 Теоретические аспекты коллективной учебной деятельности на завершающих этапах овладения иноязычным общением
Коллективная деятельность в обучении имеет долгую историю. Однако разные исследователи понимают коллективную работу не как одно и то же. В одном случае это работа учителя и всего класса одновременно. В другом случае – общая работа класса по поиску, обсуждению и помощи друг другу. В третьем понимании – это совместные обсуждения цели предстоящих мероприятий, распределение ответственности и обсуждение результатов работы. В четвертой интерпретации в дифференцированной групповой работе каждая учебная группа получает специальное учебное задание, которое затем делится на более мелкие задачи и темы, которые распределяются между членами группы. В пятом случае – работа парами.
Вопрос о создании коллективных учебных занятий необходимо проработать глубоко, потому что на самом деле многие его аспекты просто указаны и обрисованы в общих чертах. Необходимо понять суть коллективных учебных занятий, сравнить их с другими формами, выяснить историю их возникновения, описать особенности их использования в школах, проанализировать различные приемы (методы), выяснить их эффективность.
В старших классах возрастает роль уроков предъявления учителем новых материалов (в виде рассказов, объяснений или лекций) и самостоятельной работы учащихся (с использованием учебников и учебных пособий, в лингафонных кабинетах и лабораториях).
Однако практика показывает, что эти формы работы не всегда эффективны, потому что знания, накопленные на завершающих этапах обучения, фактически не применяются. В связи с этим рекомендуется организовать учебную деятельность учащихся в форме коллективной работы, шире применять проблемные обсуждения, проводить творческую групповую работу.
Более того, цели и задачи обучения иноязычному общению на старших этапах способствуют тому, чтобы уроки были организованы в виде групповой работы, так как данный вид учебной деятельности является наиболее эффективным в плане практического применения навыков иностранного общения.
На завершающем этапе обучения учащиеся уже обладают определенным словарным запасом, навыками работы в различных формах, а также имеют определенный социальный опыт общения, что помогает организовать коллективную работу с применением интересных и познавательных заданий.
1.1 Особенности завершающего этапа овладения иноязычным общением
Если говорить об общеобразовательных школах, то заключительный этап обучения — это старшая ступень обучения, а именно 10-й и 11-й классы.
Национальный документ, который регулирует учебный процесс в общеобразовательных школах и определяет практические цели освоения иностранных языков учащимися 10-11 классов, называется Программой по учебному предмету «Иностранный язык». Данный вид документа представляет собой план, который был обновлен и вступил в силу 19 июня 2020 года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь.
2 Практическое применение приемов коллективной работы на завершающих этапах овладения иноязычным общением
В учебном процессе развиваются коммуникативные навыки и применяется подход, ориентированный на личность учащихся, что требует использования в учебной программе методов работы, которые способны активировать познавательный потенциал учащихся как субъектов образовательной и познавательной деятельности. Одна из таких форм работы – коллективная работа.
На основе сотрудничества и стимулирования учащихся к активному использованию иностранных языков, групповую работу на уроках иностранного языка можно определить как организационную форму учебно-познавательной деятельности, предполагающую временное участие двух или более учащихся в выполнении определенных заданий на определенных этапах урока [9, с. 407].
Упоминая рабочие приемы организации групповой деятельности в классе, необходимо определить понятие «прием». Прием обучения – это практический механизм применения образовательных и воспитательных методик и технологий в процессе формирования сознательной личности. Путем систематизации научно доказанных и испытанных приемов разрабатывается метод обучения.
Классификация методов определяет общую направленность поведения учителя. Фактически, это осуществляется в форме педагогических приемов: положительная мотивация через оценивание, деловые игры на основе коммуникативных упражнений, презентации учащихся, создание проблемных ситуаций и многие другие педагогические идеи. Повторение одних и тех же приемов способствует развитию навыков, и эти навыки постепенно трансформируются в умение. Прием – один из элементов практической организации учебного процесса. Многие приемы обучения используются в качестве практических инструментов отдельных педагогических методов. Приемы являются гибкими в плане их применения и нацелены на практические решения учебных задач.
Обращаясь к задачам урока, следует подчеркнуть, что организация общения учащихся на уроке иностранного языка обычно сводится к тому, чтобы каждый учащийся имел возможность изложить свою точку зрения и участвовать в беседе. Однако решить эту проблему на практике непросто. Ключ к организации общения на иностранном языке – речевое взаимодействие.
Речевое взаимодействие – это единство, координация и дополнение усилий участников коммуникации по определению, приближению и достижению целей и результатов коммуникации с помощью речевых средств. Г. А. Китайгородская особо выделяет, что речевое взаимодействие является важным условием организации обучения иностранным языкам, с его помощью учащиеся могут рационально использовать учебное время, активизировать словесно-мыслительную деятельность, повысить развивающий эффект обучения. Также речевое взаимодействие может решить комплексную задачу интенсивного обучения иностранному языку [3, с. 33].
Чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, учителю недостаточно предъявить им вербальные задания, образцы вербального поведения и дать команду общаться. Нужны такие методические приемы, которые предоставят учащимся необходимое коммуникативное взаимодействие на иностранном языке.
Заключение
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы организации коллективной учебной деятельности и выявлены отличительные черты данного вида работы.
Эффективность такого обучения доказана как теоретически, опираясь на принципы, классификацию методов и генеральную цель обучения иностранным языкам, так и практически, будучи примененной на учебных занятиях в общеобразовательной школе.
История исследования данного метода берет начало в древности, в трудах великих философов, однако наибольшее распространение разработка данного вопроса получила в конце ХХ века, когда начался активный поиск путей обучения иностранному языку как средству общения.
Передовые идеи методистов нашли отражение в широком использовании приема работы в группах в практике учителей школ и преподавателей вузов как в зарубежной практике, так и в отечественной методике преподавания.
Построение учебного процесса на основе такой работы предполагает использование ряда эффективных приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению знаний, выработке навыков и умений, а также положительно влияют на мотивацию учащихся, так как уроки с применением данной методики получаются яркими, насыщенными и интересными.
Организация коллективной учебной деятельности на уроке требует от учителя специальной подготовки каждого урока, тщательного отбора материала и форм проведения урока. Важно заметить, что огромную роль здесь играют творческие способности учителя, его умение видеть поставленные цели и способы их достижения.
Также важно создать правильный психологический фон урока, так как работа в группе предполагает комфортное сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание между членами группы.
В соответствии с изученными теоретическими вопросами был разработан план урока, в котором наглядно представлено применение формы обучения в коллективе на практике. Данные исследования (как теоретические, так и практические) могут быть использованы учителями общеобразовательной школы для проведения уроков и внедрения коллективных форм деятельности в свою практику.
Приведенные в работе формы организации коллективной деятельности учащихся представляются нам достаточно эффективными для овладения такими видами речевой деятельности, как диалогическая речь, монологическая речь. Также эти формы работы обладают развивающим потенциалом, так как в процессе такой работы учащиеся приобретают социальные навыки, учатся общению, построению взаимоотношений и продуктивной работе.
1. Johnson, D.W. Cooperative Learning / D. W. Johnson, R. T. Johnson. – Minneapolis, M.N. – pp.1-88.
2. Ушинский, К. Д. Две главы из "Педагогической антропологии" / К. Д. Ушинский // Народное образование. – 1999. – №10. – С. 243-254.
3. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Г. А. Китайгородская. – М.: Высшая школа, 1986. – 103 с.
4. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 3-12.
5. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для Х класcа учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Мн.: Издательство «Национальный институт образования», 2020. – 48 с.
6. Краевский, В. В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В.В. Краевский. – Волгоград: Перемена, 1996. – 86 с.
7. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
8. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве//ИЯШ, 2000. – № 1. – С. 4-11.
9. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 640 с.
10. Бирюкова, О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 1-10.
11. Кормилина, Н. В. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Сборник науч. Статей / Н. В. Кормилина. – Чебоксары, Изд. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2019. – 436 с.
12. Артюгина, Т. Ю. Проектируем план урока: практ. пособие / Т. Ю. Артюгина, Н. В. Самородова. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 51 с.
13. Полат, Е. С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 168 с.
14. Дьяченко, В. К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения / В. К. Дьяченко. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. – 185 с.
15. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989. – 159 с.
16. Золотова, А. В. Коллективная работа на уроках / А. В. Золотова // Начальная школа, 1989. – № 10. – С. 34-35.
17. Кусаинов, Г. М. Коллективное обучение: история, современность, перспективы / Г. М. Кусаинов, Т. М. Мажикеев. – Алма-Ата, 1992. – 176 с.
18. Hollifield, J.H. Student Team Learning / J.H. Hollifield. – London, The British Council, 1987. – 124 p.
19. Slavin, R. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R. Slavin // Scandinavian Journal of Educational Research. – 1989. – Vol. 33, № 4. – P.111 – 123.
20. Johnson, D.W., Johnson, R.T. The state of cooperative Learning in postsecondary and professional settings / D.W. Johnson, R.T. Johnson. – Minneapolis, Springer Science + Business Media. – 2007. – P. 15-29.
21. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. – М.: Генезис, 2000. – 272 с.
22. Юхнель, Н. В. Английский язык: учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 325 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 85.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты