Стимулирование познавательной активности подростков средствами информационной образовательной среды
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Стимулирование познавательной активности подростков средствами информационной образовательной среды»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Стимулирование познавательной активности подростков средствами информационной образовательной среды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План – конспект урока для 6 класса с использованием обучающих программ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скриншот игры сайта.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Повторение группы прошедших времен (на основе ранее изученного грамматического материала) при помощи материалов программы Easy Pace Learning.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия познавательная активность учащихся
1.2 Познавательная активность в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1 Педагогические возможности информационной образовательной среды в стимулировании познавательной активности
2.2 Этапы работы учителя по стимулированию познавательной активности подростков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс радикальных изменений социально-экономического устройства общества ведет к смене требований, предъявляемых образованию. Современному специалисту любой отрасли необходимо иметь не только хорошо сформированные познавательные процессы (внимание, память, мышление), но и умение использовать приобретенные в школе знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим повышается ответственность школы за формирование такой черты личности выпускника как познавательная активность. А значит, меняется и основная задача школы – создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность, как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности, до духовно-практического уровня, что обеспечит не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие. Как показывает школьная практика, учителя еще много внимания уделяют именно передаче ученикам содержания учебного материала и недостаточно – их развитию. При таком подходе ученик может хранить в памяти значительные объемы информации, и не уметь его применить ни в рамках учебного процесса, ни в жизненных нестандартных ситуациях.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, поскольку современная жизнь требует от ученика ориентации в окружающей среде, постоянно меняется. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для создания оптимальных условий развития познавательной активности, поскольку именно в этот период жизни ученики проявляют глубокий самоконтроль, саморегуляцию, самооценку, стремление к самостоятельности и самосовершенствования и имеют большую потребность в управлении развитием своей личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия познавательная активность учащихся
Проблема развития познавательной активности подростков – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Познавательная активность рассматривалась отечественными учеными в качестве ориентировочно-исследовательской активности (А.В. Запорожец), потребности во впечатлениях (Л.И. Божович), стадии между потребностью и познавательной деятельностью (М.И. Лисина), проявления познавательного интереса (Г.И. Щукина), творческой активности (О.К. Тихомиров), а также как черта или качество личности (А.И. Крупнов), как интегральное личностное качество (В.В. Щетинина и др.).
В отечественной психологии понятие «активность» рассматривается в тесном единстве с деятельностью, а в структуре деятельности – с таким ее звеном, как потребность. Так, А.М. Матюшкин говорит о потребностях как «внутренних источниках активности» [12, с. 121]. Мотивационную основу познавательной активности составляют познавательные потребности, предметом удовлетворения которых являются новизна объекта (стимула).
Многие ученые рассматривают познавательную активность как личностное качество. Так, Л.С. Выготский под познавательной активностью понимал «личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания. Проявляется познавательная активность в любознательности, в стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире» [5 ,с. 176].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1 Педагогические возможности информационной образовательной среды в стимулировании познавательной активности
Информатизация образования в связи с глобальными изменениями и, прежде всего, возникновением и развитием информационного общества, позволяет сделать приоритетной задачей повышение качества образования с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. В образовательном процессе развитие навыков использования электронных средств обработки данных и коммуникации помогает удовлетворять информационные потребности, развивать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся и соответствующим образом использовать информационные ресурсы в различных областях человеческой деятельности.
Информационная образовательная среда образовательного учреждения – это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное информационное и коммуникационное оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [14, с. 43].
Инструментами информационной образовательной среды выступают: приложения, конструкторы интерактивных упражнений, программы, платформы, компьютерные тренажеры, средства компьютерных телекоммуникаций, текстовые процессоры, табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базами данных и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного теоретического анализ литературы было установлено, что познавательная активность – это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения.
Выявлено, что подростки, оказавшись на пороге взрослости, направлены в будущее, поэтому центральным новообразованием становится самоопределение – профессиональное и личностное. Реализация основных потребностей подростков этого возраста приводит к относительной стабилизации личности, формирование «Я-концепции», расширения кругозора. Именно в период подросткового возраста оказывается сознательное положительное отношение к учебе. Показателями познавательной активности в этом случае выступают: целеустремленность и инициативность в познавательной деятельности; скорость ориентирования в новых познавательных ситуациях; стремление к самостоятельности, которая основывается на уверенности в собственных знаниях; систематичность и планомерность познавательной деятельности; способность мобилизовать силы и знания для преодоления трудностей; умение владеть своим настроением в процессе познавательной деятельности, сдерживать торопливые и необдуманные действия; объективность оценки не только собственной познавательной деятельности, но и деятельности товарищей усилия, направленные на устранение выявленных недостатков; скорость и четкость выполнения задания для обеспечения успешного решения познавательных проблем.
В ходе проведенного исследования, установлено, что использование различных видов информационно-образовательных ресурсов в современной системе образования личностей подросткового возраста оказывает влияние на формирование разносторонней личности подростка, в том числе на формирование познавательной активности учащегося.
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии, 2004. – № 5. – С. 36-41.
2. Антонова, С.Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях: дис. ... канд. пед. наук / С.Ю. Антонова. – Бийск, 2009. – 181 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
6. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 447 c.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
8. Дубицкая, Е.А. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 332 c.
9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
10. Каракотова, М.Х. Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Х. Каракотова. – Карачаевск, 2006. – 197 с.
11. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
12. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): учеб. пособие / Е.В. Коротаева, А.С. Белкин. – Екатеринбург, 2005. – 83 с.
13. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
15. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания / Э.А. Красновский // Советская педагогика. – 2010. – №5. – С. 247-255.
16. Красноперов, В.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики / В.И. Красноперов, Л.А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 180-183.
17. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
19. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.
20. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т./ К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2009. – 277 с.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 2007. – 512 с.
22. Чернышев, И.А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе: учеб. пособие / И.А. Чернышев, М.В. Цуканов. – М. : Курский гос. унив., 2011. – 150 с.
23. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 2011. – 315 с.
24. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План – конспект урока для 6 класса с использованием обучающих программ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скриншот игры сайта.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Повторение группы прошедших времен (на основе ранее изученного грамматического материала) при помощи материалов программы Easy Pace Learning.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты