Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран»
по дисциплине: «Международные экономические отношения»
2021
45.00 BYN
Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международные экономические отношения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Итоги взаимной торговли Республики Беларусь со странами ЕАЭС за 2020 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Товарный состав экспорта и импорта Республики Беларусь во взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты внешнеторговой политики
2 Анализ внешнеторговых стратегий зарубежных стран
3 Анализ внешнеторговой стратегии Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных, довольно сложных условиях роста и развития экономических отношений между странами мира, внешнеторговая политика играет очень важную роль. Позиция любой страны в мировой хозяйственной системе напрямую зависит от того, насколько эффективна проводимая ей внешнеторговая политика, а грамотность ее построения обуславливает необходимое развитие внутреннего рынка. Ни одна страна в мире не сможет достичь серьезных успехов в своем экономическом развитии, если она находится в изоляции от мировой экономической системы.
Современное состояние мирового хозяйства и мирового экспорта и импорта товаров и услуг, характеризуется развитым прогрессом при развитии международной специализации. Также при этом значительно возрастает зависимость национальных экономик стран от внешних факторов, в первую очередь, от уровня развития мирового производства, уровня научно-технического прогресса, международного обмена. Даже страны, которые имеют в своем составе очень большие природные, материальные и трудовые ресурсы, не могут эффективно развиваться без эффективной внешнеторговой политики.
Что касается Республики Беларусь, то в этой стране внутренний рынок очень ограничен для многих отраслей промышленности, вся промышленность направлена на массовое количество выпускаемых товаров, которые ориентированы на экспорт. Именно поэтому экономическая стабильность в стране напрямую зависит от экспортоориентированности экономики, и наличия прямой зависимости от конъюнктуры на внешних рынках.
Переход нашей страны к модели рыночной экономики довольно остро поставил перед ней проблему интеграции в мировое хозяйство. Активное участие Беларуси в мировой хозяйственной системе должно оказать положительно влияние на белорусскую экономику, а также получить дополнительные стимулы, для того, чтобы полностью реорганизовать экономический уклад, усовершенствовать существующие экономические механизмы и приспособить их к современным требованиям мирового рынка.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что внешнеторговая политика страны является ее основным гарантом для обеспечения экономической безопасности страны. Это происходит потому, что внешняя торговля является самым разнообразным и многосторонним компонентом внешнеэкономических отношений для любой страны мира.
Объектом исследования в данной курсовой работе является внешнеторговая политика, а предметом исследования – внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Целью данной курсовой работы является определение актуального состояния внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий перечень задач:
- рассмотреть теоретически аспекты внешнеторговой политики;
- провести анализ внешнеторговых стратегий зарубежных стран;
- провести анализ внешнеторговой стратегии Республики Беларусь;
При написании данной курсовой работы были применены следующие методы исследования: синтез, аналитический обзор литературы и интернет-источников по заданной тематике, метод классификации, графический метод представления информации, статистический сбор данных.
При написании курсовой работы были использованы различные источники: научные труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, интернет-источники: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.
1 Теоретические аспекты внешнеторговой политики
Страны, имеющие высокое положение в мировой экономической системе, в целях защиты своих интересов используют определённые стратегии в ведении внешнеторговой политики.
Под «внешнеторговой политикой» понимаются меры государства, направленные на создание благотворных условий по расширению воспроизводства и международного обмена и определение режима регулирования торговых отношений с другими странами, позволяющие обеспечить комфортную платформу для конкурентного преимущества для отечественного производства, развитие и правовое обеспечение конкурентного преимущества в целях благотворного функционирования инфраструктуры, а также расширения влияния на внешнем рынке [10, c. 83].
Внешнеторговая политика предусматривает комплекс мер, которые направлены на осуществление торговых процессов между различными регионами и странами на мировом рынке товаров и услуг.
Обозначим основные цели внешнеторговой политики:
- установление стратегии повышения объема экспортно-импортных операций;
- формирование стратегии изменения структуры внешнеторговых операций;
- создание необходимых условий для обеспечения страны необходимыми ресурсами, товарами и услугами;
- определение норм соотношения экспортных цен и импортных цен.
Многолетний опыт учёных, которые занимаются изучение специфики функционирования внешнеторговой политики, позволил разработать термин «политики свободной торговли», согласно которому, государство имеет стратегию минимального вмешательства государства в дела внешнеэкономического регулирования. Однако, подобная трактовка термина не означает, что государство придерживается отстранённой позиции в отношении политики внешнеторгового регулирования. Государство при регулировании вопросов внешнеторговой политики занимается заключением договоров со странами дальнего и ближнего зарубежья, что и является своеобразным предоставлением свободы хозяйствования субъектам.
Проведение государством политики свободной торговли в дальнейшем позволяет получать наибольший экономический эффект от обмена с зарубежными странами, их компаниями и корпорациями.
Осуществление государством защитной политики внутреннего рынка от конкуренции с иностранными государствами путём руководства тарифными и нетарифными инструментами называется «политикой протекционизма». Политика протекционизма может осуществляться в разнообразных формах и направлениях и быть направлена против стран либо их определённых товарах (избирательный протекционизм), защита определённых отраслей (отраслевой протекционизм), проведение несколькими странами методов определённого экономического регулирования внешнего товарного рынка (объединённый протекционизм).
2 Анализ внешнеторговых стратегий зарубежных стран
Республика Польша — государство в Центральной Европе, являющееся членом Европейского союза и НАТО. За последние годы Польша значительно расширила свою роль и укрепила позиции в отношениях со странами Европы и Запада.
В последние тридцать лет серьезным изменениям подверглись как внешнеэкономические, так и политические связи Польши. Страна в этот короткий по меркам истории промежуток времени сменила социально-экономическую модель, вступила в Европейский Союз, провела переориентацию внешнеторговых потоков со стран бывшего социалистического лагеря на развитые государства Западной Европы. Одной из особенностей польской социально-экономической трансформации стало быстрое проведение в этой стране экономической либерализации, вовлечение в мировую экономику посредством расширения международной торговли, движения капитала, рабочей силы.
Современная структура внешней торговли Польши, а также ее географическая направленность во многом являются результатом социально-экономических преобразований, которые наступили в ее национальном хозяйстве за последние 25 лет, особенно, после вступления страны в ЕС.
Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), Польша входит в тридцатку стран – лидеров по объему экспорта (22 место) и импорта (19 место) в мире, что говорит о значимой роли внешней торговли в экономическом развитии страны.
В 1991-2020 гг. объем экспорта товаров увеличился более чем в 15 раз с 14,9 млрд долл. США до 235,8 млрд долл. США.
Подобная тенденция наблюдалась и с объемом импорта товаров, объем которого в аналогичном периоде вырос почти в 15 раз с 15,5 млрд долл. США до 234 млрд долл. США. Несмотря на это, позиция Польши в мировой торговле достаточно скромна. Доля Польши в мировом экспорте и импорте товаров составляет около 1%.
Важной особенностью развития товарной структуры польского экспорта, являются его зависимость от притока иностранного капитала, который является проводником новых технологий и инноваций в национальное хозяйство. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), также обуславливает импорт в Польшу инвестиционных товаров, доля которых достигает 80% в общей структуре. С одной стороны, ПИИ оказывают огромное влияние на промышленный потенциал польской экономики, ее модернизацию, с другой, являются главной причиной дефицита торгового баланса. Приток ПИИ является одним из катализаторов роста производства экспортных товаров в Польше [1].
3 Анализ внешнеторговой стратегии Республики Беларусь
Географическое положение Республики Беларусь, особенности ее промышленного комплекса, а также исторические связи страны определили высокую степень открытости белорусской экономики, ее ориентированность на внешние рынки. Так как Беларусь не имеет в достаточном объеме собственных природных ресурсов, страна зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает. Тем самым, благополучие страны и народа полностью зависит от грамотной внешнеторговой политики.
Республика Беларусь, как суверенное государство всегда выступала убежденным сторонником развития интеграционных процессов на Евразийском пространстве, формирования идеологии устойчивого многополярного мира и на различных уровнях заявляла о том, что евразийская интеграция является приоритетом ее внешней политики.
Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) в составе Советского Союза занимала одно из ведущих мест по уровню развития промышленности. В 1950–1960 гг. на территории БССР был построен ряд крупных предприятий — БелАЗ, МАЗ, МТЗ, Беларуськалий, Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, — которые и в настоящее время являются валообразующими, основой экономики Беларуси. В рамках советской системы разделения труда БССР была общесоюзным «сборочным цехом».
Однако сырьё на эти предприятия поступало с территорий других республик Советского Союза и прежде всего РСФСР, а значительная часть продукта, произведённого на этих предприятиях, шла за пределы БССР.
Вывоз произведенной продукции из БССР в основном происходил в другие союзные республики (76,67%). В том числе это касалось экспорта промышленной продукции, составлявшей основу материального производства в Белорусской ССР (78,62%). Зависимость республики от импорта товаров из других субъектов СССР была ещё выше (почти 90,2%). Прежде всего, это касалось углеводородного сырья, служившего основой для работы нефтеперерабатывающих заводов.
Описанные факторы отразились на структуре внешней торговли Беларуси. В первые годы после обретения независимости существенно диверсифицировать внешнюю торговлю Беларуси не удалось в силу изначальной ориентации промышленного комплекса на связи с бывшими республиками СССР (прежде всего, с Россией). В середине 1990-х гг., когда руководство Республики Беларусь приняло решение об углублении интеграции с Российской Федерацией, ключевое место в структуре внешнеторгового оборота всё так же занимали страны СНГ и прежде всего Россия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под «внешнеторговой политикой» понимаются меры государства, направленные на создание благотворных условий по расширению воспроизводства и международного обмена и определение режима регулирования торговых отношений с другими странами, позволяющие обеспечить комфортную платформу для конкурентного преимущества для отечественного производства, развитие и правовое обеспечение конкурентного преимущества в целях благотворного функционирования инфраструктуры, а также расширения влияния на внешнем рынке.
Каждая страна осуществляет внешнеторговую политику, основываясь на стратегическом планировании международного внешнеторгового обмена в целях создания благоприятного экономического климата и формирования эффективной экономической структуры и реализации преимуществ в мировом хозяйственном взаимодействии. В зависимости от степени вмешательства государства в регулирование торговых отношений с другими странами, традиционно выделяют два подхода, которых придерживается правительство страны: политика протекционизма – политика государственной защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных методов регулирования; и политика свободной торговли, предполагающая минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю.
За период своего суверенного существования, Республика Беларусь смогла найти свое место в системе международной торговли. Более того, несмотря на то, что ориентация идет в основном на рынок ЕАЭС, Беларусь проводит успешную многовекторную внешнеторговую политику и устанавливает торговые отношения со многими странами мира помимо стран Евразийского региона, тем самым укрепляя свои позиции на международной арене. Несмотря на то, что более 50% внешней торговли Республики Беларусь занимает рынок ЕАЭС, Беларусь также в полной мере сотрудничает с азиатскими и европейскими странами.
Беларусь является активным участником и в наибольшей степени из всех стран-участниц ориентирована на рынок ЕАЭС. Экспорт отечественных товаров представлен относительно небольшим кругом позиций, производимая продукция обладает высоким качеством и относительной конкурентоспособностью на международных рынках, что оказывает определяющее влияние на объемы валютной выручки нашей страны.
Основной проблемой развития торговых отношений между странами ЕАЭС, в том числе между Республикой Беларусь и странами Союза называют недостаточный уровень интеграции и наличие большого количества барьеров, изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров внутри интеграционной группировки.
1 Административные меры регулирования во внешней торговле в Европейском союзе (на примере Республики Польша) и в Евразийском Экономическом Союзе (на примере Российской Федерации) / Карданов В.А., Кулик В.Н. // Вестник университета. – 2019. – № 2. – С. 101-105.
2 Бородулина, Л. П. Международные экономические организации / Л.П. Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга. - М.: Инфра-М, Магистр, 2016. - 368 c.
3 Внешнеэкономические связи Польши на современном этапе / Захаров А.Н., Габарта А.А. // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 6. – С. 15-24.
4 Годовая статистика международной торговли товарами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trendeconomy.ru/.
5 Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=f01400176.
6 Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.
7 Дюмулен, И.И. Международная торговля. Тарифное и не тарифное регулирование. Учебник / И.И. Дюмулен. - М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2016. - 548 c.
8 Евразийская экономическая комиссия: Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2019 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2019.pdf.
9 Евразийский Экономический Союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
10 Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами. Учебник / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - Москва: Высшая школа, 2017. - 576 c.
11 Мантусов, В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В.Б. Мантусов. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 272 c.
12 Министерство экономики Республики Беларусь. Компетенция ЕАЭС и государств – членов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/keas-ru/.
13 Повалихина, Т. И. История мировой экономики и международных экономических отношений / Т.И. Повалихина. - М.: Современная школа, 2017. - 256 с.
14 Рагулина, Ю. В. Международная торговля. Учебник / Ю.В. Рагулина, Н.А. Завалько, В.О. Кожина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017. - 272 c..
15 Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2018. – 192 с.
16 Статистические данные по Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
17 Тарелко, Н. А. Международные экономические отношения / Н.А. Тарелко, Л.М. Короткевич. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 112 c.
18 Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 316 с.
19 Фомичев, В. И. Международная торговля. Учебник / В.И. Фомичев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 496 c.
20 Экономическая теория: учебник / С.С. Носова – 4-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 792 с.
21 Handbook of statistics 2020 Country [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf.
22 UNCTAD, 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/Pages/DITC/Trade-Analysis/Non-TariffMeasures/NTMs-Classification.aspx.
23 World Trade Organisation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Итоги взаимной торговли Республики Беларусь со странами ЕАЭС за 2020 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Товарный состав экспорта и импорта Республики Беларусь во взаимной торговле с государствами-членами ЕАЭС.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты