Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
1.2 Развитие слухового восприятия у слабослышащих учащихся текстами
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
2.2 Разработка рекомендаций по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что слабослышащие дети испытывают трудности в речевой деятельности. Потеря слуха в раннем детстве нарушает умственное развитие ребенка и приводит к развитию вторичного дефекта – речевого расстройства и нормальному формированию речевых рассуждений.
Развитие слухового восприятия и устного языка является важным аспектом коррекционной работы со слабослышащими детьми, так как от результатов этой работы зависит эффективность социализации и социальной интеграции.
Вопросами развития слухового восприятия у слабослышащих детей занимались следующие исследователи: В.И. Белтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Нойман, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, И.Г. Багрова, Л.П. Назарова, Е.И. Леонгард и другие.
Развитие устного языка является одной из основных задач обучения молодых слабослышащих учеников. Проблема развития письменной и устной речи слабослышащих детей была изучена такими специалистами, как Л.М. Быкова, Е. А.Горбунова, А.Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. Г. Коровин, О. А. Красильникова, М. И. Никитина, К. И. Туянова и другие.
Работа с текстами способствует развитию слухового восприятия и устной речи. Главной задачей этой работы является постепенное развитие способности самостоятельно и корректно создавать диалоги, включающие в себя различные типы диалоговых единиц и монологовых предложений.
В настоящее время тексты используются в коррекционных классах в процессе усвоения и понимания текста в работе с детьми с нарушениями слуха. В коррекционных занятиях важно, чтобы текст не только изучался, но и понимался, чтобы последовательность описанных событий была связана с его общей темой, чтобы передавалась эмоциональная реакция учащихся на тот или иной факт. Этот вопрос еще недостаточно изучен, поэтому в данной работе основное внимание будет уделено данной теме исследования.
Объект исследования: развитие слухового восприятия.
Предмет исследования: процесс развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
Цель исследования: проанализировать процесс развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия и разработать рекомендации по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить особенности развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся;
– проанализировать развитие слухового восприятия у слабослышащих учащихся текстами;
– проанализировать методику коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся II класса;
– разработать рекомендации по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение, систематизация.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Восприятие понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещах и событиях, психологических процессах, посредством которых это происходит. Восприятие – это процесс формирования субъективного образа целостного объекта через активные действия, которые непосредственно влияют на анализаторов. Способность воспринимать звуки и перемещаться по ним с помощью слухового анализатора.
Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе принимает форму звукового изображения, в котором можно выделить три параметра:
1) громкость, которая соответствует интенсивности звукового стимула;
2) шаг, соответствующий частоте;
3) тембр или «окраска» (в сложные звуки), что соответствует структуре звукового спектра [6, с. 98].
По мнению известного психолога и философа С.Л. Рубинштейна, восприятие – это сенсорное отражение объективной реальности объекта или явления, которое влияет на наши чувства. В восприятии человек не только слышит, но и слушает. Процесс слухового восприятия включает в себя развитие поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Слуховое восприятие является причиной речевых движений. Он имеет дело с последовательностью стимулов во времени [17, с. 43].
Слуховое восприятие развивается в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, а с другой стороны, развивается восприятие звуков речи, или фонемического слуха. Оба пути жизненно важны для человека, и оба начинают развиваться в детстве.
Приобретение речи как средства общения и познания окружающего мира является важнейшей предпосылкой социального и когнитивного развития ребенка. Развитие слухового восприятия имеет решающее значение для возникновения и функционирования человеческого разговорного языка. Слуховое восприятие речи требует долговременной памяти для слуховых и кинестетических представлений слов и знакомых фраз, а также представлений, соответствующих фонетическим элементам речи, таким как фонемы, акценты и интонации [3, с. 276].
Развитие слухового восприятия разговорного языка – это сложный процесс, неразрывно связанный с изучением языка, навыками произношения, когнитивным развитием и жизненным опытом. Слуховые реакции в детстве отражают активный процесс познания языка и приобретения слухового опыта, а не пассивные телесные реакции на звуки.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Особое внимание следует уделять выяснению понимания значения местоимений, имен собственных, общих слов (тетя, девочка, мальчик и др.), а также сложных предложений.
Ведущим в организации коррекционной работы должен стать принцип коммуникативного подхода. Усвоение образцов речевых конструкций разной степени сложности должно стимулировать учащихся к их самостоятельному использованию в процессе общения.
Проводится следующая работа над текстом с учащимися в процессе развития слухового восприятия:
1-й класс. Восприятие на слух учебных сюжетных и описательно-повествовательных текстов, составленных и знакомых по значению слов (объем текста – до 8 предложений). Различение слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов на темы, близкие социальному опыту детей (примерные темы: «Семья», «Школа», «Мой класс» и др.).
2-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, составленных и знакомых по значению слов/ Различение слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 8-10 реплик. Восприятие на слух элементарных аутентичных текстов.
3-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, составленных из знакомых по значению слов, и слов, не использовавшихся в процессе слуховой тренировки / Различение и опознавание слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 10-12 реплик, в различных акустических условиях.
4-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, включающих осложненные грамматические конструкции, малоупотребительные слова/ Различение и опознавание слов и фраз из текста на слух в различных акустических условиях. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 12-14 реплик. Восприятие на слух аутентичных текстов. Различение и опознавание речевых единиц текста [5, с. 170].
В процессе развития устной речи посредством работы над текстом проводится обследование состояния устной речи учащихся:
1-й класс. Восприятие диалогов, состоящих из 8-10 реплик, на слух (коммуникативные ситуации отбираются с учетом их необходимости для общения, в соответствии с жизненным и эмоциональным опытом детей). Воспроизведение диалогов, включающих диалогические единства типа «вопрос – ответ», естественно, эмоционально и внятно. Перефразирование реплик диалогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слух играет важную роль в развитии ребенка. С помощью слуха происходит обогащение представлений об окружающем мире, знакомство с многообразием звуков, формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь, которая обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта. В младшем школьном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Развитие слухового восприятия представляет собой сложный процесс, который предполагает восприятие речи при помощи только слухового анализатора, в ходе которого происходит актуализация слуховых и кинетических образов слов, словосочетаний и фонематических элементов речи, что в свою очередь является необходимым фактором для понимания смысла услышанного.
Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета. Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Подобранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. В настоящее время развитие слухового восприятия и устной речи и учащихся с нарушениями слуха осуществляется по программе коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия». В процессе работы над текстом особое внимание должно уделяться осознанию смысла речевого материала.
Методика работы над текстом с учащимися с нарушениями слуха, предполагает работу над диалогом и монологом. В процессе работы осуществляется постепенное формирование навыков самостоятельного создания и правильного воспроизведения диалогов, в том числе различных типов диалогического единства и монологических высказываний.
1. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГУ, 1961. – 456 с.
2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 276 с.
3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. – 428 с.
4. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха : книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. – изд. 2-е, испр. – СПб.: КАРО, 2013. – 240 с.
5. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха : руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. – Спб. : КАРО, 2016. – 304 с.
6.Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Часть 1 : методические указания / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2004. – 154 с.
7. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы, Возможности / Леве Армин. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
8. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. – М., 1976. – Вып. 103 : Лингвистика текста. – С. 60–70.
9. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / под. ред. Е. Строгановой. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с.
10. Назарова, Л. П. Этапы становления дидактической системы развития слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха / Л. П. Назарова // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. – 2002. – № 3. – С. 99-111.
11. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Владос, 2004. – 344 с.
12. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб. метод. пособие. – Минск : БГПУ, 2007. – 54 с.
13. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие / Т. И. Обухова – Минск : БГПУ, 2005. – 48 с.
14. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко – М. : Владос, 2003. – 224 с.
15. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. – Минск, 2017. – 39 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
17. Феклистова, С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008. – 67 с.
18. Феклистова, С. Н. Конструктивные картины как средство развития связной монологической речи детей с кохлеарным имплантом дошкольного возраста / С. Н. Феклистова, М. В. Осипчук // Материалы Международной научно-практической конференции . Под редакцией О. Л. Лехановой. – 2016. С. 279-282.
19. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С. Н. Феклистова, Л. В. Михайловская, Т. И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Феклистова, С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова. – Минск : БГПУ, 2008. – 48 с.
21. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» . – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с:
22. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи : учебное пособие / А. Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты