Государство как субъект права
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государство как субъект права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Государство как субъект права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Правоотношение – это юридическое средство привязки общей абстрактной нормы применительно к конкретному субъекту – индивиду, организации, государственному органу, иному субъекту. Возникновение правоотношения означает, что норма права нашла своего адресата, а, следовательно, некто наделяется субъективными правами и соответствующими юридическими обязанностями.
Для понимания предмета и сущности правовых отношений необходимо определиться с субъектами правоотношений, их особенностями и разновидностями. Ведь без знания спектра прав и обязанностей, а равно объема правоспособности и дееспособности различных субъектов правоотношений невозможно точное определение их места и статуса в системе гражданского права.
Субъектами общественных отношений, носителями прав и юридических обязанностей могут быть физические лица (граждане), юридические лица, а также государство и его административно-территориальные единицы.
Сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства — это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Из определения видно, что решающее влияние на функции любого государства оказывает его сущность.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельства предопределяют актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступает комплекс общественных правоотношений, складывающихся при реализации государством своих полномочий как субъекта права.
Предметом исследования являются нормы права, характеризующие понятие, особенности правосубъектности государства.
Целью курсовой работы является детальный и всесторонний анализ понятия, особенности правосубъектности государства.
Для достижения вышеуказанной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– охарактеризовать государство как публично-правовое образование;
– исследовать эволюцию государства в условиях развития информационного общества.
Методы исследования. Методологическую основу данной работы составили методы толкования правовых норм, метод сравнительного анализа, метод синтеза, метод систематизации и обобщения, логический методы и некоторые другие.
Структура курсовой работы предопределяется целью и задачами исследования, включает титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Государство выступает не только как форма обеспечения социального компромисса, но и как активный и равный участник соответствующих правовых отношений. Правовая конструкция государства посредством комбинации ее признаков эклектично состоит из соответствующих идентифицирующих элементов, которые в совокупности дают возможность характеризовать ее как источник активности. Традиционно к таким признакам относятся суверенитет, наличие населения и территории, юридическая форма государственной самоорганизации [1, с.74].
В контексте вышесказанного бесспорно отнесение к субъектам права также государства. Эта идея унаследована нами от советской цивилистической мысли, которая, однако, предоставляла этой конструкции самостоятельное и особое значение как следствие сочетания политического и хозяйственного.
Однако приведенный взгляд не является универсальным в правовой науке. Так, некоторые вообще отрицают существование государства как субъекта права. При этом ученый приводит аргумент, что действительным субъектом является не столько государство, которое сохраняет значение средства развития общественных отношений, как его органы, наделенные соответствующей дееспособностью [2, с.12].
На основании изложенного в качестве субъектов права автор считает необходимым исследовать исключительно физические и юридические лица. Объяснение этой позиции, по его мнению, заключается в том, что в советский период государство выступало в гражданском обороте через многочисленные государственные предприятия и учреждения, которые признавались юридическими лицами.
В то же время мы не можем оставить без внимания тот факт, что государство имеет отличия от иных субъектов гражданского права. Поскольку сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях не является единственной сферой его функционирования. Так, публично-правовое и одновременно частноправовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях [3, с.68].
На сегодня такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Следует также отметить, что статус субъекта гражданского права государство получает без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте. Государство как субъект гражданского права лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание и прекращение деятельности государства имеет трансцендентный характер.
ГЛАВА 2 ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
На протяжении всей истории государства термин «государство» использовался в различных смыслах для обозначения государства и общества; как территориальной единицы, так и системы управления этой территориальной единицей. Эволюция понятия «государство», сопровождаемая эволюцией самого феномена «государство», зависит не только от существующих объективных причин, влияющих на понимание природы этого явления, но и от субъективных взглядов конкретного исследователя и от определения его понятия и сущности путем существенного выражения цели государства в области государственного управления во всех вариантах понятия такого объективного явления, как «государство».
Под «властью» понимается средство общения и взаимодействия людей, которое может быть принято как рабочее предположение о том, что государственная власть-это совокупность общественных отношений, реализуемых с целью управления конкретными социальными группами, объединенными общими территориями обитания и культурными традициями. Под административным процессом автор понимает деятельность, осуществляемую подчиненным субъектом в целях принудительного исполнения решения судебного исполнителя, выраженную в специальной форме и предусматривающую возможность и обязанность государственного принуждения в случае его невыполнения.
Современное государство принципиально отличается от раннего и имеет следующие характеристики:
– наличие легитимной и легитимной государственной власти, которая проявляется в управлении, судебной и правоохранительной деятельности в целом, несравнимой с населением в целом в пределах ее сферы, но обеспечивающей принятие представительной демократии;
– монопольное правовое принуждение специальными государственными органами посредством юридических процедур;
– суверенитет государственной власти, обеспечивающий независимость государства на международной арене и его верховенство по отношению к другим политическим организациям;
– законы, существующие в виде формально определенных норм, приводящих к «универсализации» регулирования общественных отношений во всем государстве, как целостный способ регулирования правоотношений и как средство выражения решения государственной власти;
– между населением и государством существуют правовые отношения, не зависящие от социального расслоения и выражающиеся в совокупности взаимных прав и обязанностей;
– правовая система налогообложения, необходимая для материального обеспечения государственных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Правовую природу государства следует рассматривать в обеспечении условий для развития гражданского общества, реализации солидарных интересов его членов, не ограничиваясь рамками исключительно публично-правового характера. Его паритетность с частноправовым наполнением деятельности государства является очевидным для современного развития гражданского общества.
Рассматривая государство как союз интересов лиц, объединенных в единый социальный организм с целью их обеспечения, оправданным является отождествление его с таким субъектом права, как юридическое лицо. Проведенная теоретическая дискуссия позволяет утверждать, что государство является разновидностью юридического лица, в котором органы государственной власти выполняют функции органа управления таким лицом. При этом орган государственной власти не обладает собственной правосубъектностью, поскольку не имеет прав и обязанностей, отличных от субъективных гражданских прав и юридических обязанностей государства. Это логично, поскольку орган юридического лица не является самостоятельным участником гражданских правоотношений.
Функции государства классифицируются по различным основаниям: по специфике объектов государственного воздействия, по сферам деятельности государства, по продолжительности действия, по степени общности, по характеру государственного воздействия на общественные отношения, по видимости, по степени отражения интересов различных групп населения.
Государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм: правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность, а также неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
В целом, все функции государства можно разделить на внутригосударственные и внешние. К внутригосударственным относятся следующие функции: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая и др.
К внешним – обороны, дипломатическая, внешнеполитическая, внешнеэкономическая, культурного сотрудничества, сотрудничества государств в решение глобальных проблем современности. Также государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм:
– правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность,
– неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
1. Шмитт, К. Государство. Право и политика / К. Шмитт; пер. с нем. и вступ. ст. О.В. Кильдюшова. – М. : Территория будущего, 2016. – 448 с.
2. Бредихин, А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография / А.Л. Бредихин. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 128 с.
3. Мишель, А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий / А. Мишель. – М. : Территория будущего, 2018. – 536 с.
4. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А.М. Васильев. – М., 2016. – 211 с.
5. Елистратов, А.И. Понятие о субъективном публичном праве. Теория субъективных публичных прав / А.И. Елистратов. – М. : Норма, 2015. – 39 с.
6. Шалланд, Л.В. Юридическая природа территориального верховенства. Историко-догматическое исследование / Л.В. Шалланд. – Т. 1. – СПб. : Питер, 2015. – 305 с.
7. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2016. – 752 с.
8. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – 6-е изд., испр. – Мн.: Амалфея, 2017. – 496 с.
9. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГТУ, 2019. – 304 с.
10. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк – М., 2008. – 612 с.
11. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
12. Морозова, Л.А. Функции государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 2015. — №6. – С. 98-108.
13. Белоусов: Парижское соглашение по климату без США недееспособно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4306244. – Дата доступа: 25.04.2021.
14. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах/ М.Н.Марченко. - Т.1. – М.: Изд.Зерцало, 2018. – 195 с.
15. Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 2017. – №3. – С. 96-99.
16. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 472 с.
17. Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – Л., 2017. – 522 с.
18 18. Основные функции государства [Электронный ресурс] // On-line библиотека. – 2021. – Режим доступа: http://www.xserver.ru/. – Дата доступа: 25.04.2021.
19. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев – М.: Юрид. лит., 2016. – 192 с.
20. Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология / Н.В. Разуваев. – СПб., 2018. – 472 с.
21. Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права / А.Б. Сапельников. – СПб., 2016. – 267 с.
22. Голубева Л.А. Нетипичные ветви государственной власти в механизме современного государства: дис. ... канд. юр. наук / Л.А. Голубева. – СПб., 2019. – 276 с.
23. Martin W.J. The Information Society. London, 1988. – P. 57.
24. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. – Tokyo, 1980. – xiv. – P. 52.
25. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под ред. О.И. Шкаратана. – М., 2010. – 37 с.
26. Честнов И.Л. Постклассическая теория права / И.Л. Честнов. – СПб, 2017. – 292 с.
27. Ратиев В.В. Социальные аспекты функционирования информационного общества / В.В. Ратиев // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2017. – №4. – С. 241-244.
28. Шарков Ф.И. Политическая коммуникация в современной информационном обществе / Ф.И. Шарков // PolitBook. – 2016. – № 2. – С. 121-130.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты