Кризисы семейных отношений
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Кризисы семейных отношений»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Кризисы семейных отношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк методики «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица первичных данных по методике «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1. Теоретические подходы к изучению нормативных семейных кризисов
1.1 Понятие и особенности нормативных семейных кризисов
1.2 Сущность нормативных семейных кризисов
1.3 Способы преодоления нормативных семейных кризисов
Выводы
2. Эмпирическое исследование и анализ способов преодоления кризисов рождения ребенка
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Результаты исследования способов преодоления кризисов рождения ребенка
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования кризисов семейных отношений обусловлена наличием достаточно большого количества разводов, происходящих в первые годы брака. В частности, в Республике Беларусь около 20% разводов приходится на первый год брака [17]. Согласно статистическим данным, значительный процент разводов приходиться на молодые семьи, где продолжительность брачного союза составляет от одного до пяти лет [17].
Основным социально-психологическим фактором, вызывающим дезорганизацию и распад семьи, является негативный характер супружеских отношений, обусловленный переживанием семейного кризиса. С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Кризис первых лет брака часто связан с представлениями одного из супругов о своей семье, как о семье его родителей. Кризис первых лет брака также связан с выработкой и согласованием общих семейных ценностей и семейного уклада; решением вопросов главенства и установление лидерства; распределением ролей, принятием ответственности супругов за их выполнение; определением финансово-экономического статуса семьи, решением территориальной проблемы семьи (пробле¬мы проживания); организацией досуга; брачно-семейной адаптацией супругов. Переживание как первого, так и последующих семейных кризисов носит индивидуальный характер для каждой семьи. Не все вышеперечисленные признаки кризиса будут обязательно присутствовать во всех молодых семьях. В некоторых супружеских парах он может пройти незаметно и не вызвать болезненных переживаний и чувства разочарования, связанного с деидеализацией партнера. Особая важность данного этапа жизненного цикла семьи связана с тем, что именно в этот момент закладываются основы будущей семейной жизни. Не решенные на данном этапе задачи будут осложнять протекание последующих кризисов. Поэтому приоритетное значение приобретает изучение особенностей переживания семейного кризиса молодыми супругами.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ
1.1 Понятие и особенности нормативных семейных кризисов
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности возникновения семейных кризисов.
Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [1, с. 85].
Отличительные черты теории кризисов состоят в следующем:
- теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некоторые понятия используются применительно к семье, а также к малым и большим группам;
- теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности в области роста и развития личности [7, с. 23].
В семейной психологии принято выделять нормативные и ненормативные семейные кризисы.
2. Эмпирическое исследование и анализ способов преодоления кризисов рождения ребенка
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: изучить особенности преодоления кризисов рождения ребенка.
Гипотеза исследования: существуют различия у мужчин и женщин в преодолении кризисов рождения ребенка.
Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли участие 30 супружеских пар, воспитывающих ребенка в возрасте до одного года.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование: сбор эмпирического материала осуществлялся с применением проективных методик.
2. Методы количественной обработки: вычисление количественных и процентных соотношений показателей.
3. Методы статистической обработки: непараметрический критерий углового преобразования Фишера.
Психодиагностические методики:
1. Полупроективная методика семантического дифференциала Ч. Осгуда. При помощи данного метода измеряют не денотативное (обозначающее предмет) значение того или иного понятия, а коннотативное (смысловое), эмотивное, метафорическое или аффективное значение. Речь идет об измерении того уникального значения, которое данное лицо, предмет, явление и т.п. приобрело для данного индивида в результате его индивидуального опыта. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующее исследователя понятие по набору шкал. Каждая шкала – это отрезок прямой с делениями. При обработке данных этим 7 делениям или позициям шкалы могут соответствовать оценки от 1 до 7 или от 3 до –3. Полярные точки представлены прилагательными-антонимами [40]. Испытуемым предлагалось оценить понятие «семейный кризис» по параметрам оценки, силы, активности. Бланк представлен в приложении 1.
Заключение
Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Основные нормативные кризисы, которые встречаются в семейной жизни супругов, основываются на тех проблемах, которые в основном встречаются лишь на определенном этапе семьи. Протекание каждого из кризисов сугубо индивидуально, но встречаются они в каждой семье. Преодоление этих кризисов поможет семье дальше развиваться, а игнорирование может привести к тому, что семья перестанет существовать и распадется.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения. К наиболее продуктивным психологическим способам преодоления нормативных семейных кризисов являются проблемно-ориентированные способы поведения супругов. Преодоление последствий нормативного семейного кризиса супругами осуществляется с помощью специфических стратегий и опосредствуется личност¬ными стилями решения проблемы, иногда приобретающими качество личностной черты преодоления. Существует широкий диапазон способов преодоления нормативных семейных кризисов, описание которых представлены в ряде работ, но до настоящего времени отсутствует единая классификации этих способов. Каждый способ психологического преодоления кризиса специфичен, определяется субъективным значением переживаемой ситуации и отвечает преимущественно одной из задач – решению реальной проблемы или ее эмоциональному переживанию, корректировке эмоционального состояния или регулированию взаимоотношений с людьми.
1. Безбородова, Н.Я. Институт семьи и брака в современном обществе / Н.Я. Безбородова, Т.А. Белокопытова // Теология : история, проблемы, перспективы : материалы V Всерос. теол. студ. науч.-практ. конф. – Липецк, 2016. – С. 85-88.
2. Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. – 160 с.
3. Давыдова М.П. Трансформация института семьи в отечественном социокультурном пространстве // Слово. Словесность. Словесник : материалы межрегиональной науч.-практ. конф. преподавателей и студентов / отв. ред. И.Н. Хрусталев, Ю.В. Лазарев, Н.Г. Агапова. – Рязань, 2016. – С. 447-450.
4. Доброхлеб, В. Г. Семья перед лицом новых социальных вызовов / В. Г. Доброхлеб, Е. А. Баллаева // Народонаселение. – 2018. – Т. 21. – № 2. – С. 60-68.
5. Дубровина, И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 2018. – №4. – С.146-151.
6. Ефимова, О. И. Семейные ценности современной молодёжи: устойчивость основ или «в ногу со временем»? / О. И. Ефимова, Э.Р.Агаджанова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 209-214.
7. Журавлева, Л.А. Кризисные явления института семьи / Л.А. Журавлева, Т.И. Кружкова // Аграрное образование и наука. – 2016. – № 2. – С. 23.
8. Каменева, Т. Н. Трансформация семейно-брачных практик в обществе риска : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Т. Н. Каменева ; науч. консультант В. В. Зотов. – Белгород, 2016. – 39 с.
9. Козлов, В.В. Психология кризиса: монография. – М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2015. – 528 с.
10. Колесов, В. И. Сущностные особенности парадигмы семьи в современных условиях / В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 64-69.
11. Котельникова, Ю.С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье / Котельникова Ю.С. // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 1. – С.20-25.
12. Кулжабаева, Л.С. Культура семейно-брачных отношений и социально-психологические исследования современной семьи в казахстанском обществе : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – Ярославль, 2014. – 38 с.
13. Махнач, А. В. Жизнеспособность человека и семьи. Социальнопсихологическая парадигма / А. В. Махнач. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 458 с.
14. Основы семейного воспитания: учебник / под ред. В.П.Сергеевой. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2015. – 189 с.
15. Петров, И. Н. Семейные кризисы: правила компромиссов / И.Н. Петров. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 189 с.
16. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О.Прохоров. – Казань : Изд-во Казанского педагогического института, 2015. – 168 с.
17. Сайт Национального статистической комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/
18. Супружеская жизнь: гармония и конфликт / Сост. Л.А.Богданович. – М.: Аспект-пресс, 2012. – 412 с.
19. Циткилов, П.Я. Возрастная эволюция семьи : психолого-социологический анализ / П.Я. Циткилов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования "Юж. федер. ун-т". – Ростов н/Д. : Изд-во Южного федерал. ун-та, 2016. – 175 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк методики «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица первичных данных по методике «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты