Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Понятие и виды вооруженных конфликтов
2 Защита и обеспечение прав жертв вооруженных конфликтов
2.1 Статус военнопленных
2.2 Защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов
2.3 Преференциальная защита особо уязвимых групп граждан
Заключение
Список использованных источников
Введение
Достаточно четкое и ясное определение конфликта было дано американским ученым Льюисом Козером. Для него и социальный, и политический конфликт — это борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть, материальные блага; и в этой борьбе противостоящие друг другу стороны стремятся к нейтрализации, нанесению ущерба или уничтожению противника.
В общей статье 3 четырех Женевских конвенций содержатся минимальные гарантии, применимые к вооруженным конфликтам, не имеющим международного характера. Однако четкого определения такого типа вооруженных конфликтов в ней нет. Речь идет о своего рода остаточном определении, под которое должны подпасть все формы вооруженных конфликтов, которые нельзя отнести к международным и которые не подпадают под действие других положений Женевских конвенций. В общей статье 3 никак не определяются ни немеждународный вооруженный конфликт, ни нарушения внутреннего порядка и возникновение обстановки внутренней напряженности, что позволило бы разграничить эти два типа ситуаций. Безусловно, это не столько упущение, сколько юридическая стратегия, призванная защитить применимость основных гарантий от любой полемики вокруг квалификации ситуации.
В статье 1 Дополнительного протокола II, напротив, содержится описание немеждународного вооруженного конфликта и уточняется, что немеждународный вооруженный конфликт отличается как от международного вооруженного конфликта, так и от ситуаций нарушения внутреннего порядка и внутренней напряженности, не относящихся к вооруженным конфликтам. Такое описательное высказывание вызвало бурную деятельность, связанную с юридическим толкованием каждого упомянутого критерия, что в результате опасно и бессмысленно усложнило процесс квалификации немеждународных вооруженных конфликтов.
Основными моментами конфликта являются: во-первых, наличие как минимум двух сторон; во-вторых, наличие «дефицита», т.е. ограниченного количества материальных или духовных благ, когда все желающие не могут свободно удовлетворить свои потребности в полной мере; в-третьих, конфликт возникает в том случае, если стороны стремятся к достижению цели или получению выгоды за счет друг друга. В такой ситуации успех одной стороны обязательно будет означать неудачу другой. Поэтому конфликтующие стороны всячески стремятся к тому, чтобы ликвидировать, либо, по меньшей мере, поставить под контроль противоположную сторону. В-четвертых, важным аспектом конфликта является власть, с помощью которой можно контролировать и направлять поведение другой стороны.
Одним из отраслевых принципов международного гуманитарного права (МГП), без учета которого не должны приниматься нормы указанной отрасли, является принцип защиты жертв войны[1]. В содержание данного принципа входит обеспечение воюющими сторонами правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным: попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, со-провождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно; члены экипажей судов торгового флота и др.
1 Понятие и виды вооруженных конфликтов
В любом политическом вооруженном конфликте имеется противостояние не частных интересов и целей, а общегосударственных интересов. Интересов, которые связаны с обеспечением безопасности и суверенитета государств, с защитой их территории, экономического, информационного и социокультурного пространств. У каждого государства свои интересы. Это объясняется наличием различий в уровнях политического, экономического и социокультурного развития. Большую роль играет развитие общественного сознания, которое проявляется в идеологии партий, элит и лидеров. Все склонны смотреть на окружающую их реальность сквозь призму своего мировосприятия, что привносит в политику, как внутреннюю, так и внешнюю, определенную субъективную окраску. Это обстоятельство играет существенную роль в возникновении политических вооруженных конфликтов.
Немеждународный вооруженный конфликт вбирает в себя понятия внутреннего вооруженного конфликта, гражданской войны, восстания и мятежа, которые гуманитарное право не определяет и не признает как отдельные категории.
Выделение внутреннего немеждународного конфликта ставит как политические, так и юридические вопросы. Подобные конфликты отмечены мощной политической, юридической и военной асимметрией. Действительно, в таких конфликтах сталкиваются, с одной стороны, армия и государственный механизм обеспечения общественного порядка, а с другой – вооруженные лица и группы диссидентов или повстанцев, более или менее организованные, являющиеся с точки зрения внутреннего права преступниками. Государству, авторитет и суверенитет которого подвергается посягательствам изнутри, разумеется, невыгодно признавать статус противника за теми, кто представляет угрозу власти. Скорее для него будет смысл отрицать существование конфликта и говорить о ситуации нарушений внутреннего порядка, что позволит назвать с юридической точки зрения действия групп вооруженной оппозиции преступными и мобилизовать весь государственный механизм обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, включая вооруженные силы. Однако в ситуациях нарушений внутреннего порядка и в обстановке внутренней напряженности гуманитарное на сегодняшний день остается неприменимым, в то время как право государства прибегать к силе ограничено лишь международными конвенциями о правах человека, непосредственная эффективность которых незначительна.
Серьезной задачей в правовом и политическом отношении становится определение грани, отделяющей обстановку внутренних беспорядков и внутренней напряженности от немеждународного вооруженного конфликта, поскольку именно от квалификации немеждународного вооруженного конфликта зависит, будет применяться гуманитарное право или нет. Это право позволяет ввести ограничения на использование государством силы, а также задействовать право на помощь и защиту для жертв таких ситуаций. Гуманитарное право к тому же позволяет сократить сильную юридическую асимметрию, которая им свойственна.
2 Защита и обеспечение прав жертв вооруженных конфликтов
2.1 Статус военнопленных
Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст.13 Женевской конвенции 1949г.). Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.
В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно (ст.13 Конвенции 1949 г.). Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению [5].
МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий (ст. 25 Женевской конвенции). Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или в районе военных операций.
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты. При поступлении в лагерь военнопленный должен сообщить данные о себе – фамилию, имя, звание, и т.д.; все данные о военнопленном вносятся в карточку учета военнопленных и передаются Покровительствующей державе. В случае, если военнопленный отказывается назвать себя, нормами Женевской конвенции запрещено применять к нему какие-либо меры насилия с целью получения сведений. Данный военнопленный будет считаться рядовым.
Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод, что существует определенная закономерность между тяжелым положением гражданских лиц в вооруженных конфликтах в исламских государствах и повышенной вероятностью вовлечения гражданского населения в джихад и продолжением конфликтов после окончания войны с использованием террористических методов на основе распространения идей радикализма среди гражданского населения во время войны. Это приводит к многочисленным столкновениям и увеличению человеческих жертв, что, в свою очередь, приводит к новому витку радикализации населения. Как отмечает М.Я. Яхьяев отмечает, что «радикально настроенные слои верующих мусульман представляют собой действенную социальную силу, для которой использование террора и незаконного насилия как средство достижения своих целей, как правило, носит политический характер, вполне приемлемо. И такая сила действительно обладает мощным потенциалом, направленным на распространение своих крайних идеологических позиций и усиление практики политического насилия »[8, с. 5]. Это серьезная угроза для гражданского населения, проживающего на территории существующего или прекращенного вооруженного конфликта.
В этом последнем положении статьи 1 косвенным образом содержится указание на пороговый уровень насилия, лежащий в основе определения немеждународного вооруженного конфликта и его отличия от внутренних беспорядков и внутренней напряженности. Термины «беспорядки» и «отдельные и спорадические акты насилия» противопоставлены здесь продолжительным и массивным или организованным актам насилия, в зависимости от того относится ли термин «отдельные» к территории или человеческим ресурсам. Таким образом, интенсивность насилия может рассматриваться как во временном ракурсе, так и территориальном. Такой порог ясно указывает на непрерывные и продолжительные акты насилия. Критерий длительности впоследствии был признан в международной судебной практике.
Временной и территориальный критерии дополнены третьим критерием – критерием организованности вооруженных групп, которые должны находиться под руководством командования и быть способными проводить согласованные военные операции.
Помимо вопроса уровня насилия, в определении содержатся отсылки к ряду материальных элементов, таких как территория, охваченная конфликтом, организованность вооруженных групп, качество командования этими группами, контроль над частью территории, осуществляемый этими группами, продолжительность и согласованность военных операций групп и их способность соблюдать гуманитарное право. Толкование этих критериев наталкивается на ряд трудностей. Некоторые в них видят объективные описательные элементы, позволяющие отличить вооруженный конфликт от ситуации внутренних беспорядков или внутренней напряженности, определяемых как отдельные и спорадические акты насилия. Другие в них видят обязательные и кумулятивные юридические критерии, констатация которых необходима для отсылки к Протоколу II или для его применения. Такая буквальная и кумулятивная трактовка составляющих элементов определения приводит к абсурдным результатам. Так, Протокол II не должен якобы применяться в ситуациях, когда немеждународный конфликт простирается на территории нескольких государств-участников, или подразумевает участие транснациональных вооруженных групп, или групп, иностранных по отношению к государству, являющемуся стороной в конфликте.
1. Давитадзе, М. Д. Защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного права / М. Д. Давитадзе. – Вестник экономической безопасности. – 2018. – № (3). – С. 185–191.
2. ООН и защита гражданских лиц в вооружённых конфликтах // Организация Объединенных Наций: сайт. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/rights/civilians.
3. Дакашев, М. Ж. Способы снижению уровня нарушений норм международного гуманитарного права в современных вооружённых конфликтах / М. Ж. Дакашев // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 172–173.
4. Рабуш, Т. В. Джихад и пропаганда в афганском вооружённом конфликте (1979–1989 гг.) / Т.В. Рабуш // Исламоведение. – 2016. – T. 7. – № 3. – С. 17-25.
5. Рабуш, Т. В. Мусульманские государства и региональный вооружённый конфликт в Афганистане (1979–1989 гг.): основные мотивы вовлечения / Т.В. Рабуш // Исламоведение. – 2018. – Т. 9. – № 2. – С. 58-69.
6. Малинова, О. Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В. В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» / О. Ю. Малинова // Political science (RU). – 2018. – № 3. – С. 45-69.
7. Сивов, А. Н. Формирование и эволюция оценочных суждений средств массовой информации в отношении участия СССР и России в локальных конфликтах (на примере Афганистана в 1979–1989 гг.) / А.Н. Сивов // Universum: Общественные науки. – 2018. – № 1-2 (43). – С. 12-15.
8. Яхьяев, М. Я. Причины радикализации ислама в современном мире / М.Я. Яхьяев // Исламоведение. – 2010. – № 2. – С. 4-14.
9. Котляров, И.И. Международное гуманитарное право / И.И. Котляров // Международное право: Учебник. – М., 2014. – С. 356-374.
10. Генш, Н.А. Реализация контроля в международном гуманитарном праве в современных условиях / Н.А. Генш // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – № 24. – С. 155-159.
11. Михайлов, Ю.И. Международное гуманитарное право, применяемое в вооружённых конфликтах: особенности его функционирования и развития в современном мире / Ю.И. Михайлов // Вестник Международного юридического института. – 2015. – № 2(53). – С. 47-56.
12. Международное гуманитарное право/ Гуторова А.Н.// Учебное пособие для всех форм обучения. – Курск, 2013.
13. К некоторым вопросам защиты прав иностранных граждан / А.Н. Гуторова // В сборнике: Права человека: история, теория, практика, Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. – 2015. – С. 32-34.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты