Кадровый потенциал торговой организации и оценка его задействованности на результаты хозяйственной деятельности
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Кадровый потенциал торговой организации и оценка его задействованности на результаты хозяйственной деятельности»
по дисциплине: «Экономика торговли»
2021
45.00 BYN
Кадровый потенциал торговой организации и оценка его задействованности на результаты хозяйственной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика торговли
Организация: Универмаг Беларусь, ТКУП
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бухгалтерский баланс за 2018-2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Бухгалтерский баланс за 2019-2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бухгалтерский баланс за 2018-2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Бухгалтерский баланс за 2019-2020г.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы кадрового потенциала торговой организации
1.1 Понятие и сущность кадрового потенциала торговой организации
1.2 Факторы, оказывающие влияние на кадровый потенциал торговой организации
1.3 Методы и показатели оценки задействованности кадрового потенциала
2. Анализ и оценка кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь»
2.2 Анализ кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь»
2.3 Оценка влияния кадрового потенциала на результаты хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь»
3. Пути совершенствования использования кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь»
3.1 Мероприятия по совершенствованию использования кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь», разработка кадровой политики
3.2 Экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления рыночной экономики особое внимание уделяется вопросам рационального использования кадров, как главного ресурса, обеспечивающего, не только работоспособность, а также конкурентоспособность и прибыльность. Это говорит о том, что успех предприятия обеспечивают именно работники, занятые на нём. Поэтому в настоящее время именно кадровый потенциал является главным преимуществом организации, за которое идет борьба среди компаний. В связи с этим важным является выбор оптимального метода управления персоналом, которой должен непрерывно развиваться для быстрого реагирования на изменение спроса и удовлетворения потребностей на рынке.
Кадровый потенциал представляет собой характеристику возможностей персонала предприятия с точки зрения способности достигать поставленные перед организацией цели и задачи. Управление кадровым потенциалом состоит в системном, регулярном и организованном влиянии на процессы создания, распределения и перемещения рабочей силы на уровне фирмы для обеспечения продуктивной деятельности компании. Таким образом, успех функционирования организации зависит от выбора вариантов построения системы управления кадровым потенциалом компании, грамотное управление которым может расширить возможности организации, вывести ее на новый конкурентный уровень, обеспечить устойчивое развитие.
Отсутствие на предприятии отдела по работе с кадрами, может привести к серьезным проблемам. Предпосылками этого могут быть: не правильный подбор кадров, невыполнение работниками своих обязанностей, неправильное распределение обязанностей среди персонала. Всё это говорит о неправильном формировании кадровой политики или неэффективном управлении. И для решения этой проблемы предприятие должно находить свои рычаги управления, а именно: замена кадров, повышение квалификации кадров, применение более эффективных методов управления дисциплиной, усиление мотивации, внедрение передового опыта и рекомендаций ведущих компаний в сфере управления персоналом.
Однако кадровый потенциал играет важную роль не только в деятельности предприятия, но и в национальной экономике. Анализ кадрового потенциала позволяет определить его структуру, а также возможности развития той или иной отрасли народного хозяйства. Данный показатель определяет совокупный экономический потенциал страны.
Кадры являются основной любой организацией. Изучение структуры кадров является важным моментом. Для анализа организационной структуры управления трудовыми ресурсами удобно использовать функциональную матрицу. Разделение труда позволяет наиболее рационально осуществить управленческую и производственную деятельность и как результат получать большую прибыль с наименьшими затратами труда.
1. Теоретические основы кадрового потенциала торговой организации
1.1 Понятие и сущность кадрового потенциала торговой организации
Основой любой организации является кадровый потенциал. Именно кадры являются движущей силой организации. От квалификации персонала, их эффективного использования, расстановки зависит результат деятельности организации, её преимущество в социальной и экономической сфере, а также место организации на рынке труда.
Категория «кадровый потенциал» используется в социально-экономической литературе относительно недавно. Часто в литературе используют такие синонимы, как «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы» и «кадры». В связи с этим важно уточнить содержание категории «кадровый потенциал» в сравнении с другими понятиями.
С одной стороны «кадровый потенциал» содержит в себе характеристику потенциала, также как и категории «трудового потенциала» и «трудовых ресурсов», таким образом, отражает ресурсный аспект рабочей силы.
С другой стороны, категория «кадровый потенциал» содержит в себе понятие кадров. Кадры – это квалификационные, специально подготовленные для той или иной деятельности работники, использование которых предполагает максимальную отдачу того, что способен дать специалист по своему образованию, личным качествам и приобретенному опыту работы. Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. А потенциал человека соотносится с его возможностями в будущем реализовать свои интересы, достигать поставленные цели. Всё это говорит о том, что кадровый потенциал отражает качественную характеристику работников. В то время как трудовые ресурсы – это количественная характеристика рабочей силы.
Под термином «кадровый потенциал» подразумевается совокупность способностей и возможностей кадров обеспечить эффективное функционирование организации. В перечень способностей и возможностей обычно включают: профессиональные знания работников, компетентность, умения и навыки, профессиональную мобильность и т.п. [3, с. 67]. Сущность кадрового потенциала заключается в том, что оно дает многокритериальную характеристику возможностей персонала предприятия с точки зрения способности достигать поставленных целей и удовлетворения всех сторон, заинтересованных в деятельности данного предприятия.
2. Анализ и оценка кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь»
ТКУП «Универмаг Беларусь» – рентабельно работающее торговое предприятие с 42-летней историей. Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 года. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 года была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». Так, 8 июня 1978 года универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей по адресу улица Жилуновича, 4.
Государственное торговое предприятие «Универмаг Беларусь» создано на основании решения Мингорисполкома от 24.12.1998 г. №1401 в результате преобразования арендного предприятия. С апреля 2000 года в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь преобразовано в торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь».
В 2008 году предприятие «Универмаг Беларусь» обновило фасад здания, его внутренние залы несравнимо увеличились. Светлые, удобные торговые залы расположены на четырех этажах. Постоянный микроклимат в них поддерживается кондиционером. Шесть эскалаторов способны доставить с этажа на этаж 150 человек в минуту. Свой радиоузел передает информацию о товарах и услугах. Шесть грузовых лифтов, электропогрузчики, штабелеры, телефонная станция внутренней связи и другое оборудование работают на то, чтобы универмаг был наполнен разнообразными товарами.
ТКУП «Универмаг Беларусь» ориентирован на реализацию товаров отечественного производства (свыше 70%) для людей со средним и высоким уровнем достатка, ценящих качество изделия и комфорт при совершении покупок, знающих, что организация несет ответственность за продажу товаров и что их права потребителей всегда будут защищены.
Организационная структура организации ТКУП «Универмаг Беларусь» представлена в приложении А.
На данный момент организация предоставляет 22 дополнительные услуги покупателям, в том числе оформление подарков, подгонка швейных изделий, купленных в универмаге, доставка крупногабаритных товаров на дом и другие.
Сегодня «Универмаг Беларусь» – это предприятие, которое соответствует современным требованиям торговли и предлагает оптимальный ассортимент качественных товаров по справедливым ценам. В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом предприятия.
3. Пути совершенствования использования кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь»
3.1 Мероприятия по совершенствованию использования кадрового потенциала ТКУП «Универмаг Беларусь», разработка кадровой политики
Одной из наиболее важных областей управления человеческими ресурсами в соответствующем бизнесе должна быть производительность труда, чтобы повысить мотивацию персонала к работе.
Следует отметить, что кадровый потенциал организации –характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития организации; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Кадровый потенциал является составной частью трудового потенциала предприятия. В большинстве экономических источников названные термины используются как синонимы.
Рассмотрим некоторые ключевые элементы управления мотивацией персонала в ТКУП «Универмаг Беларусь».
Приспособление. Наставник должен помочь новому сотруднику интегрироваться в новую команду. Таким образом, первые шаги нового сотрудника не остаются незамеченными и оцениваются более опытным коллегой. Но здесь главное не переборщить и не следить за всеми движениями сотрудника. Полная информация об организации, ее истории, продукции, социальной сфере, новичку необходимо сначала получить специальные информационные материалы, а затем рассказы высокопоставленных товарищей.
Планирование карьеры и обучение кадрового резерва. Молодые сотрудники более восприимчивы к обучению, новым знаниям, более гибкие и мобильные, они могут менять работу и сферу деятельности. Кроме того, новые сотрудники приносят с собой передовые методы работы. Новоприобретенным сотрудникам необходимо создать карьерную таблицу, в которой будут представлены предложения о продвижении специалиста по карьерной лестнице.
Мотивация. Для большинства сотрудников заработная плата играет центральную роль в системе мотивации. Однако очень часто повышение заработной платы не приводит к повышению производительности и качества рабочей силы. Низкая заработная плата не является стимулом к работе и очень высока. В первом случае сотрудник подавлен и не уверен в завтрашнем дне. В другом случае, когда сотрудник изначально получает высокую зарплату, в нем «убивают» стремление к совершенствованию. Поэтому важно найти «золотую середину», когда заработная плата достаточно высока, чтобы стимулировать рост производительности, но не до такой степени, что сотрудник становится ленивым и больше не стремится к большему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в данной работе исследование позволило сделать следующие выводы.
Основой любой организации является кадровый потенциал. Именно кадры являются движущей силой организации. От квалификации персонала, их эффективного использования, расстановки зависит результат деятельности организации, её преимущество в социальной и экономической сфере, а также место организации на рынке труда.
В зависимости от своих качественных особенностей (профессионализма, образованности, творческих способностей) все члены организации занимают определенные уровни в иерархии предприятия: работники, специалисты, менеджеры различных уровней, руководители структурных подразделений и предприятия.
Кадровые ресурсы предприятия являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке, поэтому руководству необходимо постоянно совершенствовать и развивать потенциал персонала, чтобы обеспечить достижение стратегических целей.
Важным моментом в развитии кадрового потенциала является его грамотное управление. Система управления кадровым потенциалом должна быть ориентирована на выполнение следующих важнейших задач. Во-первых, обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик кадров целям организации. Во-вторых, это объединение работников не только на организационном уровне, но и на уровне общих целей, ценностей и традиций, что означает формирование лояльной, высокомотивированной команды профессионалов, объединенных общими целями и корпоративной культурой.
Для эффективного управления персоналом и развития его возможностей необходима периодическая оценка кадрового потенциала, которая позволит достичь оптимального уровня качества труда при определенных затратах, технической и информационной оснащенности труда.
Все методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри.
ТКУП «Универмаг Беларусь» – рентабельно работающее торговое предприятие с 42-летней историей. ТКУП «Универмаг Беларусь» ориентирован на реализацию товаров отечественного производства (свыше 70%) для людей со средним и высоким уровнем достатка, ценящих качество изделия и комфорт при совершении покупок, знающих, что организация несет ответственность за продажу товаров и что их права потребителей всегда будут защищены.
1 Абросимов, Н.В. Зарубежный опыт инновационного развития трудового потенциала организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2012_1_30_33.pdf.
2 Адаменкова, С.И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб. - метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2015. – 352 с.
3 Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учеб. пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2018. – 192 c.
4 Бажин, А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран / А.С. Бажин. – ScienceTime, 2015. – № 3. С. 66-73.
5 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 372 с.
6 Богдан, Н.Н. Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом в малом и среднем бизнесе: монография / Н.Н. Богдан, О.В. Горшкова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 240 с.
7 Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб.пособие/ М.И. Бухалков. – М.: НИЦ ИНФРА, 2016. – 192 с.
8 Варлей, Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. – М.: Проспект, 2017. – 272 с.
9 Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В.С. Великанов // Вопросы экономики. – 2017. – №9. – С. 47-53.
10 Верхоглазенко, В. Система мотивации труда / В. Верхоглазенко [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/most.shtml.
11 Гайсина, К.Ф. Эффективность управления персоналом и факторы на нее влияющие / К.Ф. Гайсина, Т.Ю. Зиневич, А.В. Коновалов // В сборнике: В студенческой научной конференции (с международным участием). – 2016 – С. 60-164.
12 Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. – М., 2016. – 384 с.
13 Горячко, В.И. Оценка эффективности использования оборотных средств торговых организаций / В.И. Горячко // Потребительская кооперация. – 2016. – № 3. – С. 25-31.
14 Дресвянников В.А. Управление деятельностью организации как комбинация управления процессом, знаниями и состояниями / В.А. Дресвянников // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2016. – № 6. –С. 70.
15 Дуракова, И.Б. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 570 с.
16 Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие: для высших учебных заведений по специальности «Управление персоналом» / А.П. Егоршин.4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2016. – 351 с.
17 Ивлев, А. Организация и стимулирование труда: зарубежный опыт / А. Ивлев, Ю. Гарайтех // Человек и труд. – 2015. – № 12. – С. 61-64.
18 Кокарева Е. Л., Хвостовская А. В. Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети / Е. Л. Хвостовская // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 751-755.
19 Маренков, Н.Л. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Л. Маренков, Н.Н. Косаренко. – М.: Академический Проект, Трикста, 2015. – 464 с.
20 Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 492 с.
21 Москвитин, Г.И. Теория и практика принятия управленческих решений: учебник / под редакцией Г.И. Москвитина; Российский экономический ун-т имени Г. В. Плеханова. – Москва: КноРус, 2017. – 340 с.
22 Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова и др.; под общей редакцией С.Н. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – Минск: Выш. школа, 2015. – 479 с.
23 Раицкий, К.А. Экономика организации: учебник для вузов / К.А. Раицкий. 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2015. – 498 с.
24 Райченко, А.В. Общий менеджмент: учеб. для вузов / А.В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
25 Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
26 Снитко, Л.Т. Экономика труда: учебное пособие / Л.Т. Снитко, Р.В. Кононенко, В.В. Оберемко. – Белгород: Изд-во БУКЭП, 2015. – 247 с.
27 Судник, В.В. Актуальные подходы к анализу эффективности управления персоналом / В.В. Судник. – М., 2015. – №4. – С. 101-105.
28 Сыроед, Т. Н. Экономика организации торговли: пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Н. Сыроед, А. З. Коробкин, Н. А. Сныткова; под общ. ред. А, З. Коробкина. – Гомель: УО «БТЭУПК», 2017. – 276 с.
29 Трудовой потенциал [Электронный ресурс] / Трудовой потенциал организации: понятие и структура. – Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Od_PM/Od_01_2.htm.
30 Управление торговой организацией: учебник / Г. Г. Иванов [и др.]. – М.: Инфра-М, 2015. – 368 с.
31 Чуланова, О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРА-М, 2015.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бухгалтерский баланс за 2018-2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Бухгалтерский баланс за 2019-2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Численность работников, заработная плата и отработанное время за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Бухгалтерский баланс за 2018-2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Бухгалтерский баланс за 2019-2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты