Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №153, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «воспитание бережного отношения к природе»
1.2 Особенности воспитания бережного отношения к природе у младших школьников
1.3 Педагогические условия воспитания бережного отношения к природе у младших школьников в процессе внеклассной работы
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников
2.2 Система мероприятий по воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество стоит перед опасностью экологической катастрофы. Взаимодействие человека с природой, а также воздействия общества на окружающую среду носит глобальный характер. В последнее время вмешательство человека в окружающую среду приводят к таким изменениям, которые в будущем будут иметь необратимый характер в экологическом и биологическом смысле.
Для решения экологических проблем перед учреждениями образования были поставлены новые задачи в воспитании молодого поколения, которые должны бережно и ответственно относиться к природе, а также рационально использовать и защищать природные богатства. Благодаря этим требованиям вырабатываются нормы поведения у каждого человека, которые позволяют выработать чувство ответственности за изменение состояния окружающей среды.
В рамках реализации государственных задач по осуществлению учреждениями образования эффективности экологического просвещения и воспитания, в современной системе образования, разработаны программы, которые реализуются в начальной школе в рамках учебной дисциплины «Человек и мир», а также на факультативах связанных с познанием окружающей среды, где в полной мере реализуются цели и задачи экологического образования, а также формируется осознанное, бережное отношение к природе у младших школьников. На уроках «Человек и мир» и факультативных занятиях даются первичные знания о природе и навыки ее охраны.
Дальнейшие отношение учащихся к окружающей среде зависит от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразие связей человека с природой, насколько глубоко воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание созидать на пользу окружающей среды.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л. И. Божович, А. И. Леонтьева, В. Н. Мясницова и др.
Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой и других, в которых отражены традиционные формы и методы экологического воспитания. И в наше время уделяется большая роль воспитанию бережного отношения к природе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «воспитание бережного отношения к природе»
Как показывает негативный опыт прошлого века, при стремительном развитии научно-технического оборудования не менее стремительно разрушается и природа нашей планеты. Человечество разрушает свою среду обитания, и комфортные условия жизни вместе с разрушенными ландшафтами не могут спасти его от вымирания. Самосовершенствование в интеллектуальной сфере не продлит существование человечества на этой планете [1, c. 20].
Очень простой выход из этой ситуации – непрерывное экологическое образование. Однако такое образование «пробуксовывает» и почти не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в некоторых странах оно ведётся, стимулирует его экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет.
Существование и развитие человека и общества требует знания и соблюдения, по крайней мере, минимальной экологической культуры. Сегодня необходимо сознательное и целенаправленное формирование этой культуры, что невозможно без правильной формулировки всего образовательного процесса, повышения уровня формирования уважения к природе.
«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [6, с. 36 – 40]. История становления экологии как науки прослеживается с самой глубокой древности. Она тесно связана с начальным познанием растений и животных, условий окружающей среды, интуитивным созданием системы табу (экологических ограничений в связи с резким уменьшением в результате деятельности человека, численности «добываемых» видов) и фактически совпадает с историей развития естествоведческих наук (ботаники, зоологии, географии) [4, c. 48].
И.Д. Зверев считал, что экологический кризис на планете, в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [17, с. 56]
Важным принципом этой системы является преемственность и последовательность экологического образования, т.е. взаимосвязанный процесс образования, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад–школа–школа–вузовское и послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования важное значение имеет второе звено школы, а в школе – начальные школы. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста очень любопытны, открыты, открыты, открыты, открыты, открыты, открыты, открыты и открыты для страха и радости, сострадательны и сочувственны ко всем живым существам. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развития навыков и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют позитивному формированию основ экологической культуры, что является целью экологического образования [12, с. 55].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к формированию бережного отношения к природе у младших школьников.
Эмпирическое исследование по определению уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №153 г. Минска».
В исследовании приняли участие 19 учащихся младшего школьного возраста 2 «Б» класса, возраст учащихся 7 – 8 лет.
Критериями сформированности бережного отношения к природе у младших школьников выступили когнитивный, эмоциональный и деятельностный. На основании выделенных критериев были подобраны методики:
- тест на выявление уровня сформированности экологических знаний, для выявления уровня когнитивного критерия,
- модифицированная анкета Л.В. Моисеевой, для выявления уровня когнитивного критерия эмоционального критерия [24],
- методика Ю.А. Полещук, для выявления уровня когнитивного критерия деятельностного критерия.
Нами были выявлены уровни и показатели сформированности бережного отношения к природе младших школьников.
Высокий уровень – сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей организмов в природе. Развита потребность в приобретении экологических знаний и навыков. Соблюдают правила поведения в природе, понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Анализируют свое отношение к окружающей среде.
Средний уровень – не в полной мере знают и выполняют правила поведения в природе. Недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Слабо сформированы знания о единстве природы. Не всегда соблюдают правила поведения в природе и понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Стараются анализировать свое отношение к окружающей среде.
Низкий уровень – незнание экологических взаимосвязей организмов в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Не соблюдают правила поведения в природе и не понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Не анализируют свое отношение к окружающей среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование и развитие человека и общества требует знания и соблюдения, по крайней мере, минимальной экологической культуры. Сегодня необходимо сознательное и целенаправленное формирование этой культуры, что невозможно без правильной формулировки всего образовательного процесса, повышения уровня формирования уважения к природе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые находят её сущность в будущем. Эффективность формирования бережного отношения, ответственности зависит от того, в какой степени в образовательном процессе учитываются основные элементы трансформации социальных отношений в компоненты внутренней структуры личности: социальные отношения, потребности, интересы, цели, мотивы, установки, ценности и ориентиры.
Нравственное развитие младших школьников отличается. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Именно поэтому основная задача взрослых состоит в настойчивом и целенаправленном разъяснении детям значения природных богатств для человека, пробуждения у них стремления заботы о животных и растениях, о памятниках природы. И от того, сумеет ли учитель или родители заложить в ребёнке основы чуткого, бережного отношения к природе, во многом зависит, каким будет его ученик, став взрослым, рачительным хозяином своей земли или равнодушным потребителем и расхитителем её богатств.
Главной задачей внеклассной работы по воспитанию бережного отношения к природе является расширение объёма интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе, к охране природной среды. Для того чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей нужна смена деятельности: познавательная, игровая, трудовая, творческая. Внеклассная работа даёт возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской и проектной деятельности в природе. Воспитание бережного отношения к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к формированию бережного отношения к природе у младших школьников.
Нами было проведено эмпирическое исследование по определению уровня сформированности бережного отношения к природе у младших школьников.
1. Алексеев, С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19–22
2. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 2003. – 241с.
3. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей / А.С. Бахарева. – М.: 2006. – 109 с.
4. Большакова, М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – №3. – С. 48–49.
5. Бондаренко, В. Д. Культура общения с природой. –М. 2007. – 130с.
6. Бурова, Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности / Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. –№ 5. – С.45–47.
7. Вдовиченко, В.М. «Человек и мир» в 3 классе / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Мн. «Народная освета», 2007. – 143с.
8. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2013. – №2. – 123 с.
9. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2002. – 112 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьни–ков. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36–40.
11. Воробьева, А. Н. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 63–64.
12. Глазачев, С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д–ра пед. наук / С.Н. Глазачев. – Москва, 2008. – 68 с.
13. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы / С.Н. Глазачев. – Волгоград, 2012. – 235 с.
14. Гюльвердиева, Л.М. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей / Л.М. Гюльвердиева, З.Ю. Утенова // Начальная школа. – 2008. – №6. – С. 71–76.
15. Ердаков, JI.H. Особенности непрерывного экологического образования [Текст] / Л.Н. Ердаков // Начальная школа. – 2006. – №9. – С. 61-67.
16. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202–XII (в редакции Законов 19.03.2002 № 95–З, от 04.08.2004 № 311–З, от 14.06.2005 № 27–З, от 12.06.2006 № 123–З, от 20.10.2006 № 168–З, от 07.05.2007 № 219–З, от 11.07.2007 № 253–З) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.
17. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва: Знание, 2010. – 96 c.
18. Каропа, Г.Н. Экологическое воспитание в учебной и внеклассной работе по предметам естественнонаучного цикла / Г.Н. Каропа. – Минск, 2015. – 124 с.
19. Новолодская, И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52–55.
20. Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Ставр. Госпединстит., 2013. – 127 с.
21. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебн. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. – М.: «Академия», 2014. – 236 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты