История Франции 1815-1832 гг. и отражение ее событий в романе Виктора Гюго Отверженные
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «История Франции 1815-1832 гг. и отражение ее событий в романе Виктора Гюго Отверженные»
по дисциплине: «Всемирная история»
2021
45.00 BYN
История Франции 1815-1832 гг. и отражение ее событий в романе Виктора Гюго Отверженные
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Всемирная история
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
1 Политическое и социальное развитие Франции в 1815-1832 гг.
2 Место церкви и религии в жизни Франции
3 Роман Виктора Гюго «Отверженные»: воспитание нравственного гражданина Франции
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Французскую литературу XIX века невозможно представить без Виктора Гюго. Произведение Гюго, выдающегося французского писателя, лидера французского романтизма, его теоретика, поражает своей многогранностью и разнообразием: он великий поэт, прозаик, драматург, а также литературный критик и воинственный, темпераментный публицист.
Что касается классицизма Гюго, то он оказался очень непостоянным. Как только юный поэт уходит со сцены школьного наследия, у него начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход в романтическую позицию. Но в жанрах прозы Виктор Гюго всегда отстаивал позиции романтизма.
Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Степень разработанности. Отражение событий истории Франции 1815–1832 гг. в романе Виктора Гюго «Отверженные» изучены в полной мере. Среди исследователей данной тематики стоит выделить Л.Г. Андреева [1], И.И. Анисимова [2], Т.В. Балашову [4], С.Р. Брахман [5], И.Я. Волисон [6], Е.М. Евнину [8], И.В. Мешкову [13], Н.И. Муравьеву [15], Н.Н. Сафронову [18].
В книге Л.Г. Андреевой [1] излагается история французской литературы от средних веков до наших дней. Дан анализ основных направлений литературного развития, ведущих художественных школ, характеристика и оценка творческих методов.
В книге И.И. Анисимов [2] история французской литературы прослеживается от революции 1789 г. до 1871 г. Одна из особенностей книги состоит в наличии ряда новых разделов, которые до сих пор не были разработаны в достаточной мере ни зарубежным, ни советским литературоведением. Главное место в настоящем томе заняли явления, характерные для становления и расцвета критического реализма в литературе XIX в. во Франции. Авторы этого тома ставили перед собой задачу: дать связное, исторически последовательное представление об одном из самых интересных и богатых периодов в истории литературы великого и дружественного нам французского народа. Книга построена на основе соединения глав — монографических исследований, посвященных отдельным писателям, и глав, рисующих судьбы целых направлений.
В основу сборника, опубликованного под редакцией Т.В. Балашовой [4] легла художественная публицистика и мемуары французских писателей. Наряду с фрагментами из книг в сборник вошли материалы из французской периодической печати.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФРАНЦИИ В 1815–1832 гг.
После распада империи Наполеона во Франции монархия Бурбонов была восстановлена. Людовик XVIII возвращается на престол. Новый король находился в полной зависимости от европейских монархов, которые вынудили его накануне его торжественного въезда в Париж (1814 г.) принять Хартию, установившую конституционную монархию во Франции. Законодательные функции выполнял парламент, верхняя палата которого назначалась королем, а нижняя избиралась гражданами старше 40 лет, которые могли платить прямые налоги. В 1816 г. по этому принципу были избраны депутаты нового парламента, в котором ведущую роль играли монархисты, главным идеологом которых был тот же самый Де Местр. Их ненависть к революционному прошлому была настолько сильной, а призывы к контрреволюции так взволновали народ, что король, столкнувшись с угрозой нового революционного взрыва, был вынужден год спустя распустить нижнюю палату парламента.
Чтобы успокоить французский народ и ослабить негативное влияние эмигрантской знати на общество, Луи заявил, что собственность, конфискованная во время революции, не будет возвращена их владельцам. В то же время в стране началась волна репрессий против недовольных восстановлением монархии. Действовали чрезвычайные трибуналы, и суды вынесли многочисленные приговоры [3, с. 312].
Нижняя палата парламента, вновь избранная в 1816 году, состояла в основном из финансистов, крупных промышленников и землевладельцев, которые, по их мнению, были конституционными монархистами. Они определяют внутреннюю политику Франции на 4 года.
В 1817 году Ришелье принял новый закон о выборах, который несколько уменьшил возможность государственного давления на выборы; районные избирательные коллегии упразднены, остались только ведомственные; выборы проводились напрямую (но оставались открытыми); Право префектов вносить своих кандидатов в списки было отменено, но сохранена высокая имущественная квалификация избирателей и даже более высокая квалификация избранных.
В то же время была создана система ежегодного обновления Палаты депутатов на одну пятую ее состава. Относительная умеренность в министерстве Ришелье не помешала ему восстановить цензуру на один год в 1817 году (цензура, установленная в 1814 году, была отменена Наполеоном и не была восстановлена до 1817 года) [10, с. 74-75].
ГЛАВА 2 МЕСТО ЦЕРКВИ И РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ФРАНЦИИ
С восстановлением Бурбонов католическая церковь снова стала государственной религией Франции. Другие религии были разрешены, но католицизм получил финансовую и политическую поддержку. Земля и его финансовые пожертвования не были возвращены, но теперь правительство выплатило церкви зарплату и расходы на жизнь для нормальной деятельности церкви. Епископы восстановили контроль над католическими делами. В то время как дореволюционная аристократия не уделяла первоочередного внимания религиозной доктрине или практике, десятилетия изгнания создали союз трона и алтаря. Вернувшиеся роялисты были намного набожнее и больше осознавали свою потребность в тесном союзе с церковью. Они отказались от модного скептицизма и теперь вызвали волну католической религиозности, которая охватила Европу с новым уважением к Деве Марии, святым и популярным религиозным ритуалам, таким как розарий. Преданность была намного сильнее в сельской местности и гораздо менее заметна в Париже и других городах. Население страны составляет 32 миллиона человек, в том числе около 680 000 протестантов и 60 000 евреев. Их терпели.
Антиклерикализм, пропагандируемый Просвещением и такими писателями, как Вольтер, не исчез, а находился в состоянии рецессии. На элитном уровне произошла резкая смена интеллектуального климата от сухого интеллектуально ориентированного классицизма к эмоциональному романтизму. Книга Франсуа-Рене де Шатобриана «Гений христианства» (1802 г.) оказала глубокое влияние на преобразование французской литературы и интеллектуальной жизни. В книге подчеркивается сила религии в создании европейской высокой культуры. Книга Шатобриана сделала больше, чем любая другая работа, для восстановления авторитета и престижа христианства в интеллектуальных кругах и ознаменовала начало модного переоткрытия средневековья и их христианской цивилизации. Однако возрождение никоим образом не ограничивалось интеллектуальной элитой, но было очевидным в реальной, хотя и неравномерной, рехристианизации французской деревни [22, с. 576-577].
Вступление на престол Карла X, лидера ультрароялистской фракции, совпало с контролем ультрас над властью в Палате депутатов; таким образом служение графа де Вильеля могло продолжаться. Сдержанность Льюиса в отношении ультрароялистов была снята. Поскольку в послереволюционные годы страна переживала христианское возрождение, Ultras работает над тем, чтобы снова поднять статус Римско-католической церкви. Церковно-государственный конкордат от 11 июня 1817 года должен был заменить конкордат 1801 года, но, несмотря на то, что он был подписан, так и не был утвержден. Правительство Виллеля под давлением господ де ла Фуа, включая многих депутатов, проголосовало за Закон о борьбе с богохульством в январе 1825 года, который карался смертью за кражу рукоположенных военнослужащих.
ГЛАВА 3 РОМАН ВИКТОРА ГЮГО «ОТВЕРЖЕННЫЕ»: ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ГРАЖДАНИНА ФРАНЦИИ
Моральная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению У. Гюго о человеческой жизни как о постоянной смене света и тьмы. Задача морального урока учения романа «Отверженные» для писателя важнее реалистического анализа, потому что сам Гюго говорит в конце книги, что у него гораздо более важная цель, чем изобразить реальную жизнь.
Понимая мир как постоянное движение от зла к добру, Хьюго стремится продемонстрировать это движение, подчеркивая (часто даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу добра и духовного начала над силами зла. «Книга, которая лежит перед глазами читателя, представляет собой от начала до конца, в целом и в частности - путь от зла к добру, от зла к справедливости, от лжи к правде, от ночи ко дню ... Начальная точка; материя, конечной точкой является душа. Сначала чудовище, потом ангел».
Гюго видел свою задачу в возрождении моральных идеалов, утраченных обществом. Это делает роман Гюго не столько обвинительным, сколько проповедническим - миссионерским, поэтому «Отверженные» на Западе часто называют «современным евангелием», как описывает его сам Гюго [1, с. 74].
Гуманистический пафос романа Гюго вскоре после его публикации и преодоления цензурных запретов сразу же вызвал симпатию величайших писателей России. Его высоко оценивали Герцен, Некрасов, Щедрин, Толстой и Достоевский. При всей разнице идейных позиций и творческих методов им удалось найти в «Отверженных» близкие им страны. Например, Лев Толстой чувствует историческую и человеческую правду, стоящую за романтическими эффектами и риторикой «Отверженных», находит социальное разоблачение и нравственные проповеди, любовь к обычным людям и поэтому ставит творчество Гюго выше всех современных французских романов. В предисловии к произведениям Мопассана он пишет: «Жизнь - отличный роман, не только несравненно лучший роман Мопассана, но и чуть ли не лучший французский роман после «Несчастных дел» Гюго» [2, с. 601].
Каждый читатель на первых страницах думает, что «Отверженные» – это не просто еще одна версия знакомой темы, что содержание книги не ограничивается сюжетом и что в ней есть что-то большее. На самом деле Гюго исходил только из литературной традиции – он ставил перед собой задачу совершенно другого масштаба; конкретные проблемы общества, яркие образы людей, захватывающий сюжет – лишь «одна сторона произведения; за всем этим скрывается зрелищная панорама эпохи, а за ней – вопрос о судьбах людей, человечности, нравственности и философии, проблемы, общие вопросы жизни.
К моменту публикации романа взгляды Гюго на мир и человека окончательно оформились – взгляды, лежащие в основе всей его дальнейшей работы [9, с. 67-68].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Особенностями политического и социального развития Франции в 1815–1832 гг. были: волна репрессий против недовольных реставрацией монархии, введение избирательных законов в 1817 и 1820 гг., усиление консервативных тенденций и борьба с либеральной оппозицией, введение закона о святотатстве (1826), торгово-промышленный кризис в 1830-1831 годах, активизация деятельности тайных республиканских обществ и др.
2. Католическая церковь становится государственной религией Франции в период Реставрации династии Бурбонов. Католицизм одобрялся в финансовом и политическом отношении. В стране началась волна религиозности. Антиклерикализм населения находился на низком уровне. В эпоху Реставрации возникают новые религиозные организации. Католическая церковь получала от государства разностороннюю поддержку. Религию активно «внедряли» в массы. Церковь не только восхваляла священную особу короля, но и поддерживала начинания правительства.
3. Воспитание нравственного гражданина Франции согласно роману Виктора Гюго «Отверженные» предусматривало следующие элементы: возрождение нравственных идеалов, утерянных обществом, стремление к добру, бескорыстие, снисходительность к людским слабостям и порокам, воздаяние добром за зло, высокие моральные принципы – основа существования общества.
1. Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, М.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – 542 с.
2. Анисимов, И.И. История французской литературы / И.И. Анисимов. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. – 732 с.
3. Арзаканян, М.Ц. История Франции / М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. – М.: Дрофа, 2005. – 481 с.
4. Балашова, Т.В. Над Сеной и Уазой: Франция глазами французских писателей / Т.В. Балашова. – М.: Прогресс, 1985. – 524 с.
5. Брахман, С.Р. Отверженные Виктора Гюго / С.Р. Брахман. – М.: Художественная литература, 1968. — 105 с.
6. Волисон, И.Я. Виктор Гюго – певец детства / И.Я. Волисон. – Харьков, 1970. – 28 с.
7. Гюго, В. Отверженные / пер. с фр. М. Вахтеровой, В. Левика, Д. Лившиц и др. – М.: Иностранка, 2017. – 1248 с.
8. Евнина, Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина. – М.: Наука, 1976. – 216 с.
9. Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н.В. Забабурова. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1992. – 224 с.
10. Кареев, Н.И. Политическая история Франции в XIX веке / Н.И. Кареев. – М.: Либроком, 2015. – 312 с.
11. Карпантье, Ж. История Франции / Ж. Карпантье, Ф. Лебрен. – СПб.: Евразия, 2008. – 605 с.
12. Манфред, А.З. История Франции / А.З. Манфред. – М.: Наука, 1973. – 664 с.
13. Мешкова, И.В. Творчество Виктора Гюго / И.В. Мешкова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971. – 286 с.
14. Моруа, А. Олимпия, или жизнь Виктора Гюго / А. Моруа. – М.: АСТ, 1998. – 640 с.
15. Муравьева, Н.И. Гюго / Н.И. Муравьева. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 384 с.
16. Наркирьер, Ф. С. Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания / Ф.С. Наркирьер. – М.: Наука, 1965. – 306 с.
17. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. – М.: Высшая школа, 1969. – 311 с.
18. Сафронова, Н.Н. Виктор Гюго / Н.Н. Сафронова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
19. Соколова, Т.В. Июльская революция и французская литература / Т.В. Соколова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1973. – 178 с.
20. Федоров, А.А. Зарубежная литература ХIХ-XX веков. Эстетика и художественное творчество / А.А. Федоров. – М.: МГУ, 1989. – 253 c.
21. Черневич, М.Н. История французской литературы / М.Н. Черневич, А.Л. Штейн, М.А. Яхонтова. – М.: Просвещение, 1965. – 639 с.
22. Чикалов, Р.А. Новая история стран Европы и Северной Америки (1815–1918) / Р.А. Чикалов, И.Р. Чикалова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2013. – 685 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты