Международные преступления в области права человека
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международные преступления в области права человека»
по дисциплине: «Гражданско-правовое право»
2021
45.00 BYN
Международные преступления в области права человека
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданско-правовое право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Понятие и классификация международных преступлений в области прав человека
2 Преступления против человечности
2.1 Геноцид
3 Военные преступления
Заключение
Список использованных источников
Введение
В теории международного права нередко встает вопрос о международной уголовной правосубъектности отдельно взятого народа. Американские юристы изучали вопрос об ответственности германского народа после Второй мировой войны. Они пришли к выводу, что, исходя из развития немецкой политической и философской мысли, вина действительно лежит на немецком народе, у которого жестокость и ненависть к представителям других наций и народов стали чертой национального характера, и в связи с этим немецкий народ заслуживает наказания.
В современных демократических государствах конституция является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой и устанавливающим основы законности, государственности и правопорядка.
Важным этапом в развитии первых конституций стали буржуазно-демократические революции 17-18 веков, связанные с распадом феодального общества и установлением капиталистического строя. Именно тогда человек осознал высшую ценность естественных прав и свобод и необходимость ограничить произвол государства какими-то заданными правилами. Такую роль мог выполнить правовой акт, закрепляющий основы государственного и общественного устройства, стоящий выше власти феодалов и королей и выражающий волю всего народа как единственного носителя верховной власти.
Следующим этапом развития и усовершенствования перечня прав и свобод человека явилась вторая половина 20 века. Вторая мировая война 1939-1945 гг. известна страшными зверствами нацистской Германии в сфере грубого на-рушения прав человека. В связи с этим международное сообщество пред-приняло нужные меры по недопущению ошибок самой кровопролитной войны в истории, установив неотъемлемые человеческие права и свободы во Всеобщем договоре. Принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и ряда других не менее важных международных правовых актов послужило цивилизованному развитию всего мирового сообщества.
На сегодняшний день мировое сообщество сформулировало определенную модель демократического государства, которая указывает, что должно быть обязательно внесено в текст конституции. Главными задачами основного закона любой страны являются гарантии прав и свобод гражданина, необходимые для обеспечения чести и достоинства человека; наличие народного суверенитета, где народ рассматривается в качестве единственного верховного источника власти; существование экономических и социальных условий, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей.
1 Понятие и классификация международных преступлений в области прав человека
Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является разработка свода норм международного права — конвенций, договоров, стандартов, — необходимых для поощрения экономического и социального развития, а также для укрепления международного мира и безопасности. Многие договоры, инициатором составления которых была Организация, составляют основу законодательства, определяющего отношения между странами. Хотя деятельность Организации в этой области не всегда находится в центре общественного внимания, она влияет на каждодневную жизнь людей во всем мире.
Исследование такого недостаточно разработанного в науке предмета как международное уголовное право должно начинаться с определения явлений, которые оно призвано регулировать и охранять, а также тех, с которыми призвано вести борьбу.
Понятие "преступление", как и понятие "уголовное право", имеет внутригосударственное происхождение. Им обозначаются наиболее тяжкие и опасные для общества противоправные деяния. Однако и в международном праве уже на ранних стадиях его развития встречается понятие "преступление". Договоры Древней Руси с Византией предусматривали ответственность за преступления, совершенные русскими в Византии и греками на Руси. Например, договор 911 г. предусматривал ответственность за такие злодеяния как убийство, грабеж, кража, умышленные побои и др. [1, с. 5]
В данном случае понятие "преступление", встречающееся в источнике международного права, не отличается, по существу, от преступления по внутреннему уголовному праву. Государства договариваются об условиях уголовной ответственности подданных одного государства, совершивших преступления в другом государстве против его подданных или самого этого другого государства.
Позже появились уголовно наказуемые деяния, с которыми государствам трудно было вести борьбу в одиночку, — пиратство, работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и др. Для преследования этих преступлений государства стали заключать договоры о сотрудничестве. И в этом случае деяния, в борьбе с которыми сотрудничали государства, по своему характеру мало чем отличались от соответствующих деяний, не выходящих за пределы одного государства. Однако то, что, например, преступники часто оказывались за рубежом, или преступная торговая операция совершалась за государственными границами, или подделывалась валюта не своего, а иностранного государства, т. е. что преступление задевало интересы не одного, а нескольких государств, имело трансграничный эффект, предопределяло необходимость международного сотрудничества.
2 Преступления против человечности
Для того, чтобы одно из перечисленных выше преступлений было признано преступлением против человечности, процессуально необходимо одновременное соблюдение двух обязательных условий согласно Римского статута: для такого преступления характерны широкомасштабность или систематичность нападения на любых гражданских лиц и сознательное деяние – совершение нападения.
Для преступлений против человечности родовым объектом является состояние защищенности человечества как на общемировом, так и на национальных уровнях, а также его демографических и/или иных групп (в частности, групп, объединенных по политическим и другим мировоззренческим принципам) от угроз преступных посягательств на коллективные права человечества и вышеуказанных групп, а также преступных нарушений индивидуальных прав и свобод человека, совершаемых в ходе таких посягательств [7, c. 34].
В соответствии с конкретными видами преступлений, закрепленных в уже вышеупомянутой статье 7 Римского статута, для отдельных преступлений против человечности выделяются их непосредственные объекты на основании схожести объектов преступных посягательств, которые можно объединить в группы:
Первая группа: Преступления против права человека на жизнь и здоровье.
К данной группе преступлений можно отнести: убийство, истребление, пытки, иные бесчеловечные действия или бездействия аналогичного характера, которые заключаются в том, что лицу умышленно причиняются сильные страдания или наносятся серьезные телесные повреждения или наносится серьезный ущерб здоровью, как психическому, так и физическому.
Вторая группа. Преступление против права человека на свободу.
В состав данной группы входят: порабощение, несоблюдение основополагающих норм международного права посредством заключения в тюрьму или иное жестокое лишение физической свободы, насильственное исчезновение людей.
Третья группа. Преступления сексуального характера.
Данная группа преступлений включает в себя изнасилование, обращение лица в сексуальное рабство, а также случаи, когда лицо принуждается к проституции, к беременности, принудительно стерилизуется или в его отношении совершаются любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести.
3 Военные преступления
Под военным преступлением понимается предусмотренное актом международного уголовного права виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленные основополагающими принципами международного права и международным гуманитарным правом правила ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.
В международном уголовном праве выделяют следующие виды военных преступлений.
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. военнопленными признаются: личный состав вооруженных сил воюющей страны; партизаны; личный состав ополчения и добровольческих отрядов; личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты; члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации; стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Статус военного плена закреплен той же Женевской конвенцией: военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен; устанавливается ответственность "держащей в плену державы", а также физических лиц; Конвенция регламентирует порядок обращения с военнослужащими, попавшими в плен, условия их содержания, порядок привлечения к работам, наложения дисциплинарных и уголовных наказаний, освобождения и репатриации. Воюющие государства обязываются обеспечивать раненым и больным пленным гуманное обращение и уход. Строго запрещается добивать, пытать или истязать раненых и больных, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или умышленно создавать условия для заражения.
Военные действия должны вестись против вооруженных сил противника и его военных объектов, а не против мирного населения[1]. В соответствии с Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. предусмотрен ряд специальных положений, направленных на реальное обеспечение безопасности мирного населения: возможность создания воюющими сторонами по взаимному согласию санитарных и безопасных зон, а также "нейтрализованных зон" для защиты от опасностей войны раненых, больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7 лет. Подлежат охране больницы, имущество частных лиц, общественных и иных организаций, семейные права, религиозные убеждения и обычаи мирного населения и т.д. Оккупирующие власти обязываются снабжать население оккупированной территории продовольствием и медикаментами.
Заключение
В. Пелла предлагает заменить право победителя и право сильного на право справедливости, на основании того, что настоящая победа состоит не в том, чтобы заставить другое государство признать себя побежденным, а в том, чтобы признать себя виновным, не в силу поражения, а в силу нарушения международного права, совершения преступления во избежание проявлений реваншизма с обязательным обеспечением права на защиту и соблюдением всех процессуальных принципов международного судопроизводства, включая все права человека, предусмотренные универсальными конвенциями, то есть право на скорое и справедливое разбирательство, процессуальное равенство сторон и принцип презумпции невиновности.
При этом в качестве особенностей государства как субъекта международного уголовного процесса он называет большую возможность доказательства совершения международного преступления со стороны государства, более высокий уровень гарантий возмещения причиненного ущерба по сравнению с индивидом, а также невозможность для государства укрыться от преследования в силу привязанности к определенной территории.
При обсуждении в Комиссии международного права проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, члены пришли к общему мнению по поводу соучастия, указав, что нельзя привлекать к ответственности целый народ как субъект преступления. Однако, указанное вытекает больше из практической невозможности привлечь к суду целый народ, поскольку в этом случае концепция соучастия охватывает слишком широкий круг лиц, чем из теоретической невозможности признать их всех виновными, более того, обеспечить права нескольких государственных преступников намного легче, чем всего народа-преступника.
Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что идея уголовной ответственности государств как целостная концепция наиболее приоритетна, тогда как остальные исходят из практической ценности: не оставить безнаказанным государство, обычно основной субъект международных преступлений.
В данный момент в разработке норм и принципов международной ответственности существует серьезный пробел. Несмотря на возрастающую необходимость, нормы и принципы международно-правовой ответственности государств так и не кодифицированы, хотя работа над этим ведется Комиссией международного права ООН.
Анализ работы Комиссии международного права по изучению вопросов международной ответственности государства за правонарушения приводит к выводу о том, что в постановке этих проблем произошел определенный сдвиг. Проделанная Комиссией работа в этой области и составляемый ею проект соответствующих статей могут служить основой для дальнейшего продвижения вперед, и это уже дело ближайшего будущего, в котором главное место принадлежит обеспечению и защите прав и свобод человека.
1 Lemkin R. Axis Rule in Occupied Europe: Laws of Occupation, Analysis of Government, Proposalsfor Redress. – Washington : Carnegie Endowment for International Peace, 1944. – 65 с.
2 Аванесян В.В. Геноцид: криминологическое исследование : дис. канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – 876 с.
3 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. – Т. II. – Москва : Юрид. лит., 1982. – 543 с.
4 Бем М.В. Эволюция концепции геноцида Р. Лемкина // Рос. юрид. журн. – 2013. – № 6. – 765 с.
5 Беспалько В.Г. Геноцид и его прообразы в Пятикнижии Моисея // Публичное и частное право. – 2011. – № 4. – С.55.
6 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2000. – 76 с.
7 Бурячкова Е.Г. Геноцид: исторические аспекты // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 1. – С. 111.
8 Бурячкова Е.Г. Понятие геноцида, его новые формы // Рос. судья. – 2016. – № 6. – С.45.
9 Вартанян В.М. Уголовная ответственность за геноцид : автореф. дис. канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2000. – 533 с.
10 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-го издания 1899 г. – Москва : Греколат. кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. – 432 с.
11 Добрынин Н.М. Универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого. Современная версия новейшей истории государства. – Новосибирск : Наука, 2012. – 554 с.
12 Иногамова-Хегай Л.В. Уголовная ответственность и иные меры уголовно-правового характера // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке : материалы X Междунар. науч.практ. конф. (24–25 янв. 2013 г.). – Москва, 2013. – 543 с.
13 Мламян Н.М. Геноцид как преступление против человечества // Рос. следователь. – 2016. – № 17. – С.33.
14 Уголовное право. Общая часть : учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма, 2008. – 544 с.
15 Фочкин О. К трибуналу все готово // Известия. – 2017. – 17 февр. – С. 221.
16. Совместная декларация 24 мая 1915 года стран-союзниц Великобритании, Франции и Российской империи, о квалификации действий Турецкого правительства в отношении армян как «преступления против человечества» и уголовной ответственности его организаторов и исполнителей (опубликованная одновременно 24 мая 1915 г.) – 554 с.
17. Бирюков, П. Н. Международное право. М., -2017. С.61.
18. Валеев Р.М. Международное уголовное право в документах. М.,2015. С. 241.
19. Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
20. Панов, В. П. Международное уголовное право. М.,-2017. - С.118
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты