Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Методы строго регламентированного упражнения
1.2 Методы обучения двигательным действиям
1.3 Методы воспитания физических качеств
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
2.1 Признаки метода строго регламентированного упражнения
2.2 Разновидности метода строго регламентированного упражнения
2.3 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста
2.4 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста
2.5 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Особенности обучения двигательным действиям также во многом зависят от проявляемых в них и физических качеств и необходимой степени их проявления. Если предметом обучения являются движения, требующие относительно незначительных и распространенных проявлений физических качеств, то проблема использования подготовительных упражнений для предварительного развития физических качеств практически устраняется. Доминирующее место в учебном процессе могут занять методы стандартно-повторяющегося упражнения, с помощью которых двигательные навыки легко довести до необходимого уровня автоматизма.
Иная ситуация, когда тренировка направлена на достижение высокого мастерства в действиях, требующих крайних проявлений силы, скорости или других физических качеств. Процесс обучения таким действиям особенно тесно связан с развитием соответствующих физических качеств. Для этого нужна обширная система подготовительных упражнений и множество способов их применения.
При этом двигательные навыки не следует приводить в состояние крайних стереотипов, они формируются, совершенствуются и видоизменяются в зависимости от степени развития физических качеств, а техники обновляются в определенные фазы с переходом на новые формы движения. В таких случаях цикл обучения повторяется шаг за шагом на новой основе. В спортивной фазе идет постоянный поиск новых форм техники движения. Процесс обучения становится действительно творческим.
Есть двигательные действия, в которых во время обучения должен быть доступен особенно широкий диапазон вариативности, «подвижность» двигательных навыков. В первую очередь это действия, входящие в состав спортивных игр и боевых искусств (борьба, бокс, фехтование, футбол). Одна из основных проблем методики обучения таким действиям – поддержание оптимальных соотношений между факторами, ведущими к закреплению двигательных навыков, и факторами, повышающими их целевую изменчивость в условиях постоянных изменений среды деятельности.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В физическом воспитании метод рассматривается как способ достижения цели, решения конкретной проблемы или как набор приемов и операций, используемых для решения проблемы.
В физическом воспитании используются различные методы, между которыми можно выделить две большие группы: специфические (характерные только для физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех сферах образования и обучения). Группа общепедагогических методов, в свою очередь, включает две подгруппы методов: словесные (вербальные) и наглядные.
Вербальные методы основаны на воздействии на вторую сигнальную систему, что позволяет воссоздать акт в представлениях движений (создается так называемый логический образ движения). Визуальные методы основаны на воздействии на первую сигнальную систему, которая способствует созданию сенсорного изображения движения [5].
К специфическим методам физического воспитания относятся: методы строго регламентированных движений; частично регламентированных упражнений (игровые и соревновательные). С их помощью решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и тренировкой физических качеств.
В физическом воспитании все специальные и общепедагогические методы применяются в единстве. Это объясняется, с одной стороны, невозможностью решения учебных задач без вербальной информации и без визуального представления, а с другой – тем, что изменения физической подготовленности не могут быть достигнуты только за счет использования общеобразовательных методов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
2.1 Признаки метода строго регламентированного упражнения
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит, прежде всего, от содержания тренировок и фаз, которые постепенно заменяются в контексте физического воспитания [11].
Отличительной особенностью методов этого типа является то, что деятельность вовлеченных лиц организована и регулируется с возможно полным регулированием (регламентацией), которое включает:
- максимально точную дозировку нагрузки и контроль ее динамики во время тренировки, а также в возможном четком нормировании интервалов отдыха и в строго определенном порядке, в котором они чередуются с фазами нагрузки;
- фиксированную программу упражнений (заданный состав движений, последовательность их повторения, изменения и связь друг с другом);
- создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями вовлеченных лиц [13].
Важность такой регуляции состоит в создании оптимальных условий для овладения новыми двигательными навыками или в обеспечении точно направленного воздействия на развитие физических качеств и способностей [6].
Несмотря на все достоинства и разнообразие методик строго регламентированных упражнений, они фактически воплощают в себе лишь одну из важнейших методических линий в процессе физического воспитания, предполагающую возможную полную последовательность действий участников и условия их выполнения [22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В физическом воспитании используются различные методы, между которыми можно выделить две большие группы: специфические (характерные только для физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех сферах образования и обучения). Группа общепедагогических методов, в свою очередь, включает две подгруппы методов: словесные (вербальные) и наглядные.
2. Методы строго регламентированных упражнений имеют множество специфических вариантов, применение которых зависит, прежде всего, от содержания занятий и уровней, последовательно сменяемых в процессе физического воспитания.
В спортивной практике выделяют ряд приемов строго регламентированных упражнений.
Целостный конструктивный метод упражнений используется на каждом этапе тренировки. Суть его в том, что техника движения осваивается сразу в целостной структуре, без разделения на отдельные части.
Расчлененный конструктивный метод применяется на ранних этапах обучения. Позволяет разбить целостное двигательное действие (в основном со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с их альтернативным обучением и последующим соединением в единое целое.
Процедура сопряженного воздействия в основном используется в процессе совершенствования усвоенных двигательных действий с целью улучшения их качественной основы, то есть эффективности. Суть его заключается в том, что техника двигательных действий совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических нагрузок. Например, во время тренировки спортсмен бросает утяжеленное копье или диск, прыгает с утяжеленным поясом и т. д. В этом случае одновременно улучшается и техника движения, и физические навыки.
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 210 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт,2018. – 411 с.
4. Бернштейн, Н.А. О построении движений. / Н.А. Бернштейн – М.: Медгиз, 2007. – 342 с.
5. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 288 с.
6. Бойченко, С. Двигательные способности в классической теории физического воспитания / С. Бойченко, Ю. Войнар, А. Смотрицкий // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 1.
7. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум. – М.: «Академия» 2012 – 240 с.
8. Войнар, Ю. Теория спорта – методология программирования./ Ю. Войнар, С.Д. Бойченко, В.А. Барташ. – Минск.: Харвест, 2001
9. Головин, В.А. Физическое воспитание / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, – 391 с.
10. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебно-методическое пособие / Ю.А. Гончарова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. - 40 с.
11. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского, Физкультура и спорт, – М.: Высш. шк., 1986. – 329 с.
12. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. / А.А. Гужаловский: автореф.дис. ... д-ра пед. наук:13.00.04. – М., 1979.
13. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура» / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
14. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, И.Г. Николаенко.– М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.
15. Коробков, А.В. Физическое воспитание / под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова [и др.] – М.: Высш. школа, 1983. – 391 с.
16. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.- 344 с.
17. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах / В.Ф. Ломейко . – М.: Народная асвета, 2010. - 340 с.
18. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях – М: Терра-Спорт, 2000 - 250 с.
19. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименк. – М.: Высш. школа, 1999. – 360 с.
20. Матвеев, Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие идеи). / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры – 1999. – № 1. – С. 34.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ.институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
22. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
23. Решетников Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 152 с.
24. Серова, Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся средствами физической культуры / Н.Б. Серова. – М.: Знание, 2015 – 214 с.
25. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 2006. – 256 с.
26. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.:Физкультура и спорт, 1976.
27. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
28. Эйдер, Е. Развитие и направленное совершенствование физических качеств у школьников: монография / Е. ьЭйдер. – Щецин: Щецинский университет, 2000.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты