Роль международных организаций в развитии концепций и моделей электронного государственного управления
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль международных организаций в развитии концепций и моделей электронного государственного управления»
по дисциплине: «Информационное право»
2021
45.00 BYN
Роль международных организаций в развитии концепций и моделей электронного государственного управления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Информационное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ООН ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЭГУ
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПЕРЕХОДА К ЭГУ МЕЖДУНАРОДНЫМ СОЮЗОМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ОЭСР ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ ЭГУ
4. ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВ ЭГУ СО СТОРОНЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного общества – безостановочная гонка за сбор, обработку и передачу информации с помощью использования информационно-коммуникационных технологий, которые проникают в обыденную жизнь населения, изменяют общепринятые стандарты поведения, дают толчок к развитию информационного общества, где информация трансформируется в особо важный ресурс развития, а государство применяет электронные ресурсы для обеспечения своего функционирования.
Важным направлением развития государственного управления в развитых странах становится использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и создание электронного правительства.
Термин «электронное правительство» в научный оборот вошел сравнительно недавно. В начале 90-х годов прошлого столетия, в период президентства Билла Клинтона, шли активные обсуждения сущности данного термина. Первоначально «электронное правительство» как научная дефиниция раскрывалась учёными в контексте теории информационного общества, затем обсуждение перешло в средства массовой информации. В 1997 г. термин «электронное правительство» впервые был использован в тексте нормативного правового акта в Соединенных Штатах Америки Национальным научным фондом в рамках Программы по использованию передовых технологий.
«Электронное правительство» как дефиниция было (и продолжает оставаться) широким в понимании. Это создаёт целый комплекс проблем для уяснения сущности данного явления, которое связано с юридическими представлениями о правительстве как об органе государственной власти. В научной мысли «электронное правительство» используется согласно прямому переводу с английского «electronic government» («e-government»). Однако термин «government» в английском языке имеет несколько лексических значений, где одно – высший исполнительный орган, другое – государство в целом, то есть «e-Government» охватывает весь механизм государства, касается форм и механизмов реализации власти с использованием информационно-коммуникационных технологий.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ООН ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЭГУ.
Проанализированные определения понятия «e-Government», представленные в зарубежной литературе, позволили все полученные трактовки обобщить и свести к двум группам: разъяснению понятия в узком и широком смыслах [5, с. 123].
В первом случае электронное правительство – это использование информационно-коммуникационных технологий как средства коммуникации в деятельности органов государственной власти [3, с. 108–110].
Электронное правительство в широком понимании – это процесс, направленный на изменение взаимодействий в системе государственного управления, цель которого заключается в совершенствовании системы управления, повышении качества обслуживания населения и обеспечении конституционных прав граждан [2]. В представленном подходе оно понимается как новая система взаимодействия общества и государства.
Противоположность представленных подходов отмечают и отечественные учёные А. А. Голубева [5, с. 120–121], С. В. Пономарев, Л. В. Сморгунов [17]. А. А. Голубева полагает, что «в широком подходе в определении понятия “электронное правительство” отражена новая концепция государственного управления, предполагающая изменение взаимоотношений между государством, включающая эволюцию процессов управления в государственных структурах, модернизацию с помощью информационно-коммуникационных технологий средств и методов осуществления государственных функций, развитие демократических основ государственного управления, обеспечение принципов открытости и подотчетности обществу» [5, с. 123]. Концепция электронного правительства, по мнению А. А. Голубевой, «заключается в переходе к современным формам взаимодействия в системе государственного управления, в коренном изменении принципов работы внутри государственного аппарата» [5, с. 123].
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПЕРЕХОДА К ЭГУ МЕЖДУНАРОДНЫМ СОЮЗОМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
Во многих международных индексах используются данные Международного союза электросвязи, который в свою очередь формирует Индекс развития ИКТ. В состав индекса включено 11 показателей, отражающих:
– доступ к ИКТ;
– использование ИКТ;
– навыки в сфере ИКТ.
Следует отметить, что среди показателей, включенных в состав Индекса развития ИКТ, нет собственно показателей, характеризующих уровень цифровизации государственного управления (или уровень цифровизации экономики или социальной сферы) [8]; скорее данный индекс призван оценить доступность ИКТ для граждан и степень использования базовых технологий, без учета конкретной сферы их применения, а также без учета степени развития «прорывных» технологий, обеспечивающих современный этап цифровой трансформации.
Ключевыми для развития цифрового общества в целом и цифровизации государственного управления в частности являются вопросы безопасности. Их оценке посвящен составляемый Международным союзом электросвязи Индекс глобальной кибербезопасности. При расчете данного индекса учитываются пять основных аспектов:
– правовые меры (законодательство и регулирование в сфере кибербезопасности; законодательство в сфере противодействия спаму)
– технические меры (учет и реагирование на инциденты, реализация стандартов в сфере кибербезопасности, технические механизмы и возможности противодействия спаму, использование облачных технологий, защита детей в информационном пространстве).
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ОЭСР ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ ЭГУ.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала комплексный показатель для оценки одного из аспектов цифровизации государственного управления – использования открытых данных государства [11]. Разработанный показатель (OURIndex – Индекс открытости, полезности и повторного использования данных) оценивает:
– наличие открытых государственных данных;
– доступность открытых государственных данных;
– поддержку повторному использованию государственных данных. Данный показатель рассчитывается для стран-членов ОЭСР и Колумбии.
В 2018 г. среди лидеров в сфере открытых данных отмечалась Республика Корея, Франция и Япония (данные за 2017 г.) [12].
Для целей межстрановых сопоставлений по вопросам развития государственного управления ОЭСР использует показатель востребованности государственных услуг в электронном виде (доля граждан, использовавших Интернет для направления заполненных заявлений в государственные органы). Показатель рассчитывается для стран-членов ОЭСР. По данным за 2016 г., наибольший уровень среди стран ОЭСР был достигнут в Дании (71 %) и Эстонии (68 %) [13].
Примером негосударственной оценки цифровизации государственного управления является Рейтинг цифрового правительства, рассчитываемый Университетом Васеда (Япония) совместно с Международной академией управления. При оценке учитываются 10 основных показателей по следующим направлениям:
– готовность сетевой инфраструктуры (учитываются статистические показатели численности пользователей сети Интернет, абонентов, имеющих широкополосный доступ к Интернет, и абонентов мобильных устройств).
4. ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВ ЭГУ СО СТОРОНЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА
Цифровизация государственного управления представляет собой процесс, основной целью которого изначально выступает оптимизация управленческих процессов, внедрение новых решений, подходов и технологий в осуществлении функций государственной власти и, соответственно, повышение качества государственного управления в целом.
Так, например, в соответствии с исследованием, проведенным компанией Deloitte внедрение современных цифровых технологий в сферу государственного управления способно существенно снизить расходы бюджетных средств и повысить скорость и эффективность осуществления соответствующих функций публичной власти. В частности, как отмечают эксперты компании, цифровизация отдельных сфер государственного управления в США потенциально способна высвободить до 100 млн часов рабочего времени государственных служащих и, тем самым, сэкономить бюджету более 3 млрд $[1]. При этом, в целом, внедрение цифровых технологий в сфере государственного управления может позволить снизить временные затраты государственных служащих на 27-30%[2].
Вместе с тем, качество государственного управления представляет собой весьма многогранную категорию, которая не ограничивается исключительно скоростью выполнения функций публичной власти и размером потраченных бюджетных средств. Данная категория включает в себя: качество предоставляемых услуг населению (в т.ч. простоту их получения, скорость их предоставления и т.д.), эффективность деятельности органов государственной власти в рамках реализации возложенных на них полномочий, уровень издержек (как материальных, так и организационных), которые несут публичные и частные субъекты, и т.д.[3,41].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подтверждение данного вывода можно найти в результатах исследования, проведенного специалистами РАНХиГС[10,41-46], в рамках которого на основе корреляционного анализа была установлена однозначная положительная взаимосвязь между индексами электронного развития ООН[11] (индекс развития электронного правительства, индекс электронного участия) и ОЭСР[12] (степень цифровизации в сфере оказания госуслуг) и показателями, характеризующими качество государственного управления в соответствии с критериями Всемирного банка[13] (показатель результативности правительства, показатель гласности и подотчетности, показатель контроля коррупции, показатель эффективности государственных расходов, показатель простоты ведения бизнеса).
В частности, наиболее сильной выявленной корреляцией стала взаимосвязь между уровнем развития электронного правительства ООН и показателями результативности правительства Всемирного банка. Также сильная связь была отмечена между индексом развития электронного правительства ООН и уровнем контроля коррупции Всемирного банка. Существенное влияние оказывает уровень развития электронного правительства и на простоту ведения бизнеса. Умеренная, но статистически значимая взаимосвязь была установлена между индексом развития электронного правительства и индексом гласности и подотчетности и индексом эффективности государственных расходов.
Сильная корреляция существует между степенью цифровизации государственных услуг и индексом контроля коррупции, что указывает на наличие значимого антикоррупционного эффекта от внедрения электронных форм взаимодействия граждан и предпринимателей с органами государственной власти.
1. AI-augmented government Using cognitive technologies to redesign public sector work. A report from the Deloitte Centre for Government Insights. Deloitte University Press, 2017.
2. См., например: Viechnicki P. and Eggers W. How much time and money can AI save government? Deloitte University Press, April 26, 2017.
3. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, Е. Н. Клочкова, Э. В. Талапина, Я.Ю. Старцев. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. [41].
4. Цифровое будущее государственного управления по результатам … [55-57].
5. Landefeld S. Uses of Big Data for Official Statistics: Privacy, Incentives, Statistical Challenges, and Other Issues // United Nations Global Working Group on Big Data for Official Statistics Beijing, China, 31 Oct 2014.
6. Цифровое будущее государственного управления по результатам …[55-57].
7. Цифровое будущее государственного управления по результатам … [55-57].
8. Osborne S., Radnor Z., Strokosch K. Co-Production and the Co-Creation of Value in Public Services: A suitable case for treatment? // Public Management Review. 2016. Vol. 18. No. 5. [639653].
9. Павлюк А.В., Битарова З.Л. Особенности электронного образования в цифровую эпоху // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
10. Цифровое будущее государственного управления по результатам … [41-46].
11. E-Government Survey 2020. Digital Government in the Decade of Action for Sustainable Development // United Nations. 10 July 2020 [Electronic source] // Mode of access: https://clck.ru/SUrtx
12. Government at a Glance 2019 // OECD. 2019 [Electronic source] // Mode of access: https://clck.ru/SUruD
13. The Worldwide Governance Indicators (WGI) // World Bank [Electronic source] // Mode of access: https://info.worldbank.org/governance/wgi
14. Камолов С.Г., Константинова А.Н. Электронное правительство как фактор модернизации и повышения эффективности государственного управления // Право и управление. XXI век. 2017. №1.
15. Бестолкова Г. В. Государственные электронные услуги: виды и особенности [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. – 2017, декабрь. – № 65. – С. 23–44. – Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk 65._dekabr_2017_g./strategii_ zifrovoi_ekonomiki/bestolkova.pdf
16. Брауде-Золотарёв М. Ю. Электронное государство и качество государственного управления // Интернет и современное общество : Труды X Всероссийской объединённой конференции. Санкт-Петербург, 23–25 октября 2007 г. – Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СанктПетербургского государственного университета, 2007. – С. 182–185.
17. Ваславский Я., Габуев С. Варианты развития электронного правительства: опыт России, США, КНР // Международные процессы. – 2017. – Т. 15. – № 1 (48). – С. 108–125.
18. Голобуцкий А. П., Шевчук О. Б. Электронное правительство. – Киев: ЦМС Атлант, 2002. – 170 с.
19. Голубева А. А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент. – 2005. – № 2. – С. 120–139.
20. Громыко С. В. Электронное взаимодействие с гражданами как направление развития транспарентности деятельности органов публичной власти / Современная юриспруденция: актуальные вопросы и перспективы развития : сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 10 сентября 2015 г. – Уфа: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. – С. 40–43.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты