Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с многодетными семьями»
по дисциплине: «Социально-педагогическая работа с семьей»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая работа с семьей
Организация: Средняя школа 29 имени В.В. Пименова, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы социально-педагогической работы с многодетными семьями
1.1 Многодетная семья как объект социально-педагогической работы
1.2 Направления социально–педагогической работы с многодетными семьями
2 Организация социально-педагогической работы с многодетными семьями в ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска»
2.1 Изучение проблем многодетных семей
2.2 Программа социально-педагогической поддержки многодетных семей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья была, есть и остается важнейшим средством формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – важнейший фактор социализации ребенка. От этого во многом зависит то, как будет развиваться физическое, эмоциональное и социальное развитие человека в течение его жизни. Тип семьи влияет на процесс социализации. Есть разные типы семей.
Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей многодетной семейной жизни. Число таких семей в последнее время увеличилось. В эту категорию входят семьи с тремя и более детьми. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Развод случается довольно редко. Семьи составляют коллектив детей разного возраста, которые берут на себя много домашних заданий. Уважение к родителям и лидерство старших по возрасту имеет особое значение в отношениях многодетных семей. В таких семьях больше семейных дел, общих проблем и трудностей, радостей общения не только между людьми разного пола, но и между людьми разного возраста. Воспитанием в многодетной семье занимаются не только родители, но и сами дети: младшие учатся у старших, принимают их привычки и опыт.
Многие педагоги считают, что многодетные семьи лучше исполняет свою функцию по подготовке детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, подвижны и независимы, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что самая оптимальная семья – это три или четыре ребенка. Это число отвечает потребностям общества в более широком воспроизводстве населения и дает всем участникам возможность испытать весь спектр родственных чувств.
Современные исследователи, изучая оптимальное количество детей в семье (А.И. Антонов, Л.Л. Баландина, Т.А. Куликова и др.), установили, что эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония взаимоотношений супругов, снижение конфликтности во взаимоотношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье связаны напрямую с количеством детей.
В современных условиях на первый план выдвигаются вопросы не только создания эффективно действующей государственной службы помощи многодетной семье, но и организации практической профессиональной социальной работы, что предполагает развитие трех приоритетных направлений:
1 Теоретические основы социально-педагогической работы с многодетными семьями
1.1 Многодетная семья как объект социально-педагогической работы
Современная белорусская семья в настоящее время переживает кризис. Способствовать восстановлению престижа многодетной семьи должно общество и общественные институты. Семья представляет собой основу сохранения стабильности общества в целом и предполагает обращение особого внимания со стороны органов власти и общественного мнения, для обеспечения принятия определенного объема мер по повышению качества жизни многодетной семьи и социального положения семей. Все это может реализовываться, в том числе и посредством деятельности социальных работников. Для выполнения возникших проблем следует соблюдать реализацию совместных усилий и действий специалистов в самых разнообразных сферах деятельности. В том числе, деятельность социальных работников, которые должны владеть самыми разными технологиями в решении возникших социальных проблем. Для этого, социальные работники могут выступать в качестве посредников в установлении контактов между семьей и общественной сферой (школой, предприятием, государством). Могут также выступать и в качестве помощников в направлении преодоления определенных социальных трудностей. Реализация эффективного оказания социальной помощи многодетной семье оказывается важным условием для развития стабильности нашего общества [4, с. 122].
Семья является целостной многокомпонентной системой в социальном функционировании человека. Это один из главных институтов современного общества. Семья выступает в качестве ведущего социального института. Она обеспечивает своим членам материальную стабильность, обеспечение социальной и физической безопасности; оказание заботы о детях, нетрудоспособных и больных людях. Обеспечивает условия для социализации детей и молодежи. Семья представляет собой одну из главных сфер и один из ведущих объектов для оказания социально-педагогической работы. Социальная работа с многодетной семьей является деятельностью социального работника. Эта деятельность направлена на оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, психолого-педагогических услуг, социально-правовых услуг и экономической и финансовой помощи, проведение необходимой социальной адаптации.
Семья является «социальным институтом, то есть стабильной формой человеческих отношений, в которой происходит основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, роды и первичная социализация детей, неотъемлемая часть домашнего ухода, образования и медицинских услуг особенно для детей и пожилых людей» [2].
2 Организация социально-педагогической работы с многодетными семьями в ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска»
2.1 Изучение проблем многодетных семей
На базе ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска» работа с детьми из многодетных семей и в целом с семьями учеников в ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска» реализуется по следующим направлениям:
– вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
– составление характеристик семей учащихся;
– организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
– практическая помощь семье в процессе обучения и воспитания учащихся;
– использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания;
– разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
– активизация педагогического самообразования родителей;
– расширение сферы дополнительного образования и досуговых форм работы.
В ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска» совместно с социальным педагогом деятельность с многодетными семьями осуществляют: директор учреждения образования, учителя начальных классов, педагог-психолог и другие специалисты.
На первом этапе исследования были изучены основные направления деятельности по социально-педагогической работе с семьей в целях решения ее социальных проблем. Социальная работа по данному направлению с многодетной семьей осуществляется по следующим этапам:
- мониторинг социальной ситуации, уровня социально-экономического благополучия семей;
- выявление и дифференцированный учет многодетных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
- поддержка семей в решении проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав на основании работы с семьями «группы риска»;
- участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений к решению вопросов оказания социальной помощи сотрудникам и координацию их деятельности в этом направлении;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня сотрудников.
Заключение
Осуществив теоретический анализ исследования по данной теме работы, было установлено, что многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей. Одним из следствий неблагополучного положения многодетной семьи является наличие нарушений в детско-родительских отношениях, а также низкий доход семьи. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на укрепление отношений между детьми и их родителями, а с другой стороны, увеличение доходов семьи. Это предполагает: во - первых, выявление причин нарушения детско-родительских отношений, поиск средств и способов их устранения; во - вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями это направление работы предполагает реализацию формальной и неформальной деятельности и организация взаимоотношений разных специалистов с отдельными многодетными семьями, которые временно оказались в сложных обстоятельствах, которые касаются вопросов профессиональной осознанной переподготовке, трудоустройство взрослых членов семьи, обеспечения их достойным заработком и т.д. Эта форма работы включает в себя оказание медицинского страхования, а также реализацию различных способов работы. Оказание помощи отдельным индивидам и группам, которые предлагают некоторые модели ролей, проявлять социальное сочувствие и целостное единство в семье.
Анализ результатов анкетирования позволил выявить следующие основные проблемы многодетных семей, наиболее остро нуждающихся в социальной помощи: проблемы финансового характера (недостаток денег даже на базовые нужды) проблемы материального характера (неудовлетворение базовых потребностей в вещах первой необходимости); жилищные проблемы. В ходе опроса было установлено, что несколько меньше представлены следующие виды проблем: досуговые (проведение свободного времени, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, посещение детьми различных кружков, секций и т.п.); ухудшение психологической атмосферы в семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи и т.п.); рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного и т.п. характера; проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у большинства из них.
1. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. N 3563-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995, N 14, ст. 138.
2. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22.05.2000 N 395-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 2000, N 50, 2/170.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» (по состоянию на 5 декабря 2017 года)
4. Алексанина, Н.С. Инновационная деятельность в образовании / Н.С. Алексанина // Мир образования – образование в мире. – 2016. – № 4. – С. 119-124.
5. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов - н/Д.:Феникс, 2001. – 360 с.
6. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт проблемы / А.Д. Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 240 с.
7. Зарубин, Н.Н. Некоторые проблемы современной семьи / Н.Н. Зарубин, Д.В. Савченко // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – № 2. – С.44-50.
8. Катович, Н.К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2011. – № 3. – С.13-18.
9. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика Республики Беларусь / Г.И. Климантова. - Мн. : Юрист, 2004. – 375 с.
10. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск: НИО, 2010. – 216 с.
11. Неблагоприятные явления в брачно-семейной сфере. - К.: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. - 74 с.
12. Нечаева, А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны / А.М. Нечаева // Юрист. - 2006. - № 12. - С. 99 - 107.
13.Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. – 288 с.
14. Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь // Настаўніцкая газета. – 2011. – №1. – С. 89-90.
15. Павленок, П.Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: «Дашков и Ко», 2003. – 428 с.
16. Социальная защита семьи и детей. Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социальной защиты населения РБ. – Мн.: Центр общечеловеческих ценностей, 2012. – 96 с.
17. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова. – М.: Дашков и К, 2004. – 122 с.
18. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. – 479 с.
19. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. – 236 с.
20. Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.
21. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и Ко», 2004. – 692 с.
22. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты