Конституционное развитие белорусского государства
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционное развитие белорусского государства»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Конституционное развитие белорусского государства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИЙ БЕЛАРУСИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 МАРТА 1994 ГОДА
ГЛАВА 3 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.
Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.
В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции, разразившейся полемики о необходимости критического подхода к анализу ее норм, на задний план отходит тот факт, что конституция является следствием произошедших в стране социально-экономических и политических перемен. Следовательно, исходя только из этого положения, можно утверждать, что любая Конституция является историческим памятником своего времени, о чем свидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о стране по положениям конституции
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИЙ БЕЛАРУСИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Конституция является основным законом государства, который фиксирует организацию государственной власти и определяет ее отношения с обществом и гражданами.
Современное общепринятое понимание сути конституции состоит в том, что конституция является ограничителем государственной власти, то есть устанавливает пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Но хотя большинство конституций зарубежных стран не содержат особых правил верховенства конституций, это обычно следует из статей, определяющих юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов.
В федеративных государствах верховенство конституции федерации признается и декларируется в конституциях и других нормативных актах его субъектов.
Таким образом, во второй части ст. VI Конституции США гласит: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов ... являются высшими законами страны, и судьи каждого государства обязаны выполнять их, даже если в конституции и законах отдельных государств противоречивые указы» [1, с. 33].
В тех странах, которые, как правило, признают приоритет норм международных договоров и общепризнанных принципов международного права над национальным законодательством; не допускается заключение международных договоров или присоединение к этим пактам, нормы которых не соответствуют внутренней конституции.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 МАРТА 1994 ГОДА
С конца 80-х годов 20 века Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Это свидетельствовало о том, что действующее конституционное законодательство уже во многом перестало соответствовать требованиям времени.
Возникли новые исторические предпосылки, с которыми необходимо было считаться.
Выделим несколько групп причин, определивших необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. Это причины исторического, политического, социально-экономического и идейно-теоретического характера.
К историческим причинам следует отнести:
1. приобретение Республикой Беларусь полного суверенитета;
2. распад СССР как государства.
Политический строй общества, однопартийная система привели к регрессу во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежняя политическая система и ее руководящие органы не смогли обеспечить выход страны из кризиса. Потребовались глубокие демократические преобразования, включая обновление структур государственной власти, что и было сделано путем принятия новой Конституции [10, с.171].
К причинам социально-экономического характера отнести:
1. неспособность одного государства без участия граждан-производителей удовлетворить быстро растущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах.
ГЛАВА 3 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Формирование теоретической конструкции политико-правовой модели более совершенного государства занимало и продолжает занимать одно из центральных мест в общецивилизационной политико-юридической мысли. Ключевым инструментом в ее реализации является конституционный процесс.
Важнейшей особенностью тенденций конституционного развития Республики Беларусь является ее преемственность, которая обусловливается непрерывностью процесса развития белорусской государственности, идущей с древних времен.
Как уникальный документ наивысшей юридической силы, действующая Конституция Республики Беларусь базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма, наработках мирового конституционно-правового опыта, на конституционной преемственности, сохранении всего того позитивного, что было накоплено на предыдущих этапах развития белорусской государственности, собственном опыте государственно-правового строительства – идеалах свободы, независимости, справедливости, равенства народов, обеспечения прав и свобод личности, интернационализма, уважения к культуре и традициям других народов и др. [17, с.62]
Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития – правовые и историко-культурные ценности, государственное устройство, форма правления и т.д.
Каждый новый Основной Закон нашей страны являлся важнейшим этапом в развитии государства и общества. Идея преемственности Конституции Республики Беларусь содержится в её преамбуле: «…опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь» [18].
ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Являясь основополагающим законом государства, который наиболее тесно связан с субъектами и объектами национальной правовой системы, с другими отраслевыми правовыми нормами, конституция отражает основные ценности общества и государства, служит концептуальным руководством в случае расхождения с каким-либо иным нормативно-правовым актом. В связи с этим анализ особенностей процессов конституционного реформирования стран необходим для дальнейшего познания современных основных тенденций развития права [21, с.34].
В настоящее время в Республике Беларусь назрела необходимость в дальнейшем конституционном развитии. Планируемыми изменениями в ближайшие годы можно назвать увеличение сроков полномочий президента и парламента, изменение избирательной системы (возможно, переход к смешанной), отмена смертной казни, введение института омбудсмена, передача части полномочий от президента к исполнительной ветви власти; расширение полномочий парламента, КГК, других ведомств и министерств, упразднение института отзыва депутатов, возможность избрания мэров городов и др.
Обоснована необходимость убрать из ст. 64 Конституции ограничение права на участие в голосовании для лиц, находящихся под стражей до приговора суда, из ст. 69 – исключить предоставление права выдвижения кандидатов трудовым коллективам, так как национальное законодательство не содержит правового определения трудового коллектива как такового.
Президент Беларуси неоднократно сообщал о том, что им дано поручение Конституционному суду о подготовке проекта новой конституции, предусматривающей перераспределение полномочий между ветвями власти и даже возможный переход на выборы парламента по партийным спискам. В прессслужбе администрации Президента пояснили, что подготовка проекта изменений в Основной Закон поручена судьям Конституционного Суда. Однако по-прежнему обсуждается: будет ли это действующая конституция с поправками или абсолютно новая Конституция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
К функциям конституции можно отнести юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую, охранительную, целеполагающую, информационную.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
11 апреля 1927 года на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов принята вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики.
1. Каргин, К. В. Юридические документы: учеб. пособие / К. В. Каргин. – М. : Юрист, 2018. – 191 с.
2. Юдин, Ю. А. Современные модели конституции / Ю. А. Юдин. – М. : Проспект, 2016. – 187 с.
3. Баглай, М. В. Конституционное право : учебники / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2015. – 287 с.
4. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. Учебный курс : в 3 т. / М. Н. Марченко. – Т. 2. – М. : МКБ «Зерцало-М», 2017. – 528 с.
5. Василевич, Г. А. Конституция как фактор, объединяющий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // Юридический журнал. – 2015. – № 1. – С.10-15.
6. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2021.
7. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс] : постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2021.
8. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс] : постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2021.
9. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2021.
10. Кутафина, О. Е. Государственное право: учебные материалы / О. Е. Кутафина. – М. : Юрайт, 2016. – 584 с.
11. Юхо, Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі / Я. А. Юхо. – Мн. : РИВШ БГУ, 2010. – 352 с.
12. Чудаков, М. Ф. Конституционный процесс в Беларуси : моногр. / М. Ф. Чудаков. – Минск : Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 327 с.
13. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г. А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. – 2017. – № 1. – С. 11-19.
14. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь : две речи / Ф. О. Лассаль. – Санкт-Петербург, 2016. – 64 с.
15. Козлова, Е. И. Конституционное право : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, 2017. – 608 с.
16. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. – 2017. – № 6. – С. 97-106.
17. Василевич, Г. А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г. А. Василевич. – Минск : Право и экономика, 2019. – 171с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: Беларусь, 2006. – 48 с.
19. О государственном суверенитете Республики Беларусь (с изм. и доп. от 19 сент. 1991 г.) : Декларация Верхов. Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г. // СЗ БССР. – 1990. – № 22. – Ст. 432.
20. О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики: Закон БССР, 25 авг. 1991 г. // Ведомости Верхов. Совета БССР. – 1991. – № 28. – Ст. 425.
21. Демичев, Д. М. Конституция Республики Беларусь как основа стабильности общества и государства / Д. М. Демичев // Конституция – Основной Закон белорусского государства и общества. – Минск : Право и экономика, 2014. – С.31-42.
22. О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1996 г. № 818а-XІІІ [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
23. О назначении республиканского референдума : Указ Президента Республики Беларусь от 7 сент. 2004 г. № 431 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты